Родная литература (русская) 10-11 класс (ФГОС)

УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 15
от «31» 08 2021г. № 136-ОД

Приложение
к
Основной
образовательной программе среднего
общего образования

Рабочая программа
«Родная литература (русская)»
10-11 классы
(ФГОС)

Подписано цифровой
подписью: Директор Комолова
Полина Владимировна
Дата: 2021.09.13 19:10:09 +05'00'

г. Серов

1. Планируемые личностные результаты освоения основной образовательной
программы среднего общего образования:
1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину,
прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных
символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок,
обладающего
чувством
собственного
достоинства,
осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии
экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя,
наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать
первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-

экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение
опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.
2.
Планируемые
метапредметные
результаты
освоения
основной
образовательной программы среднего общего образования:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и
реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных
типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и
незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
3. Планируемые предметные результаты освоения основной образовательной
программы среднего общего образования
изучения учебного предмета
"Родная
литература" на уровне среднего общего образования: (базовый уровень).
1)
сформированность понятий о нормах родного языка и применение знаний о них в
речевой практике;
2)
владение видами речевой деятельности на родном языке (аудирование, чтение,
говорение
и письмо), обеспечивающими эффективное взаимодействие с окружающими людьми в
ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

3)
сформированность навыков свободного использования коммуникативно-эстетических
возможностей родного языка;
4)
сформированность понятий и систематизацию научных знаний о родном языке;
осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики,
основных единиц и грамматических категорий родного языка;
5)
сформированность навыков проведения различных видов анализа слова
(фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического),
синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа
текста на родном языке;
6)
обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема
используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на
родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
7)
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного
языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими,
орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их
использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
стремление к речевому самосовершенствованию;
8)
сформированность ответственности за языковую культуру как общечеловеческую
ценность; осознание значимости чтения на родном языке и изучения родной литературы для
своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как
средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества,
многоаспектного диалога;
9)
сформированность понимания родной литературы как одной из основных
национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
10)
обеспечение
культурной
самоидентификации,
осознание
коммуникативноэстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений
культуры своего народа, российской и мировой культуры;
Выпускник на базовом уровне научится:
– демонстрировать знание произведений родной литературы (русской),
приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или
проблемы;
– понимать значимость чтения на родном языке (русском) и изучения родной
литературы (русской) для своего дальнейшего развития; осознавать потребность в
систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире,
гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
– осознавать родную литературу (русскую) как одну из основных
национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
– обеспечению культурной самоидентификации, осознанию коммуникативноэстетических возможностей родного языка (русского) на основе изучения
выдающихся произведений культуры своего народа;
– навыкам понимания литературных художественных произведений,
отражающих разные этнокультурные традиции;
– в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский
опыт, а именно:

– обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в
качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику
(содержащиеся в нем смыслы и подтексты);
– использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на
фрагменты
произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
– давать объективное изложение текста: характеризуя произведение,
выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их
развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая
сложность художественного мира произведения;
– анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности
развития и
связей элементов художественного мира произведения: места и времени
действия, способы изображения действия и его развития, способы введения
персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;
– определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в
художественном
произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их
художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и
смысловой наполненности, эстетической значимости;
– анализировать авторский выбор определенных композиционных решений
в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных
частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает
эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и
концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой,
открытым или закрытым финалом);
– анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или
героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем
подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
– осуществлять следующую продуктивную деятельность:
– давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении
или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира
произведения, понимание принадлежности произведения к литературному
направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
– выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать
свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том
числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки,
исторических документов и т. п.);
– анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в
нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской
индивидуальности;
– анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с
другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и
др.);
– анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или
лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку;

запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая,
как интерпретируется исходный текст.

