Практическая стилистика 10-11 класс (ФГОС)

УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 15
от «31» 08 2021г. № 136-ОД

Приложение
к
Основной
образовательной программе среднего
общего образования

Рабочая программа
«Практическая стилистика»
10-11 классы
(ФГОС)

Подписано цифровой
подписью: Директор Комолова
Полина Владимировна
Дата: 2021.09.13 19:09:44 +05'00'

г. Серов

Пояснительная записка
Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования, утвержденного Приказом Минобразования РФ от
05.03.2004г. №1089 (редакция от 23.06.2015), Программа по русскому языку (базовый уровень) Н.Г. Гольцовой. М.: «Русское слово», 2008 г. и Программы В л а с е н к о в а А. И.,
Р ы б ч е н к о в а Л. М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10—11 классы. — М.,
2010.
Актуальность учебного курса «Практическая стилистика» очевидна в связи с подготовкой к ЕГЭ по русскому языку. В школьной практике недостаточно распространен опыт
преподавания стилистики, вследствие чего не происходит обобщения знаний и умений учащихся по этому разделу языкознания. Совершенствование речевой культуры учащихся
старшей ступени обучения вызвало необходимость создания программы курса.
Цель: повышение уровня коммуникативной компетенции обучающихся, что предполагает, прежде всего, формирование умения оптимально использовать средства языка при
устном и письменном общении в различных речевых ситуациях.
Задачи:
- формирование стилистических, лексических и грамматических (морфологических и
синтаксических) умений и навыков учащихся,
- обеспечение планомерной подготовки к единому государственному экзамену по
русскому языку.
Особенность предложенного курса состоит в направленности содержания на подготовку к ЕГЭ по русскому языку. Учитывая специфику контрольных измерительных материалов, в программе рассмотрены наиболее сложные случаи правописания и употребления языковых единиц в соответствии со стилистическими, лексическими, грамматическими (морфологическими, синтаксическими) и пунктуационными нормами русского литературного языка.
Программа составлена в соответствии со стандартом среднего (полного) общего образования по русскому языку, кроме того, опирается на учебные пособия Л. Г. Смирновой
«Культура русской речи» и «Нормы русского литературного языка» (под ред. О. В. Загоровской). Данный курс предназначен для учащихся 10 классов. Программа рассчитана на 34
часов.
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его успешной
социализации в современном мире.
В содержании программы реализован личностно ориентированный и коммуникативно-когнитивный подход к обучению, что выражается в установлении взаимосвязи между
процессом изучения и процессом использования языка через формирование у обучающихся
умений нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения.
Основное содержание курса составляют знания о литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, средствах художественной выразительности, коммуникативных качествах речи, речевом этикете. Первостепенное внимание
в содержании программы уделено формированию практических навыков анализа языковых
явлений всех уровней и построения коммуникативно-целесообразной речи.
В результате изучения практической стилистики на профильном уровне в старшей
школе ученик должен
знать:
– смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая
норма, культура речи, стилистическая окраска, стилистическая оценка, языковые средства
выразительности;

– орфоэпические, лексические, грамматические, нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в различных сферах общения;
уметь:
– осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания
с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
– анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
– проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и
разновидностей языка;
– создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания
различных типов и жанров в различных сферах общения с учетом выразительных возможностей русского языка;
– применять в практике речевого общения основные лексические, грамматические
нормы современного русского литературного языка;
– соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
– использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
владеть:
- коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенциями;
- навыками самообразования и активного участия в культурной и общественной жизни государства;
- навыками самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.
Содержание курса
10 класс
34 часа
Стилистика как раздел науки о языке. (1 час)
Стилистика как раздел науки о языке. Общее понятие о стилистических нормах.
Орфоэпические нормы русского языка. (4 часа)
Основные нормы литературного произношения: произношение безударных гласных
звуков, согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм.
Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы
ударения в современном русском языке. Причины отклонения от произносительных норм.
Исторические изменения в произношении и ударении.Допустимые варианты произношения
и ударения.
Разбор заданий ЕГЭ - задание 4.
Лексические нормы в русском языке. (9 часов)
Синонимия. Синонимические ряды. Скрытое и открытое использование синонимов.
Ошибки при употреблении синонимов. Антонимия. Внутренняя антонимия. Стилистические
функции антонимов. Ошибки при употреблении антонимов. Паронимия и парономазия. Стилистические функции паронимов. Стилистическое использование парономазии. Полисемия.
Слова однозначные и многозначные. Ошибки при употреблении многозначных слов. Омонимия. Омонимы, омоформы, омофоны, омографы. Искажение смысла речи из-за случайной
омонимии. Омонимия как основа каламбуров.

