УТВЕРЖДЕНА приказом МАОУ СОШ № 15 от «31» 08 2021г. № 136-ОД Приложение к Основной образовательной программе среднего общего образования Рабочая программа «Физическая культура» 10-11 классы (ФГОС) Подписано цифровой подписью: Директор Комолова Полина Владимировна Дата: 2021.09.13 19:12:01 +05'00' г. Серов I. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования 1. Планируемые личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования: 1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); 2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3) готовность к служению Отечеству, его защите; 4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; 7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; 8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; 11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; 12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; 13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; 15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. 2. Планируемые метапредметные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования: 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов; 7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; 8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. 3. Планируемые предметные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования 1) умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга, в том числе в подготовке к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО); 2) владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью; 3) владение основными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств; 4) владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности; 5) владение техническими приемами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности. Выпускник на базовом уровне научится: – определять влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек; – знать способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности; – знать правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями общей, профессионально-прикладной и оздоровительнокорригирующей направленности; – характеризовать индивидуальные особенности физического и психического развития; – характеризовать основные формы организации занятий физической культурой, определять их целевое назначение и знать особенности проведения; – составлять и выполнять индивидуально ориентированные комплексы оздоровительной и адаптивной физической культуры; – выполнять комплексы упражнений традиционных и современных оздоровительных систем физического воспитания; – выполнять технические действия и тактические приемы базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности; – практически использовать приемы самомассажа и релаксации; – практически использовать приемы защиты и самообороны; – составлять и проводить комплексы физических упражнений различной направленности; – определять уровни индивидуального физического развития и развития физических качеств; – проводить мероприятия по профилактике травматизма во время занятий физическими упражнениями; – владеть техникой выполнения тестовых испытаний Всероссийского физкультурноспортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: – самостоятельно организовывать и осуществлять физкультурную деятельность для проведения индивидуального, коллективного и семейного досуга; – выполнять требования физической и спортивной подготовки, определяемые вступительными экзаменами в профильные учреждения профессионального образования; – проводить мероприятия по коррекции индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств по результатам мониторинга; – выполнять технические приемы и тактические действия национальных видов спорта; – выполнять нормативные требования испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО); – осуществлять судейство в избранном виде спорта; – составлять и выполнять комплексы специальной физической подготовки. II. Содержание Общей целью образования в области физической культуры является формирование у обучающихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. Освоение учебного предмета направлено на приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями. Учебный предмет «Физическая культура» должен изучаться на межпредметной основе практически со всеми предметными областями среднего общего образования. Базовый уровень Физическая культура и здоровый образ жизни Современные оздоровительные системы физического воспитания, их роль в