•

•
•

•
•

Содержание учебного предмета «Родная литература (русская)»
В рабочей программе по учебному предмету «Родная литература
(русская)» предложен модульный принцип формирования рабочей программы:
структура каждого модуля определена логикой освоения конкретных видов
читательской деятельности и последовательного формирования читательской
компетентности, т.е. способности самостоятельно осуществлять читатель- скую
деятельность на незнакомом материале. Содержание рабочей программы
оформляется в проблемно-тематические блоки, обусловленные историей России,
ее культурой и традициями:
Личность (человек перед судом своей совести, человек-мыслитель и чело- векдеятель, я и другой, индивидуальность и «человек толпы», становление личности:
детство, отрочество, первая любовь; судьба человека; конфликт долга и чести;
личность и мир, личность и Высшие начала).
Личность и семья (место человека в семье и обществе, семейные и родственные
отношения; мужчина, женщина, ребенок, старик в семье; любовь и доверие в
жизни человека, их ценность; поколения, традиции, культура повседневности).
Личность – общество – государство (влияние социальной среды на личность
человека; человек и государственная система; гражданственность и патриотизм;
интересы личности, интересы большинства/меньшинства и интересы государства;
законы морали и государственные законы; жизнь и идеология).
Личность – природа – цивилизация (человек и природа; проблемы освоения и
покорения природы; проблемы болезни и смерти; комфорт и духовность;
современная цивилизация, ее проблемы и вызовы).
Личность – история – современность (время природное и историческое; роль
личности в истории; вечное и исторически обусловленное в жизни человека и в
культуре; свобода человека в условиях абсолютной несвободы; человек в
прошлом, в настоящем и в проектах будущего).
Данные тематические блоки определяются, исходя из современного
состояния отечественной культуры, нацелены на формирование восприятия
русской литературы как саморазвивающейся эстетической системы, на получение знаний об основных произведениях отечественной литературы, их
общественной и культурно-исторической значимости.
II. Содержание
10 класс
Проблемно-тематический блок «Личность»:
И.С.Тургенев. Рассказ «Гамлет Щигровского уезда». Тема «лишнего человека».
Проблемно-тематический блок «Личность и семья»:
А.Н.Островский. Комедия «Женитьба Бальзаминова» («За чем пойдёшь, то и
найдёшь»). Своеобразие конфликта и система образов в комедии.
И.С.Тургенев. «Первая любовь». Душевные переживания юного героя.
Неразрешимое столкновение с драматизмом и жертвенностью взрослой любви.
А.П. Чехов. Рассказы «Любовь», «Душечка», «Попрыгунья», драма «Три
сестры».
Мужчина и женщина, любовь и доверие в жизни человека; поколения и традиции.

Проблемно-тематический блок «Личность – общество – государство»:
И.С.Тургенев. «Рудин». Картина общественно-политической жизни в романе.
Ф. М. Достоевский. «Униженные и оскорбленные». «Маленькие люди» в романе.
Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского. Мрачный облик
Петербурга в романе.
«Идиот». Философская и идейно-нравственная проблематика романа. Смысл названия
романа. Судьба и облик главного героя - князя Мышкина. Трагический итог его жизни.
Христианский идеал человека в романе. Столкновение христианского смирения со
всеобщей жестокостью. Образ Настасьи Филипповны, его роль в раскрытии
нравственной проблематики романа.
Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик»: влияние социальной среды на личность
человека.
Проблемно-тематический блок «Личность – природа – цивилизация»:
И.А. Гончаров. Очерки «Фрегат «Паллада» (фрагменты). Изображение жизни,
занятий, черт характера коренных народов Сибири, их нравственной чистоты.
Контакты разных слоев русского населения Сибири с местными жителями.
«Русский» путь цивилизации края, его отличие от европейского.
Проблемно-тематический блок «Личность – история – современность»:
Н.С. Лесков. Рассказ «Однодум». «Праведник» как национальный русский тип.
Влияние христианских заповедей на становление характера героя рассказа.
М. Е. Салтыков-Щедрин. Своеобразие приемов сатирического изображения
в произведении «История одного города» Салтыкова-Щедрина (гротеск,
алогизм, сарказм, ирония, гипербола).
Л. Н. Толстой. Военный опыт писателя, участие в обороне Севастополя.
Изображение суровой правды войны, героизма и патриотизма солдат в
«Севастопольских
рассказах». Описания природы и их связь с внешней и
внутренней жизнью человека. Анализ эпизода. Всемирное значение
Л.Н.Толстого - художника и мыслителя.
11 класс
Проблемно-тематический блок «Личность»:
М. Горький. Рассказ «Карамора». Размышления писателя о природе человека, об
опасности саморазрушения личности.
М. Горький. Литературные портреты «Лев Толстой», «А. Чехов». Публицистика.
Литературный портрет как жанр. Проблема изображения исторической личности.
Своеобразие литературных портретов, созданных М. Горьким.
Ю.П. Казаков. «Во сне ты горько плакал». Осознание трагического одиночества
человека перед неразрешимыми проблемами бытия в рассказе.
Проблемно-тематический блок «Личность и семья»:
В.В. Набоков. «Машенька». Своеобразие конфликта в романе, образ
Машеньки как символ далекой родины.
А.Н. Арбузов. «Жестокие игры». Нравственная проблематика пьесы,
ответственность людей за тех, кто рядом.
Проблемно-тематический блок «Личность – общество –
государство»:
И.А. Бунин. "Иоанн Рыдалец". Русский национальный характер в рассказе.
А.Н. Островский. «Как закалялась сталь». Отражение событий эпохи

