Родной язык (русский) 10-11 класс (ФГОС)

УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 15
от «31» 08 2021г. № 136-ОД

Приложение
к
образовательной
среднего
образования

Основной
программе
общего

Рабочая программа
«Родной язык (русский)»
10-11 класс (ФГОС)

Подписано цифровой подписью:
Директор Комолова Полина
Владимировна
Дата: 2021.09.13 19:10:37 +05'00'

г. Серов

1. Планируемые личностные результаты освоения основной образовательной
программы среднего общего образования:
1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов
(герб, флаг, гимн);
2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном
мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии
экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать
первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных
проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение
опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.

2. Планируемые метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы среднего общего образования:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей
и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей
разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и
незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
3. Планируемые предметные результаты освоения основной образовательной
программы среднего общего образования изучения учебного предмета «Родной язык
язык» на уровне среднего общего образования: (базовый уровень):
1)
сформированность понятий о нормах родного языка и применение знаний о них в
речевой практике;
2)
владение видами речевой деятельности на родном языке (аудирование, чтение,
говорение
и письмо), обеспечивающими эффективное взаимодействие с окружающими людьми в
ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
3)
сформированность навыков свободного использования коммуникативноэстетических возможностей родного языка;
4)
сформированность понятий и систематизацию научных знаний о родном языке;
осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики,
основных единиц и грамматических категорий родного языка;
5)
сформированность навыков проведения различных видов анализа слова
(фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического),
синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного
анализа текста на родном языке;

6)
обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема
используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств
на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
7)
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и
письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8)
сформированность
ответственности
за
языковую
культуру
как
общечеловеческую ценность; осознание значимости чтения на родном языке и изучения
родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в
систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации
отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
9)
сформированность понимания родной литературы как одной из основных
национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
10)
обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативноэстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений
культуры своего народа, российской и мировой культуры;
В результате изучения родного языка ученик научится:
• использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
• использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие,
народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании
текстов;
• создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические
тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание,
повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты,
выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
• выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
• подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и
выбранного профиля обучения;
• правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений
при построении текста;
• сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при
создании текста;
• использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое,
ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием
текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением
информации);
• анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и
второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
• извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в
текстовый формат;
• преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
• выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
• соблюдать культуру публичной речи;
• соблюдать
в речевой практике основные орфоэпические, лексические,
грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы
русского литературного языка;
• оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
• использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и
письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник получит возможность научиться:

•
•

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь
между ними;
анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства,
использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве
и выразительности русского языка);
отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного
русского языка;
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения
мысли и усиления выразительности речи;
иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского
языкознания;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами
ведения диалогической речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и
неизвестную информацию в прослушанном тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и
анализировать полученную информацию;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в
том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и
официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе
знаний о нормах русского литературного языка;
использовать основные нормативные словари и справочникидля расширения
словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том
числе художественной литературы).
II. Содержание
«Родной (русский) язык»

Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка
опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области
«Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его. Основные
содержательные линии настоящей программы (блоки программы) соотносятся с
основными содержательными линиями основного курса русского языка в образовательной
организации, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный
характер.
В соответствии с этим в программе выделяются следующие разделы.
В первом разделе «Язык и культура» представлено содержание, изучение
которого позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и
духовной культуры русского народа, национально- культурную специфику русского
языка, обеспечит овладение нормами русского речевого этикета в различных сферах