Стилистическая окраска фразеологизмов. Разговорная, книжная, общеупотребительная фразеология. Выразительные возможности фразеологии. Фразеологические синонимы и
антонимы. Омонимия фразеологизмов. Стилистическое использование фразеологизмов писателями. Речевые ошибки при употреблении фразеологизмов.
Лексические ошибки в речи. Употребление слова без учета семантики. Эвфемистичность речи. Анахронизм. Нарушение лексической сочетаемости. Речевая избыточность.
Плеоназм. Тавтология. Речевая недостаточность. Логические ошибки в речи. Подмена понятия. Алогизм. Стилистическое использование лексики ограниченной сферой употребления
(диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы). Стилистическая оценка иноязычной лексики. Заимствованная лексика неограниченной сферы употребления. Заимствованная лексика
ограниченного употребления. Новые слова. Типы неологизмов. Устаревшие слова. Историзмы и архаизмы. Стилистическое использование устаревшей лексики. Ошибки при употреблении архаизмов.
Разбор заданий ЕГЭ - задания 3, 5, 22
Словообразовательные нормы. Выразительные особенности словообразования.
(3 часа)
Словообразование и стилистика. Разнообразие способов словообразования в русском
языке. Стилистические возможности русского словообразования. Экспрессивное словообразование в художественной речи. Стилевая закрепленность словообразовательных средств.
Разбор заданий ЕГЭ – 8, 9, 10
Морфологические нормы. (8 часов)
Употребление форм существительных. Семантико-стилистические различия имен
существительных, имеющих вариантные формы рода. Род несклоняемых существительных.
Склонение имен и фамилий. Употребление единственного числа в значении множественного. Употребление отвлеченных, вещественных и собственных существительных в форме
множественного числа. Типичные морфологические ошибки при употреблении имен существительных и их устранение.
Употребление форм прилагательных. Семантико-стилистическая характеристика полных и кратких форм, форм степеней сравнения имен прилагательных. Употребление притяжательных прилагательных. Синонимия форм косвенных падежей прилагательных и существительных. Типичные морфологические ошибки при употреблении имен прилагательных и
их устранение.
Употребление числительных. Варианты сочетаний числительных с существительными. Собирательные и количественные числительные как синонимы. Числительные в составе
сложных слов. Критерии редакторской оценки использования вариантных форм имени числительного. Типичные морфологические ошибки при употреблении числительных и их
устранение.
Употребление местоимений. Стилистическое использование личных местоимений.
Употребление возвратных и притяжательных местоимений. Синонимия определительных