Гражданской войны,
особенности художественного метода социалистического реализма на примере романа
А.Н. Островского.
В.С. Маканин. «Кавказский пленный». Человек и государственная система в
рассказе, проблема межнациональных отношений.
З. Прилепин. «Санькя». Законы морали и государственные законы в романе,
тема внутреннего мира членов радикальных молодежных движений, система
пространственных образов как отражение эволюции главного героя Саши
Тишина.
В. Г.Короленко. «Без языка», «Река играет». Гуманистический пафос произведений
писателя. Защита человеческого достоинства. Роль писателя в судьбах родной
литературы.
Проблемно-тематический блок «Личность – природа – цивилизация»:
А. Белый. «Раздумье», «Русь», «Родине». Тема родины. Боль и тревога за судьбы
России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.
А. А. Блок.
«Россия», «Река раскинулась...» (из цикла «На поле Куликовом»). Тема России и
основной пафос патриотических стихотворений.
В. В. Маяковский. Драматургия поэта: «Клоп», «Баня». Сатирические произведения.
«О дряни».
Н. А. Клюев. «Есть две страны», «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из
подвалов, из темных углов...». Изображение труда и быта деревни, родины,
религиозные мотивы. Выражение национального самосознания.
С. А. Есенин. «Край любимы, сердцу снятся...», «Русь», «Запели тесаные дроги»,
«Сторона ль ты моя, сторона!», «Русь Советская», «Русь уходящая», «Спит ковыль».

Н.М. Рубцов. Стихотворения: «В горнице», «Зимняя песня», «Привет, Россия, родина
моя!..», «Тихая моя родина!», «Русский огонек», «Стихи». Проблемы освоения и
покорения природы в лирике Н.М. Рубцова.
А. и Б. Стругацкие. «Улитка на склоне». «Будущее, которое наступит без нас…»
– проблемы современной цивилизации в научно-фантастическом романе.
Л.С. Петрушевская. «Новые робинзоны». Современная цивилизация в рассказе,
опасность для человечества «падения вниз» по эволюционной лестнице.
Проблемно-тематический
блок
«Личность
–
история
–
современность»:
И.А. Бунин. Статья «Миссия русской эмиграции». Оценка автором деятельности
русской эмиграции.
Ю.О. Домбровский. «Хранитель древностей». «Факультет ненужных вещей».
Раскрытие в дилогии роли личности в истории, судьба ценностей христианскогуманистической цивилизации в мире антихристианском, образ русского
интеллигента в эпоху сталинских репрессий в романах.

III. Тематическое планирование
10 класс
№
урока
1

Тема урока

Кол-во часов

И.С. Тургенев «Гамлет Щигровского уезда».

1

2

И.С. Тургенев «Гамлет Щигровского уезда».

1

3

А.Н.Островский. Комедия «Женитьба Бальзаминова» («За чем
пойдёшь, то и найдёшь»).

1

4

Образ Мишеньки Бальзаминова в комедии.

1

И.С.Тургенев. «Первая любовь».
5

1
Душевные переживания юного героя повести.

6
7

Проза А.П. Чехова рассказ «Любовь»,

1
1

Проза А.П. Чехова рассказ «Душечка»
8
9

Проза А.П. Чехова рассказ «Попрыгунья»

1
1

10

А.П. Чехов «Три сестры»:

1

11

Поколения, традиции, культура повседневности в драме.