общения, выявление общего и специфического в языках и культурах русского и других
народов России и мира, овладение культурой межнационального общения.
Второй раздел «Культура речи» ориентирован на формирование у учащихся
ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах
жизни, повышение речевой культуры подрастающего поколения, практическое овладение
культурой речи: навыками сознательного и произвольного использования норм русского
литературного языка для создания правильной речи и конструирования речевых
высказываний в устной и письменной форме с учётом требований уместности, точности,
логичности, чистоты, богатства и выразительности; понимание вариантов норм; развитие
потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного
языка и совершенствование умений пользоваться ими.
В третьем разделе «Речь. Речевая деятельность. Текст» представлено
содержание, направленное на совершенствование видов речевой деятельности в их
взаимосвязи и культуры устной и письменной речи, развитие базовых умений и навыков
использования языка в жизненно важных для школьников ситуациях общения: умений
определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать
коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
понимать, анализировать и создавать тексты разных функционально-смысловых типов,
жанров, стилистической принадлежности.
Раздел 1. «Язык и культура»
Русский язык как один из важнейших современных языков мира, как национальный
язык русского народа, как государственный язык Российской Федерации и как язык
межнационального общения. Отражение в языке исторического опыта народа, культурных
достижений всего человечества. Основные формы существования национального языка:
литературный язык, территориальные диалекты (народные говоры), городское
просторечие, профессиональные и социально-групповые жаргоны. Национальный язык —
единство этих форм (разновидностей). Основные признаки литературного языка:
обработанность, нормированность, относительная устойчивость (стабильность),
обязательность для всех носителей языка, стилистическая дифференцированность,
высокий социальныйпрестиж в среде носителей данного национального языка.
Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная, кумулятивная,
эстетическая (повторение).
Кумулятивная (культуроносная) функция как способность языка накапливать и
передавать опыт поколений, служить хранилищем человеческого опыта, культурноисторической информации.
Элементарный анализ лексических единиц, в которых наиболее ярко проявляется
кумулятивная функция языка (отражение предметов и явлений материального мира,
социальных факторов, социального опыта народа, его деятельности, насущных
потребностей и т. п.).
Язык как составная часть национальной культуры; как продукт культуры, в котором
сосредоточен исторический культурный опыт предшествующих поколений; как средство
дальнейшего развития культуры, условие формирования и существования нации, средство
формирования личности.
Отражение в языке материальной и духовной культуры народа (реального мира,
окружающего человека, условий его жизни; общественного самосознания народа, его
менталитета, национального характера, образа жизни, традиций, обычаев, морали,
системы ценностей, мироощущения).
Развитие новых лингвистических дисциплин, в центре внимания которых находится
человек как носитель языка (языковая личность).
Лингвокультурология как наука, объектом изучения которой являются язык и
культура народа.
Концепты как ключевые слова, характеризующие национальную культуру.

Элементарный анализ примеров слов-концептов, характеризующих национальную
культуру.
Прецедентные имена или тексты как важнейшее явление, которое имеет
культурологическую ценность и изучается современной лингвокультурологией.
Безэквивалентная лексика как группа слов, трудно переводимых на другиеязыки и
обозначающих реалии жизниданного культурно-языкового сообщества, которые не
зафиксированы в других языках.
Основные группы без эквивалентной лексики: фразеологические единицы,
историзмы, слова-наименования традиционного русского быта, фольклорная лексика и др.
Элементарный анализ примеров прецедентных имён и текстов, имеющих
культурологическую ценность.
Поиск примеров без эквивалентной лексики в разных словарях(фразеологизмов,
устаревших слови др.) и в предлагаемых текстах.
Раздел 2. «Культура речи»
Речевое общение как социальное явление. Социальная роль языка в обществе.
Изучение разных аспектов речевого общения в лингвистике, философии,
социологии, культурологии, психологии.
Общение как обмен информацией, как передача и восприятие смысла высказывания.
Активное использование невербальных средств общения (жесты, мимика, поза).
Учёт национальной специфики жестов как необходимое условие речевого общения.
Виды жестов (дублирующие актуальную речевую информацию, замещающие
речевое высказывание, регулирующие речевое общение, усиливающие содержание речи и
др.).
Наблюдение за использованием невербальных средств общения в речевой практике
и оценка уместности их употребления.
Наблюдение за способами описания мимики и жестов персонажей литературных
произведений.
Использование разнообразных видов графических знаков в речевом общении
(графических символов, логотипов и т. п.).
Наблюдение за использованием разнообразных видов графических знаков в речевом
общении: графических символов — в письменной научной речи, логотипов — в
повседневном и официально-деловом общении и т. п.).
Самостоятельное составление словарика логотипов и научных символов.
Виды монолога: внутренний (обычно протекает во внутренней речи) и внешний.
Анализ примеров внутреннего и внешнего монолога героя литературного
произведения и объяснение роли монолога в художественном тексте.
Виды монологической речи по цели высказывания: информационная, убеждающая и
побуждающая.
Виды диалога и полилога в соответствии с ситуацией общения: бытовой диалог
(полилог) и деловая беседа.
Культура речи как раздел лингвистики
Культура речи как раздел лингвистики, в котором изучаются нормы русского
литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, правописные), а
также нормы построения речевого высказывания (устного и письменного)в рамках
определённой функциональной разновидности языка и в соответствии с речевой
ситуацией общения.
Культура речи как владение нормами литературного языка в его устной и
письменной формах; умение выбрать и организовать языковые средства, которые в
определённой ситуации общения способствуют достижению поставленных задач
коммуникации; соблюдение в процессе общения речевых правил поведения.
Объяснение важности овладения навыками культуры речи для каждого носителя
языка.