местоимений. Синонимия неопределенных местоимений. Типичные морфологические ошибки при употреблении местоимений их устранение.
Употребление форм глагола. Особенности образования и функционирования некоторых личных форм глагола. Семантико-стилистические оттенки в высказывании при использовании форм одного глагольного лица и числа для выражения другого. Синонимия глагольных времен и наклонений. Варианты глагольных форм разных видов. Синонимия возвратных
и невозвратных глаголов. Типичные морфологические ошибки при употреблении глаголов и
их устранение. Варианты форм причастий и деепричастий. Устранение ошибок, возникших
при употреблении причастий и деепричастий.
Разбор заданий ЕГЭ – задания 6, 10, 11, 12, 13, 14
Синтаксические нормы русского языка. (7 часов)
Понятие синтаксической синонимии. Стилистическое использование разных типов
простого предложения. Варианты форм сказуемого. Синтаксическое и стилистическое значение порядка слов в предложении. Типичные ошибки в строе простого предложения. Стилистически не оправданная инверсия. Немотивированный эллипсис. Двусмысленность предложения как следствие неясности связей между его компонентами. Предложения со смещенной конструкцией.
Варианты согласования определения с определяемым существительным. Согласование приложений. Варианты глагольного и именного управления. Синонимия беспредложных
и предложных конструкций. Синонимия предлогов со значением изъяснительным, временным, причины и др.
Управление при однородных членах предложения. Стилистические особенности
предложений с однородными членами. Синонимические союзы при однородных членах.
Значение пропуска и повторения союзов. Предлоги при однородных членах предложения.
Условия пропуска и повторения предлогов. Типичные ошибки в сочетании однородных членов: смешение разных рядов однородных членов, соединение скрещивающихся понятий, неверное использование парных сочетаний однородных членов. Мотивированное объединение
в качестве однородных членов логически несопоставимых понятий.
Стилистическая характеристика причастных конструкций. Ошибки в употребление
причастий и причастных конструкций. Стилистическая характеристика деепричастных конструкций. Ошибки в употребление деепричастий и деепричастных конструкций. Конструкции с отглагольными существительными. Стилистические возможности различных типов
отглагольных существительных. Способы замены конструкций с отглагольными существительными придаточными предложениями, деепричастными и причастными оборотами.
Разбор заданий ЕГЭ – задания 7, 15 -19
Изобразительно-выразительные средства языка (3 часа)
Тропы как семантические преобразования. Сравнение. Метафора. Соотношение метафоры и метонимии. Олицетворение в ряду тропов. Эпитет. Оксюморон. Гипербола и литота.
Ирония. Взаимодействие тропов, их обратимость.

Стилистические фигуры (фигуры речи). Фигуры добавления. Фигуры, образуемые на
основе созвучия. Фигуры убавления (сокращения). Фигуры речи в пределах слова. Виды
языковой игры, связанные с трансформациями слова. Сферы употребления стилистических
фигур. Функции риторических фигур.
Разбор заданий ЕГЭ – задания 24
УМК
для учителя:
•
Б е л ь ч и к о в Ю. А. Стилистика русского языка. — М., 1994.
•
Б о н д а л е т о в В. Д., В а р т а п е т о в а С. С, Кушлина Э. Н. Сборник
упражнений по стилистике русского языка.— Л., 1989.
•
Г о л у б И. Б. Новый справочник по русскому языку и практической стилистике. — М., 2007.
•
Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка.
— М., 1989.
•
Загоровская О.В. - Нормы русского литературного языка. Практический
материал к урокам – М.:Просвещение, 2006
•
К о ж и н а М. Н. Стилистика русского языка. — М., 1993.
•
Нормы русского литературного языка. Практический материал к урокам /Под
ред. О. В. Загоровской. – М., 2006.
•
П а н ф и л о в А. К. Сборник упражнений по стилистике русского языка.
— М., 1984.
•
Р о з е н т а л ь Д. Э.
Практическая стилистика русского языка. — М.,
1998.
•
С и д о р о в а М. Ю . , С а в е л ь е в В. С. Русский язык. Культура речи. Конспект лекций. – М., 2005.
•
Смирнова Л.Г. Культура русской речи. Учебное пособие по культуре
речи, стилистике, риторике для школьников и студентов. "Русское слово" 2005г.
УМК
для учащихся:
•
А л е к с а н д р о в а 3. Е. Словарь синонимов русского языка. — М.,
1998.
•
А р и с т о в а Т.С., К о в ш о в а М. С. Словарь образных выражений русского языка. — М., 1995.
•
Ашукин Н. С, А ш у к и н а М. Г. Крылатые слова: Литературные цитаты. Образные выражения. — М., 1988.
•
Б а ж е н к о в а Р . К . , Б о ж е н к о в а Н . А . Русский язык и культура речи. – М., 2004.
•
В л а с е н к о в А. И., Р ы б ч е н к о в а Л. М. Русский язык: Грамматика.
Текст. Стили речи. 10—11 классы. — М., 1999.
•
Г о л у б И. Б. Новый справочник по русскому языку и практической стилистике. — М., 2007.
•
Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка.
— М., 1989.
•
Р о з е н т а л ь Д. Э . , Г о л у б И . Б . Секреты стилистики. Правила хорошей речи. — М., 2006.
•
Р о з е н т а л ь Д.Э., Т е л е н к о в а М.А. Словарь трудностей русского
языка. — М., 1998.
•
С о к о л о в а Г. П. Культура речи и культура общения. — М., 1994.