1

12
13
14
15
16

17

И.С.Тургенев.
«Рудин».
Образ главного героя романа.
Отзывы в критике.
Особенности композиции, индивидуальный авторский язык в
романе.
Ф. М. Достоевский. «Униженные и оскорбленные».

Герои романа Ф. М. Достоевского «Униженные и
оскорбленные».

1
1
1
1
1

1

18

Петербург Достоевского.

1

19

Ф.М.Достоевский роман «Идиот».

1

20
21

Смысл названия романа.
Судьба и облик главного героя - князя Мышкина. Трагический
итог его жизни.

1
1

22

Столкновение христианского смирения со всеобщей
жестокостью.

1

23

Образ Настасьи Филипповны.

1

24

Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик»

1

25

И.А. Гончаров. Очерки «Фрегат «Паллада» (фрагменты).

1

26

«Русский» путь цивилизации края, его отличие от европейского в
очерках «Фрегат «Паллада».

1

27

Н.С. Лесков. Рассказ «Однодум».

1

28

Влияние христианских заповедей на становление характера
героя рассказа.

1

29

М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города»

1

30

Л. Н. Толстой. «Севастопольские рассказы»

1

31

Военный опыт писателя, участие в обороне Севастополя.

1

32

Описания природы и их связь с внешней и внутренней жизнью
человека.

1

33
34

Всемирное значение Л.Н.Толстого - художника и мыслителя.
Зачёт «Основные проблемы и темы художественной и
публицистической литературы XIX века»

1
1

Тематическое планирование
родная литература (русская)
11 класс
№
урока
1

Тема урока

Кол-во часов

М. Горький. Рассказ «Карамора».

1

2

М. Горький. Литературные портреты «Лев Толстой», «А. Чехов».

1

3

Публицистика. Литературный портрет как жанр.

1

4

Ю.П. Казаков. «Во сне ты горько плакал».

1

5

В.В. Набоков. «Машенька».

1

6

Образ Машеньки как символ далекой родины.

1

А.Н. Арбузов. «Жестокие игры».
7

1
Ответственность людей за тех, кто рядом.

8
9

1
И.А. Бунин. "Иоанн Рыдалец".

1

А.Н. Островский. «Как закалялась сталь».
10
11

Особенности художественного метода социалистического реализма
на примере романа А.Н. Островского.

1
1

12

В.С. Маканин. «Кавказский пленный».

1

13

З. Прилепин. «Санькя».

1

14
15

1
1

16

Тема внутреннего мира членов радикальных молодежных движений.
Система пространственных образов как отражение эволюции
главного героя Саши Тишина.
В. Г.Короленко. «Без языка», «Река играет».

17

Роль В.Г.Короленко в судьбах родной литературы.

1

1

18
19
20
21
22
23
24
25

26
27
28

А. Белый. «Раздумье», «Русь», «Родине».
А. А. Блок.
«Россия», «Река раскинулась...» (из цикла «На поле Куликовом»).
В. В. Маяковский. «Клоп», «Баня».

1
1

В. В. Маяковский. «О дряни».
Н. А. Клюев. «Есть две страны», «Осинушка».
Н.А Клюев «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных
углов...».
С. А. Есенин. «Край любимы, сердцу снятся...», «Русь», «Запели
тесаные дроги»,
С.А. Есенин «Сторона ль ты моя, сторона!», «Русь Советская», «Русь
уходящая», «Спит ковыль».

1
1
1

Н.М. Рубцов. Стихотворения: «В горнице», «Зимняя песня»,
Н.М. Рубцов. Стихотворения: «Привет, Россия, родина моя!..»,
«Тихая моя родина!», «Русский огонек», «Стихи».
А. и Б. Стругацкие. «Улитка на склоне». «Будущее, которое
наступит без нас…»

1
1

1

1
1

1

29

Л.С. Петрушевская. «Новые робинзоны».

1

30

Опасность для человечества «падения вниз» по эволюционной
лестнице.

1

31

И.А. Бунин. Статья «Миссия русской эмиграции».

1

32
33

Ю.О. Домбровский. «Хранитель древностей».
Ю.О. Домбровский. «Факультет ненужных вещей».

1
1

34

Итоговый урок.

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».