Основные компоненты культуры речи: языковой (или нормативный, состоящий в
изучении норм языка), коммуникативный (изучение особенностей выбора и употребления
языковых средств в соответствии с коммуникативными задачами речевого общения) и
этический (описание речевого этикета, эффективных приёмов общения).
Качества образцовой речи как свойства речи, которые обеспечивают эффективность
коммуникации и характеризуют уровень речевой культуры говорящего: правильность,
точность, уместность, содержательность, логичность, ясность(доступность), богатство,
выразительность, чистота, вежливость
Объяснение соотношения понятий «компоненты культуры речи» и «качества речи»
(языковой компонент — правильность речи; коммуникативный компонент (точность,
уместность,
содержательность,
логичность,
ясность
(доступность),богатство,
выразительность речи.
Языковой компонент культуры речи
Языковые нормы (нормы литературного языка, литературные нормы) как правила
использования языковых средств в речи. Норма как образец единообразного,
общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).
Языковые нормы как явление историческое.
Изменение литературных норм, обусловленное развитием языка. Осмысление
накопленного опыта применения языковых норм.
Анализ примеров, иллюстрирующих изменение литературных норм, обусловленное
развитием языка.
Основные
виды
норм
современного
русского
литературного
языка:
произносительные (орфоэпические, интонационные), лексические, грамматические
(морфологические, синтаксические).
Взаимосвязь раздела «Культура речи» с другими разделами лингвистики
(орфоэпией, лексикой, морфологией и т. п.).Соблюдение основных норм современного
литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых
согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм.
Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имён и отчеств.
Интонационный анализ предложений. Выразительное чтение текста с соблюдением
основных интонационных норм.
Выбор из синонимического ряда нужного слова с учётом его значения и
стилистической окраски. Нормативное употребление форм слова, построение
словосочетаний разных типов, правильное построение предложений разных
синтаксических конструкций. Согласование сказуемого с подлежащим.
Применение орфографических и пунктуационных норм при создании и
воспроизведении текстов делового, научного и публицистического стилей.
Основные нормативные словари русского языка: орфографические, орфоэпические,
грамматические; словари лексических трудностей русского языка; словари паронимов,
синонимов, антонимов, фразеологические словари русского языка и др.
Работа с нормативными словарями русского языка: орфографическими,
орфоэпическими, грамматическими; со словарями лексических трудностей русского
языка; словарями паронимов, синонимов, антонимов, фразеологическими словарями
русского языка и др.
Правильность как качество речи, которое состоит в её соответствии принятым
нормам литературного языка и достигается благодаря знанию этих норм и умению их
применять при построении устного и письменного речевого высказывания.
Оценка правильности устного и письменного высказывания. Исправление ошибок,
связанных с неправильным употреблением слов и грамматических конструкций в устной
и письменной речи.
Коммуникативный компонент культуры речи

Коммуникативный компонент культуры речи как требование выбора и употребления
языковых средств в соответствии с коммуникативными задачами общения.
Необходимость владения функциональными разновидностями языка, а также умение
ориентироваться на условия общения — важное требование культуры речи. Осмысление
накопленного опыта применения коммуникативных норм в собственной речевой
практике.
Точность как коммуникативное качество речи, которое состоит в соответствии её
смысла отражаемой реальности коммуникативному замыслу говорящего. Точность как
требование правильности словоупотребления, умения выбирать необходимый синоним,
пароним, учитывать многозначность и омонимию и др.
Уместность как строгое соответствие речи условиям и задачам общения,
содержанию передаваемой информации, избранному жанру и функциональной
разновидности языка; как способность пользоваться стилистическими ресурсами языка в
соответствии с обстановкой общения.
Анализ текстов различных функциональных разновидностей языка сточки зрения их
соответствия критериям точности, уместности, содержательности, логичности, ясности,
богатства и выразительности речи.
Выбор наиболее точных языковых средств в соответствии со сферой и ситуацией
речевого общения.
Содержательность речи как наличие в высказывании чётко выраженных мыслей,
чувств, стремлений, желаний, что во многом зависит от словарного запаса, позволяющего
человеку адекватно выразить самые различные свои мысли и оттенки мыслей.
Логичность речи как логическая соотнесённость высказываний или частей одного
высказывания, связность мыслей, ясный композиционный замысел текста.
Ясность (доступность)как коммуникативное качество речи, которое облегчает
восприятие и понимание высказывания при сложности его содержания. Ясность речи
связана с умением говорящего(пишущего) сделать свою речь удобной для восприятия,
максимально учитывая при этом знания и речевые навыки собеседника.
Богатство как коммуникативное качество речи, которое определяется
способностью выразить одну и ту же мысль, одно и то же грамматическое значение
разными способами, используя разнообразные языковые средства (лексические,
грамматические, интонационные, стилистические и др.). Лексико-фразеологическое и
грамматическое богатство русского языка. Словообразование как источник богатства
речи.
Выразительность как качество речи, состоящее в выборе таких языковых средств,
которые позволяют усилить впечатление от высказывания, вызвать и поддержать
внимание и интерес у адресата, воздействовать на его разуми чувства. Достижение
выразительности речи путём использования разнообразных изобразительных средств
языка (тропов, риторических фигур и др.), фразеологических оборотов, пословиц,
крылатых фраз и др. Выразительные возможности фонетики, интонации, лексики,
фразеологии, грамматики. Невербальные средства выразительности (жесты, мимика,
пантомимика).
Неуместное, стилистически не оправданное употребление тропов, излишнее
украшательство речи, использование слов, не сочетающихся в рамках одного стиля, как
недостаток речи.
Анализ примеров неуместного, стилистически не оправданного употребления
тропов, излишнего украшательства речи, использования слов, не сочетающихся в рамках
одного стиля
Этический компонент культуры речи
Этический компонент культуры речи как применение правил поведения, связанных с
речевым выражением нравственного кодекса народа; строгий запрет на сквернословие,
разговор на «повышенных тонах» в процессе общения.