•
2001.

С о л г а н и к Г. Я. Русский язык: Стилистика. 10— 11 классы. — М.,

•
Т и х о н о в А. Н., Т и х о н о в а Е.Н., Т и х о н о в С. А. Словарьсправочник по русскому языку. Правописание, произношение, ударение, словообразование, морфемика, грамматика, частота употребления слов. — М., 1995.

III. Тематическое планирование
№
1

2
3

4

5

Тема занятия
Стилистика как
раздел науки о
языке.
Стилистика как
раздел науки о языке.
Общее понятие о стилистических нормах.
Орфоэпические
нормы
русского
языка
(4 часа)
Типы
орфоэпических норм
Акцентологические нормы

Элементы содержания образования
Национальный язык и его основные
разновидности. Культура речи как научная
дисциплина. Качества хоро-шей речи.
Понятие нормы

Произношение гласных и согласныхзвуков.
Особенности произношения русских имен и
отчеств. Произноше-ние заимствованных
слов. Акценто- логические нормы. Русское
словес- ное ударение. Ударение в
граммати-ческих формах.

Количество часов
1

1

1

Нормы произношения гласных
звуков.

1

Произношение согласных звуков

1

Лексические нор-мы
в русском языке
(9 часов)

Лексическая система национального
русского языка. Функциональностилистическая окраска слова. Функциональные стили русского литера- турного
языка

1

1
6
7

8

Лексическое значение слова
Лексика русского
языка с точки зре-ния
происхожде- ния
Лексика русского
языка с точки зрения активно-

Стилистическая оценка новых и заимствованных слов. Особенности
употребления историзмов и архаизмов. Экспрессивно-стилистическая
окраска слова.
Стилистическая оценка профессиональных, диалектных, жаргонных и
просторечных слов.

8

1

1

9
10
11

го/пассивного запаса
Лексика
русского
языка с точки зре- ния
сферы употребления
Стилистическая
окраска слов

Экспрессивно-стилистическая окраска слова. Стилистическая функция
синонимов и антонимов.
Паронимия и парономазия. Стилистические функции паронимов. Стилистическое использование парономазии.
Экспрессивно-стилистическая окрас-ка
фразеологизмов. Стилистическая функция
фразеологизмов. Антонимыи синонимы
среди фразеологизмов.
Употребление фразеологизмов речи.
Стилистическое использование фразеологизмов писателями. Речевые ошибки
при употреблении фразеоло-гизмов.

1

Лексические
ошибки

Лексические ошибки в речи. Упо- требление
слова без учета семантики.Эвфемистичность
речи. Анахронизм.Нарушение лексической
сочетаемо- сти. Речевая избыточность.
Плео- назм. Тавтология. Речевая недостаточность.
Логические ошибки в речи. Подмена
понятия. Алогизм.

1

Словообразовательные нормы.
Выразительные
особенности словообразования (3
часа)

Словообразование и стилистика. Разнообразие способов словообразова- ния в
русском языке. Стилистические
возможности русского словообразо- вания.
Экспрессивное словообразо- вание в
художественной речи. Стиле-вая
закрепленность словообразова- тельных
средств.

1

12

Паронимы

13

Фразеологические
обороты.

14
Крылатые слова

15

16
17

Особенности использования книжной и 1
разговорной лексики литературногоязыка.