формировании здорового образа жизни, сохранении творческой активности и долголетия, предупреждении профессиональных заболеваний и вредных привычек, поддержании репродуктивной функции. Оздоровительные мероприятия по восстановлению организма и повышению работоспособности: гимнастика при занятиях умственной и физической деятельностью; сеансы аутотренинга, релаксации и самомассажа, банные процедуры. Система индивидуальных занятий оздоровительной и тренировочной направленности, основы методики их организации и проведения, контроль и оценка эффективности занятий. Особенности соревновательной деятельности в массовых видах спорта; правила организации и проведения соревнований, обеспечение безопасности, судейство. Формы организации занятий физической культурой. Государственные требования к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Современное состояние физической культуры и спорта в России. Основы законодательства Российской Федерации в области физической культуры, спорта, туризма, охраны здоровья. Физкультурно-оздоровительная деятельность Оздоровительные системы физического воспитания. Современные фитнес-программы, направленные на достижение и поддержание оптимального качества жизни, решение задач формирования жизненно необходимых и спортивно ориентированных двигательных навыков и умений. Индивидуально ориентированные здоровьесберегающие технологии: гимнастика при умственной и физической деятельности; комплексы упражнений адаптивной физической культуры; оздоровительная ходьба и бег. Физическое совершенствование Совершенствование техники упражнений базовых видов спорта: акробатические и гимнастические комбинации (на спортивных снарядах); бег на короткие, средние и длинные дистанции; прыжки в длину и высоту с разбега; метание гранаты; передвижение на лыжах; плавание; технические приемы и командно-тактические действия в командных (игровых) видах; техническая и тактическая подготовка в национальных видах спорта. Спортивные единоборства: технико-тактические действия самообороны; приемы страховки и самостраховки. Прикладная физическая подготовка: полосы препятствий; кросс по пересеченной местности с элементами спортивного ориентирования; прикладное плавание. III. Тематическое планирование 10 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Тема Легкая атлетика (13 ч) Требования безопасности при занятиях лёгкой атлетикой. Бег на короткие дистанции. Низкий старт и стартовый разгон Бег на короткие дистанции. Бег по дистанции и финиширование. Бег на короткие дистанции (60м, 100м) Всероссийский физкультурноспортивный комплекс "Готов к труду и обороне". Прыжок в длину с места. Оздоровительные системы физического воспитания. Прыжок в длину с разбега. Прыжок в длину с разбега. Метание гранаты. Роль оздоровительных систем физического воспитания в формировании здорового образа жизни. Метание гранаты. Формы организации занятий физической культурой. Бег на средние дистанции. Особенности соревновательной деятельности в массовых видах спорта. Бег на длинные дистанции. Преодоление полосы препятствий. Кросс по пересечённой местности с элементами спортивного ориентирования. Техническая и тактическая подготовка в национальных видах спорта: игра «Лапта». Спортивные игры: баскетбол (13 ч) Требования безопасности при занятиях игровыми видами спорта. Техники передвижений, остановок, поворотов, стоек. Ловля и передачи мяча без сопротивления защитника в различных построениях. Ловля и передачи мяча с сопротивлением защитника в различных построениях. Ведение мяча с изменением направления движения и скорости ведения. Броски мяча на месте. Броски мяча в движении. Индивидуальные тактические действия в защите. Индивидуальные тактические действия в нападении. Командно-тактические действия в нападении и защите. Командно-тактические действия в нападении и защите. Игровые ситуации и игровые задания. Правила организации и проведения соревнований. Игровые взаимодействия. Игровые взаимодействия. Гимнастика с основами акробатики (18 ч) Требования безопасности при занятиях спортивной гимнастикой. Строевые упражнения. Здоровьесберегающие технологии: гимнастика при умственной и Колво часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 29, 30 31, 32 33 34 35, 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46, 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 физической деятельности. Акробатические упражнения. Акробатическая комбинация. Лазание по канату. Комплексы упражнений адаптивной физической культуры. Висы