Осмысление накопленного опыта применения этических норм поведения в
собственной речевой практике. Речевой этикет как правила речевого поведения
(обобщение изученного).
Применение норм речевого этикета в учебной и бытовой сферах общения.
Чистота речи как отсутствие в ней лишних слов, слов-сорняков, нелитературных
слов (жаргонных, диалектных, нецензурных).
Вежливость речи как соответствие её коммуникативным нормам поведения. Это
качество речи предполагает знание речевого этикета и умение применять его в разных
ситуациях общения; внутреннюю потребность человека общаться доброжелательно,
учтиво, благопристойно в любых обстоятельствах; способность уважительно относиться к
собеседнику даже в непростой ситуации.
Соблюдение правил речевого поведения во время обсуждения спорных вопросов
(спор, диспут, дискуссия).
Этикетные формулы выражения несогласия с собеседником, вежливого отказа в
выполнении просьбы.
Основные ошибки аудирования, которые мешают эффективности общения вовремя
спора, диспута, дискуссии общения.
Анализ текстов различных функциональных разновидностей языка сточки зрения
соответствия их критериям чистоты и вежливости речи.
Соблюдение правил речевого поведения во время обсуждения спорных вопросов
(спор, диспут, дискуссия).
Этикетные формулы выражения несогласия с собеседником, вежливого отказа в
выполнении просьбы.
Основные ошибки аудирования, которые мешают эффективности общения вовремя
спора, диспута, дискуссии.
Соблюдение правил речевого поведения при проведении диспута (дискуссии) на
заданную тему.
Раздел 3. «Речевая деятельность. Текст»
Устная и письменная речь как формы речевого общения.
Основные особенности устной речи: неподготовленность, спонтанность,
прерывистость; ориентированность на слуховое и зрительное восприятие, на присутствие
собеседника, его реакцию; передача эмоций при помощи интонации, мимики, жестов;
возможность воспроизведения речи только при наличии специальных технических
устройств; необходимость соблюдения орфоэпических и интонационных норм.
Наличие в устной речи неполных предложений, незаконченных фраз, лексических
повторов, конструкций с именительным темы, подхватов, самоперебивов и др.
Основные жанры устной речи: устный рассказ, выступление перед аудиторией,
сообщение, доклад, ответ (краткий и развёрнутый) на уроке, дружеская беседа, диспут,
дискуссия и т. д.
Анализ устного высказывания с целью определения его основных особенностей,
характерных для устной речи. Типичные недостатки устной речи: интонационная и
грамматическая нерасчленённость, бедность.
Анализ и оценка устной речи с точки зрения проявления в ней типичных
недостатков (интонационной и грамматической нерасчленённости, бедности).
Письменная форма речи как речь, созданная с помощью графических знаков на
бумаге, экране монитора, мобильного телефона и т. п.
Основные особенности письменной речи: подготовленность, логичность, точность
изложения; ориентированность только на зрительное восприятие и отсутствие
собеседника; передача эмоций при помощи знаков препинания и некоторых других
графических средств; возможность многократного воспроизведения, возвращения к