Словообразовательные нормы.
Выразительные
особенности словообразования
Морфологические
нормы (8 часов)

1

1

1

1
1

Употребление форм существительных. Семантико-стилистические раз9

1

18

Особенности употребления имён
существительных

19

Особенности употребления имён
прилагательных

20

21

22

Особенности употребления имён
числительных

Особенности употребления местоимений

Особенности употребления глаголов

личия имен существительных, име-ющих
вариантные формы рода.
Род несклоняемых существительных.
Склонение имен и фамилий.
Употребление единственного числа в
значении множественного. Упо- требление
отвлеченных, веществен- ных и
собственных существительныхв форме
множественного числа. Ти- пичные
морфологические ошибки при
употреблении имен существительных и их устранение.
Употребление форм прилагательных.
Семантико-стилистическая характе- ристика
полных и кратких форм, форм степеней
сравнения имен при- лагательных.
Употребление притяжа-тельных
прилагательных. Синонимияформ
косвенных падежей прилага- тельных и
существительных. Типич- ные
морфологические ошибки при
употреблении имен прилагательныхи их
устранение.
Употребление числительных. Вари- анты
сочетаний числительных с существительными. Собирательные и
количественные числительные как
синонимы. Числительные в составе
сложных слов. Критерии редактор- ской
оценки использования вариант- ных форм
имени числительного. Ти- пичные
морфологические ошибки при употреблении
числительных и их
устранение.
Употребление местоимений. Стилистическое использование личных местоимений. Употребление возврат- ных и
притяжательных местоимений.Синонимия
определительных место- имений.
Синонимия неопределенныхместоимений.
Типичные морфологические ошибки при употреблении местоимений их устранение.
Употребление форм глагола. Особен-ности
образования и функциониро- вания
некоторых личных форм гла- гола.
Семантико-стилистические от- тенки в
высказывании при использо- вании форм
одного глагольного лицаи числа для
выражения другого. Си- нонимия
глагольных времен и наклонений. Варианты глагольных форм
10

1

1

1

1

1

23

Синтаксические
нормы русского
языка.

25

Порядок слов в
предложении.
Нормы согласова-ния

26

Нормы управления

27

Употребление деепричастных оборотов
Употребление однородных членов
предложения
Связь частей в
сложных предложениях

24

28
29

разных видов. Синонимия возврат- ных и
невозвратных глаголов. Ти- пичные
морфологические ошибки при
употреблении глаголов и их устранение.
Варианты форм прича-стий и
деепричастий. Устранение
ошибок, возникших при употребле-нии
причастий и деепричастий
Понятие синтаксической синонимии.
Стилистическое использование раз-ных
типов простого предложения. Варианты
форм сказуемого.
Синтаксическое и стилистическое
значение порядка слов в предложе-нии.

1

1

Согласование подлежащего со сказу-емым.
Варианты согласования опре- деления с
определяемым существительным. Согласование приложений
Варианты глагольного и именного
управления. Синонимия беспредлож-ных и
предложных конструкций. Си-нонимия
предлогов со значением изъяснительным,
временным, причины и др.
Построение предложения с однород-ны-ми
членами. Построение предло-жения с
согласованным определени-ем. Построение
простого предложе- ния с деепричастным
оборотом.

1

Соблюдение синтаксических норм
построения сложного предложения.
Стилистические особенности слож- ного и
простого предложений. Син- таксическая
синонимия сложнопод- чиненного
предложения с определи-тельным
придаточным и простого предложения с
причастным оборо- том. Синтаксическая
синонимия: возможность замены
сложноподчи- ненного предложения с
обстоятель-ственным придаточным
простым предложением с обособленным
обстоятельством.

1

11

1

1
1

30

Изобразительновыразительные
средства языка

Характеристика основных тропов.
Метафора. Олицетворение. Аллего- рия.
Символ. Метонимия. Антонома-зия.
Синекдоха. Эпитет. Сравнение. Гипербола.
Литота. Перифраза. Оксюморон. Ирония. Сарказм.

12

1

31
32

Тропы.
Стилистические
фигуры.

33

Риторические фигуры .
Практикум.

34

Фигуры речи. Фигуры прибавленияслов:
повторы (анафора, эпифора, стык, кольцо),
градация, многосою- зие (полисиндетон).
Фигуры убавле-ния слов: эллипс,
бессоюзие, умол- чание. Фигуры
перемещения слов: инверсия, параллелизм,
антитеза,
палендром, рефрен.
Риторические фигуры: риторические
восклицания, вопросы.

1

1
1

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».