и упоры. Висы и упоры. Опорный прыжок. Аутотренинг, релаксация. Равновесие. Самомассаж, банные процедуры. Равновесие. Контроль и оценка эффективности занятий. Общая физическая подготовка. Оздоровительная ходьба и бег. Ритмическая гимнастика. Современные фитнес-программы. Атлетическая гимнастика. Преодоление гимнастической полосы препятствий. Специальная физическая подготовка. Преодоление гимнастической полосы препятствий. Спортивные единоборства ( 4 ч) Требования безопасности на занятиях единоборствами. Гигиена борца. Приёмы самостраховки. Приёмы борьбы лёжа и стоя. Технико-тактическая подготовка. Лыжные гонки (21 ч) Требования безопасности при занятиях лыжными гонками. Подбор лыжного инвентаря. Попеременный двухшажный ход. Одновременный бесшажный ход. Одновременный одношажный ход. Одновременный двухшажный ход. Переход с попеременного хода на одновременный. Переход с одновременных ходов на попеременный. Правила соревнований по лыжным гонкам. Прохождение дистанции классическим ходом: 3 км и 5 км. Одновременный коньковый ход. Попеременный коньковый ход. Спуски, подъемы, торможения. Прохождение дистанции с преодолением различных препятствий на лыжах. Особенности соревновательной деятельности в массовых видах спорта. Эстафеты на лыжах. Передвижения на лыжах разными способами. Игры на лыжах. Переход с попеременного конькового хода на одновременный. Эстафеты на лыжах. Общефизическая подготовка. Специальная физическая подготовка. Игры-эстафеты на лыжах. Спортивные игры: волейбол (8 ч) Требования безопасности при занятиях игровыми видами спорта. Техника передвижений, остановок, поворотов и стоек. Приём и передачи мяча. 2 2 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 72 73, 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 Верхняя прямая подача мяча. Прямой нападающий удар. Индивидуальное и групповое блокирование; страховка. Индивидуальные, групповые тактические действия. Групповые и командные тактические действия. Спортивные игры: ( футбол) (8 ч) Требования безопасности при занятиях игровыми видами спорта. Ловля и передачи мяча различных построениях. Ведение мяча с изменением направления движения и скорости ведения. Удары по воротам. Удары по мячу и остановка мяча. Индивидуальные тактические действия в защите. Индивидуальные тактические действия в нападении. Командно-тактические действия в нападении и защите. Командно-тактические действия в нападении и защите. Игровые ситуации и игровые задания. Лёгкая атлетика (14 ч) Требования безопасности при занятиях лёгкой атлетикой. Прыжок в высоту с разбега. Прыжок в высоту с разбега. Метание в цель. Бег на короткие дистанции. Низкий старт и стартовый разгон. Бег на короткие дистанции. Бег по дистанции и финиширование. Бег на короткие дистанции (60м, 100м). Прыжок в длину с разбега. Прыжок в длину с разбега. Метание гранаты. Бег на средние дистанции. Бег на длинные дистанции. Эстафетный бег. Игра «Лапта». Преодоление полосы препятствий. Кросс по пересечённой местности с элементами спортивного ориентирования. Плавание (3 ч) Плавание способом кроль на груди и кроль на спине. Плавание способом брасс. Прикладное плавание. 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11 класс № п/п 1 2 3 4 Тема Легкая атлетика (14 ч) Требования безопасности при занятиях лёгкой атлетикой. Бег на короткие дистанции. Низкий старт и стартовый разгон. Бег на короткие дистанции. Бег по дистанции и финиширование. Бег на короткие дистанции (60м, 100м) Всероссийский физкультурноспортивный комплекс "Готов к труду и обороне". Прыжок в длину с места. Колво часов 1 1 1 1 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29, 30 31, 32 33 34 35, 36 37 38 39 40 Прыжок в длину с разбега. Современное состояние физической культуры и спорта в России. Прыжок в длину с разбега. Метание гранаты. Роль оздоровительных систем физического воспитания в сохранении творческой активности и долголетия. Метание гранаты. Бег на средние дистанции. Правила проведения соревнований, обеспечение безопасности, судейство. Бег на длинные дистанции. Бег на длинные дистанции. Преодоление полосы препятствий. Кросс по пересечённой местности с элементами спортивного ориентирования. Техническая и тактическая подготовка в национальных видах спорта: игра «Лапта». Спортивные игры: баскетбол (12 ч) Требования безопасности при занятиях игровыми видами спорта. Техники передвижений, остановок, поворотов, стоек. Ловля и передачи мяча без сопротивления защитника в различных построениях. Ловля и