тексту, возможность многократного совершенствования; необходимость соблюдения
орфографических и пунктуационных норм.
Анализ письменного высказывания с целью определения его основных
особенностей, характерных для письменной речи .Использование в письменной речи
различных способов графического выделения важных для передачи смысла фрагментов
печатного текста (разные типы шрифта, полужирный шрифт, курсив, подчёркивание,
обрамление, особое размещение текста на странице и т. п.).
Основные жанры: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи,
сочинения, конспекты, планы, рефераты и т. п.
Основные требования к письменному тексту: 1) соответствие содержания текста
теме и основной мысли; 2) полнота раскрытия темы; 3) достоверность фактического
материала; 4) последовательность изложения (развёртывания содержания по плану);
логическая связь частей текста, правильность выделения абзацев; 5) смысловая и
грамматическая связь предложений и частей текста;6) стилевое единство; 7) соответствие
текста заданному (или выбранному)типу речи; 8) соответствие нормам русского
литературного языка (грамматическим, речевым, правописным — орфографическим и
пунктуационным).
Анализ письменного текста с точки зрения его соответствия основным требованиям,
предъявляемым к письменному высказыванию.
Объяснение роли письма (написание письменных высказываний в виде сочиненийминиатюр, письменных ответов на поставленный вопрос, изложений и т. п.) для развития
устной речи и речи внутренней, обращённой к самому себе и связанной с процессами
мышления, самооценивания, регуляции своего поведения.
Интернет-общение как специфическая форма речевого взаимодействия,
совмещающего черты устной и письмен ной речи.
Основные условия эффективного общения.
Необходимые условия успешного, эффективного общения: 1) готовность к общению
(обоюдное желание собеседников высказать своё мнение по обсуждаемому вопросу,
выслушать своего партнёра; наличие у собеседников общих интересов, достаточного
жизненного опыта, начитанности, научных знаний для понимания смысла речи
собеседника; владение необходимым объёмом культурологических знаний и др.); 2)
высокий уровень владения языком и коммуникативными навыками; 3) соблюдение норм
речевого поведения и др.
Анализ речевых ситуаций с целью выявления нарушений основных условий
эффективного общения.
Прецедентные тексты как тексты (фразы, слова), которые имеют историкокультурную ценность и на которые часто ссылаются носители языка (цитаты из
общеизвестных художественных произведений; ссылки на мифы, предания, сказки;
афоризмы, пословицы, крылатые слова, фразеологические обороты; фразы из песен,
названия книг, спектаклей, опер, фильмов; высказывания героев популярных
кинофильмов и т. п.).
Коммуникативный барьер как психологическое препятствие, которое может стать
причиной непонимания или возникновения отрицательных эмоций в процессе общения.
Элементарный анализ накопленного речевого опыта, связанного с преодолением
коммуникативных барьеров в процессе общения.
Умение задавать вопросы как условие эффективности общения, в том числе
иинтернет-общения.
Виды речевой деятельности и информационная переработка текста
Виды речевой деятельности
Виды речевой деятельности: 1) связанные с восприятием и пониманием чужой речи
(аудирование, чтение); 2) связанные с созданием собственного речевого высказывания
(говорение, письмо). Анализ памяток-инструкций («Как читать текст, чтобы понять его

содержание», «Как слушать текст, чтобы понять его содержание», «Как писать
сочинение» и т.д.)
Четыре этапа речевой деятельности: 1) ориентировочный; 2) этап планирования; 3)
этап исполнения; 4) этап контроля.
Анализ памяток-инструкций («Как читать текст, чтобы понять его содержание»,
«Как слушать текст, чтобы понять его содержание», «Как писать сочинение», «О чём
нужно помнить, выступая перед аудиторией с докладом, сообщением» и др.) с точки
зрения отражения в них основных этапов речевой деятельности.
Чтение как вид речевой деятельности
Чтение как процесс восприятия, осмысления и понимания письменного
высказывания. Основные виды чтения: поисковое, просмотровое, ознакомительное,
изучающее (обобщение).
Аудирование как вид речевой деятельности
Аудирование как процесс восприятия, осмысления и понимания речи говорящего.
Правила эффективного слушания: максимальная концентрация внимания на
собеседнике; демонстрация с помощью реплик, мимики, жестов своего внимания к
собеседнику, понимания/непонимания, одобрения/неодобрения его речи; максимальная
сдержанность в выражении оценок.
Типичные недостатки аудирования:1) отсутствие гибкой стратегии аудирования; 2)
непонимание смысла прослушанного текста или его фрагментов; 3) отсеивание важной
информации;4) перебивание собеседника во время его сообщения; 5) поспешные.
Основные способы информационной переработки прочитанного или прослушанного
текста
Информационная переработка прочитанного или прослушанного текста как процесс
извлечения необходимой информации из текста-источника и передача её разными
способами.
Основные способы сжатия исходного текста: 1) смысловое сжатие (выделение и
передача основного содержания текста) — исключение, обобщение; 2) языковое сжатие
(использование более компактных, простых языковых конструкций) — замена одних
синтаксических конструкций другими; сокращение или полное исключение (повторов,
синонимов, синтаксических конструкций ит. п.); слияние нескольких предложений в одно
(обобщение изученного).
Совершенствование навыков сжатия исходного текста разными способами: с
помощью смыслового сжатия и/или языкового сжатия текста. Основные способы
информационной переработки текста и преобразования его на основе сокращения:
составление плана, тезисов, аннотации, конспекта, реферата, рецензии.
Использование определённых стандартных языковых средств (речевые клише,
штампы научной речи) при составлении планов, тезисов, аннотаций, конспектов,
рефератов, рецензий.
Осознанный выбор вида чтения(вида аудирования) исходного текста при
составлении планов, тезисов, аннотаций, конспектов, рефератов, рецензий.
Осознанное использование полученных знаний и умений, связанных ссоставлением
планов, написанием тезисов, аннотаций, конспектов, рефератов, рецензий в процессе
изучения других школьных дисциплин.
Говорение как вид речевой деятельности
Говорение как вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется
устное общение, происходит обмен информацией.
Основные качества образцовой речи: правильность, ясность, точность, богатство,
выразительность, чистота, вежливость.
Критерии оценивания устного высказывания учащегося (сообщения, выступления,
доклада): 1) содержание устного высказывания (правильность и точность понимания
темы; соответствие высказывания теме и полнота её раскрытия; чёткость и

определённость выражения основной мысли высказывания; смысловое и стилистическое
единство, связность и последовательность изложения; наличие/отсутствие логических
ошибок; наличие/отсутствие аргументов, обосновывающих точку зрения учащегося;
соответствие устного высказывания заданной речевой ситуации (коммуникативная цель
высказывания, адресат, место и условия общения), сфере общения, заданному жанру и
стилю речи);2) речевое оформление устного высказывания (точность выражения мысли,
использование разнообразных грамматических конструкций; соответствие языковых
средств заданной речевой ситуации и стилю речи; употребление слов в соответствии с их
лексическим значением и стилистической окрашенностью; наличие/отсутствие слов,
выходящих за пределы литературного языка(жаргонизмы, слова-паразиты и др.);
наличие/отсутствие орфоэпических ошибок; наличие/отсутствие грамматических ошибок;
наличие/отсутствие речевых ошибок); 3) выразительность речи (уместное использование в
речевом высказывании выразительных языковых средств (интонационных, лексических,
грамматических) в соответствии с заданной речевой ситуацией, коммуникативной целью
речи и стилем речи; уместное использование языковых средств привлечения и
удерживания внимания слушателей; уместность и корректность использования
невербальных средств общения — мимики, жестов); 4) взаимодействие с собеседниками в
процессе обсуждения устного высказывания (адекватное восприятие и понимание
вопросов по содержанию устного высказывания; способность кратко и точно
формулировать мысль, убеждать собеседников в своей правоте, аргументированно
отстаивать свою точку зрения).
Подготовка устного выступления, обобщающего информацию по указанной теме,
содержащуюся в учебной литературе, на соответствующих сайтах Интернета.
Моделирование речевых ситуаций участия в спорах, диспутах, дискуссиях.
Овладение речевой культурой использования технических средств коммуникации
(телефон, мобильный телефон, скайп и др.) в процессе устного общения. Использование
на уроках по другим предметам коммуникативного опыта создания собственного устного
высказывания и оценивания чужих устных высказываний.
Подготовка публичного выступления на полемическую тему, подразумевающую
аргументированное построение публичного выступления по заданной структуре.
Анализ публичного выступления на полемическую тему, оценка его содержания,
речевого оформления, соответствия речевой ситуации и коммуникативным задачам.
Письмо как вид речевой деятельности
Письмо как вид речевой деятельности, связанный с созданием письменного
высказывания.
Связь
письма
с
другими
видами
речевой
деятельности
человека(говорением, чтением, аудированием).
Письмо как вид речевой деятельности, востребованный в сфере образования.
Виды письменных речевых высказываний школьника.
Основные требования к письменной речи: правильность, ясность, чистота, точность,
богатство, выразительность.
Критерии оценивания письменного высказывания учащегося (содержание
письменного высказывания, речевое оформление и выразительность высказывания, его
соответствие грамматическим, орфографическим и пунктуационным нормам).
Функциональная стилистика
Функциональная стилистика как раздел лингвистики, который изучает исторически
сложившуюся в русском языке систему функциональных разновидностей литературного
языка в их соотношении и взаимодействии.
Современное учение о функциональных разновидностях языка. Функциональные
разновидности языка: разговорная речь, функциональные стили (официально-деловой,
научный, публицистический), язык художественной литературы (повторение изученного).
Обобщение изученного о функциональных разновидностях языка. Обобщение опыта
стилистического анализа текстов разных функциональных разновидностей языка. Учёт