передачи мяча с сопротивлением защитника в различных построениях. Ведение мяча с изменением направления движения и скорости ведения. Броски мяча на месте. Броски мяча в движении. Индивидуальные тактические действия в защите. Индивидуальные тактические действия в нападении. Командно-тактические действия в нападении и защите. Командно-тактические действия в нападении и защите. Игровые ситуации и игровые задания. Основы законодательства Российской Федерации в области физической культуры, спорта, туризма, охраны здоровья. Игровые взаимодействия. Гимнастика с основами акробатики (18 ч) Требования безопасности при занятиях спортивной гимнастикой. Строевые упражнения. Система индивидуальных занятий оздоровительной и тренировочной направленности. Акробатические упражнения. Акробатическая комбинация. Лазание по канату. Предупреждение профессиональных заболеваний и вредных привычек, поддержание репродуктивной функции. Висы и упоры. Висы и упоры. Опорный прыжок. Равновесие. Оздоровительные мероприятия по восстановлению организма и повышению работоспособности. Равновесие. Основы методики организации и проведения индивидуальных занятий оздоровительной и тренировочной направленности. Общая физическая подготовка. Формирование жизненно необходимых и спортивно ориентированных 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 1 2 1 1 1 1 41 42 43 44 45 46 47, 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73, 74 75 76 77 78 79 двигательных навыков и умений. Ритмическая гимнастика. Современные фитнес-программы, направленные на достижение и поддержание оптимального качества жизни. Атлетическая гимнастика. Преодоление гимнастической полосы препятствий. Специальная физическая подготовка. Преодоление гимнастической полосы препятствий. Спортивные единоборства ( 5 ч) Требования безопасности на занятиях единоборствами. Гигиена борца. Приёмы самостраховки. Приёмы самостраховки. Приёмы борьбы лёжа и стоя. Технико-тактическая подготовка. Лыжные гонки (20 ч) Требования безопасности при занятиях лыжными гонками. Подбор лыжного инвентаря. Попеременный двухшажный ход. Одновременный бесшажный ход. Одновременный одношажный ход. Одновременный двухшажный ход. Переход с попеременного хода на одновременный. Переход с одновременных ходов на попеременный. Правила соревнований по лыжным гонкам. Прохождение дистанции классическим ходом: 3 км и 5 км. Одновременный коньковый ход. Попеременный коньковый ход. Спуски, подъемы, торможения. Прохождение дистанции с преодолением различных препятствий на лыжах. Система индивидуальных занятий тренировочной направленности, контроль и оценка их эффективности. Эстафеты на лыжах. Передвижения на лыжах разными способами. Игры на лыжах. Переход с попеременного конькового хода на одновременный. Общефизическая подготовка. Специальная физическая подготовка. Игры-эстафеты на лыжах. Спортивные игры: волейбол (8 ч) Требования безопасности при занятиях игровыми видами спорта. Техника передвижений, остановок, поворотов и стоек. Приём и передачи мяча. Верхняя прямая подача мяча. Прямой нападающий удар. Индивидуальное и групповое блокирование; страховка. Индивидуальные, групповые тактические действия. Групповые и командные тактические действия. Спортивные игры: футбол (8 ч) Требования безопасности при занятиях игровыми видами спорта. Ловля и передачи мяча различных построениях. Ведение мяча с изменением направления движения и скорости ведения. 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 Удары по воротам. Удары по мячу и остановка мяча. Индивидуальные тактические действия в защите. Индивидуальные тактические действия в нападении. Командно-тактические действия в нападении и защите. Командно-тактические действия в нападении и защите. Игровые ситуации и игровые задания. Лёгкая атлетика (14 ч) Требования безопасности при занятиях лёгкой атлетикой. Прыжок в высоту с разбега. Прыжок в высоту с разбега. Метание в цель. Бег на короткие дистанции. Низкий старт и стартовый разгон. Бег на короткие дистанции. Бег по дистанции и финиширование. Бег на короткие дистанции (60м, 100м). Прыжок в длину с разбега. Прыжок в длину с разбега. Метание гранаты. Бег на средние дистанции. Бег на длинные дистанции. Эстафетный бег. Игра «Лапта». Преодоление полосы препятствий. Кросс по пересечённой местности с элементами спортивного ориентирования. Плавание (3 ч) Плавание способом кроль на груди и кроль на спине. Плавание способом брасс. Прикладное плавание. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1