основных факторов при разграничении функциональных разновидностей языка:
экстралингвистических (сфера применения, основные функции речи) и лингвистических
факторов (основные особенности речи, типичные языковые средства). Установление
принадлежности текста к определённой функциональной разновидности, подстилю,
жанру речи (на основе изученного ранее).
Речевой жанр как относительно устойчивый тематический, композиционный и
стилистический тип высказываний, имеющих общие признаки: соответствие
определённой коммуникативной цели, завершённость, связь с конкретной сферой
общения.
Разговорная речь (сфера применения, основная функция, основные разновидности,
основные признаки, языковые средства, основные жанры).
Объяснение основных экстралингвистических (сфера применения, основные
функции речи) и лингвистических признаков разговорной речи.
Установление принадлежности текста к определённой разновидности(подстилю)
разговорной речи.
Обобщение собственного речевого опыта использования невербальных средств при
устном общении.
Проведение интонационной разметки примеров разговорной речи.
Анализ образцов разговорной речи, содержащихся в текстах произведений
художественной литературы. Характеристика наиболее распространённых жанров
разговорной речи. Составление устного рассказа на заданную тему с использованием
элементов разговорной речи.
Обобщение собственного речевого опыта построения речевого высказывания в
рамках типовых жанров разговорной речи.
Формулирование основных правил построения речи и речевого поведения в рамках
общения в интернет-пространстве.
Официально-деловой стиль (сфера применения, основная функция, основные
разновидности, основные признаки, языковые средства, основные жанры).
Объяснение основных экстралингвистических (сфера применения, основные
функции речи) и лингвистических признаков официально-делового стиля. Анализ
образцов официально-делового стиля речи с точки зрения проявления в них основных
признаков данного стиля.
Создание собственных речевых высказываний по данным образцам.
Установление принадлежности текста к определённой разновидности (подстилю)
официально-делового стиля.
Наблюдение за использованием лексических, морфологических и синтаксических
средств в текстах официально-делового стиля; их уместное употребление в собственных
речевых высказываниях данного стиля.
Анализ и редактирование примеров неуместного использования речевых штампов.
Обобщение собственного опыта построения речевого высказывания в рамках типовых
жанров официально-делового стиля.
Научный стиль речи (сфера применения, основная функция, основные
разновидности, основные признаки, языковые средства, основные жанры).
Объяснение основных экстралингвистических (сфера применения, основные
функции речи) и лингвистических признаков научного стиля речи.
Установление принадлежности текста к определённой разновидности
(подстилю) научного стиля речи.
Анализ речевых образцов научного стиля речи (тексты школьных учебников, статьи,
лекции, словари, справочные пособия, энциклопедии, устные ответы на уроке,
инструкциии др.) с точки зрения проявленияв них основных признаков данного стиля
речи. Создание собственных речевых высказываний по данным образцам. Лексический
анализ слов-терминов.

Этимологическая справка как способ объяснения происхождения и значения
термина.
Применение рациональных приёмов работы со словарями в поисках необходимой
информации (в том числе и с интернет-словарями и справочниками). Устный или
письменный пересказ научного текста; создание устного или письменного текстарассуждения на заданную лингвистическую тему и др.
Публицистический стиль речи (сфера применения, основная функция, основные
разновидности, основные признаки, языковые средства, основные жанры).
Объяснение основных экстралингвистических (сфера применения, основные
функции речи) и лингвистических признаков публицистического стиля речи.
Анализ образцов публицистического стиля речи с точки зрения проявления в них
основных признаков данного стиля. Создание собственных речевых высказываний по
данным
образцам.
Характеристика
наиболее
распространённых
жанров
публицистического стиля речи.
Создание портретного очерка (рассказ об интересном человеке), небольшой по
объёму проблемной статьи, репортажа-повествования особытии (посещение театра,
экскурсия, поход), репортажа — описания памятника истории или культуры(родного
города, посёлка, улицы, музея)
Язык художественной литературы (сфера применения, основная функция, основные
разновидности, основные признаки, языковые средства, основные жанры).
Анализ отрывков из художественных произведений с точки зрения проявления в них
основных признаков данной функциональной разновидности языка.
Наблюдение за использованием в художественных текстах изобразительновыразительных языковых средств: фонетических (звукопись),словообразовательных
(индивидуально-авторские неологизмы, повторы слов), лексических и фразеологических,
морфологических, синтаксических (односоставные, неполные предложения, обращения,
прямая речь, диалоги и т. д.). Использование тропов и фигур речи для создания
образности художественной речи (обобщение).Работа со словариком «Тропы и фигуры
речи».

III. Тематическое планирование
10 класс
№
Тема урока
урока
Русский язык как хранитель духовных ценностей нации
1
2
Отражение в языке исторического опыта народа
3
Основные формы существования национального языка
4
5

Основные признаки литературного языка

6
7

Речевое общение как социальное явление
Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная,
кумулятивная, эстетическая (повторение).
Культура речи как владение нормами литературного языка в его

8

Использование диалектов, просторечий в художественной
литературе

Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1

устной и письменной формах

9
10

Речевое общение как социальное явление.
Невербальные средства общения

1

11

Виды графических знаков в текстах и повседневной жизни
человека

1

12
13

Виды жестов
Основные условия эффективного общения
1
1

14

Интернет как средство связи

15

Интерактивное общение с помощью интернета.
Полилог интернет-чата

1

16

Виды монолога: внутренний и внешний.

1

17
18
19
20
21
22
23

Культура речи как раздел лингвистики
Нормы русского литературного языка
Функциональная стилистика как раздел лингвистики
Современное учение о функциональных разновидностях языка.
Функциональные разновидности русского языка
Разговорная речь
Установление принадлежности текста к определённой
разновидности (подстилю) разговорной речи.

1
1
1
1
1
1
1

24

Характеристика наиболее распространённых жанров
разговорной речи.
Официально-деловой стиль
Анализ образцов официально-делового стиля.

1

25
26

1
1

27

Анализ и редактирование примеров неуместного
использования речевых штампов.

1

28

Научный стиль речи

1

29

Установление принадлежности текста к определённой
разновидности
(подстилю) научного стиля речи.

1

30
31
32
33
34

Публицистический стиль речи
Анализ образцов публицистического стиля речи
Язык художественной литературы
Анализ отрывков из художественных произведений
Повторение и обобщение изученного

1
1
1
1
1

11 класс
№
Тема урока
урока
1
Язык и культура
2
Концепт, прецедентные тексты, лингвокультурология
3
Безэквивалентная лексика
4
Основные группы безэквивалентной лексики

Кол-во часов
1
1
1
1

5

Поиск примеров безэквивалентной лексики в разных словарях

1

6

Концепты как ключевые слова, характеризующие национальную
культуру.
Языковой компонент культуры речи

1

7

1
Языковые нормы как явление историческое.

8
9

Коммуникативный компонент культуры речи

1
1

Точность, уместность, выразительность как качество речи
10
11

Этический компонент речи.

1
1

12

Применение норм речевого этикета в учебной и бытовой
сферах общения.

1

13

Чистота речи как отсутствие в ней лишних слов, словсорняков, нелитературных слов (жаргонных, диалектных,
нецензурных).

1

14
15
16
17
18
19

Вежливость речи как соответствие её коммуникативным
нормам поведения.
Вежливость речи как соответствие её коммуникативным
нормам поведения.
Соблюдение правил речевого поведения во время обсуждения
спорных вопросов (спор, диспут, дискуссия).

1

Этикетные формулы выражения несогласия с собеседником,
вежливого отказа в выполнении просьбы
.Основные ошибки аудирования, которые мешают
эффективности общения.

1

Анализ текстов различных функциональных разновидностей
языка .

1
1

1
1

20
21

Функциональные разновидности русского языка
Функциональная стилистика

1
1

22
23
24

Современное учение о функциональных разновидностях языка.
Разговорная речь
Установление принадлежности текста к определённой
разновидности(подстилю)

1
1
1

25
26
27

Официально-деловой стиль
Сфера применения официально-делового стиля.
Создание собственных речевых высказываний по данным
образцам.

1
1
1

28
29
30
31

Научный стиль речи
Сфера применения, основные функции научного стиля.
Публицистический стиль речи
Сфера применения, основные функции публицистического
стиля.
Язык художественной литературы
Языковые средства, основные жанры.

1
1
1
1

32
33
34

Повторение и обобщение изученного

1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».