УТВЕРЖДЕНА приказом МАОУ СОШ № 15 от «31» 08 2021г. № 136-ОД Приложение к Основной образовательной программе основного общего образования Рабочая программа «Изобразительное искусство» 5-8 классы (ФГОС) Подписано цифровой подписью: Директор Комолова Полина Владимировна Дата: 2021.09.13 19:22:04 +05'00' г. Серов 2 I. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования 1. Планируемые личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования: 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. 2. Планируемые метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 3 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. 3. Планируемые предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования 1) формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально -ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; 2) развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; 3) освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности); 4 4) воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека; 5) приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально -пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура) , декоративно -прикладных, в архитектуре и дизайне; 6) приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино); 7) приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально -пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифров ая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация); 8) развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности. Выпускник научится • характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов; • раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни; • создавать эскизы декоративного убранства русской избы; • создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы; • определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; • создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции; • создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении; • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне); • выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов; • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций; • распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов; • характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций; • различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства; • различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России; 5 • находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов; • различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России; • называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства; • классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира; • создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел; • строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы; • рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов; • применять перспективу в практической творческой работе; • навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого; • навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы; • видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе; • навыкам создания пейзажных зарисовок; • различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива; • пользоваться правилами работы на пленэре; • использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения; • различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.); • определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле; • пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники; • различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм; • различать и характеризовать виды портрета; • понимать и характеризовать основы изображения головы человека; • видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти; • видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов; • использовать графические материалы в работе над портретом; • использовать образные возможности освещения в портрете; • пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке; • называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения; 6 • навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека; • навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа; • навыкам лепки и работы с пластилином или глиной; • рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства; • приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы; • характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью; • объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи; • изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом; • узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»; • перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической картины; • характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов; • узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической картины; • характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры; • рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории; • называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения; • творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет; • творческому опыту по разработке художественного проекта –разработки композиции на историческую тему; • творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов; • представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре; • называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы; • узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников на библейские темы; • характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества; • рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны; • описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне; • творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою; • анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века; • культуре зрительского восприятия; • характеризовать временные и пространственные искусства; 7 • понимать разницу между реальностью и художественным образом; • представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский; • опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами; • собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.); • представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов; • опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных; • систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна; • распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства; • понимать сочетание различных объемов в здании; • понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал; • иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурнохудожественных стилей разных эпох; • понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры; • различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого; • характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды; • понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху; • осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.; • применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы; • применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); • создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве; • создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайнпроектов; • получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта; • приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры; • характеризовать основные школы садово-паркового искусства; • понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков; • называть и раскрывать смысл основ искусства флористики; • понимать основы краткой истории костюма; • характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды; • применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икэбаны; 8 • использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов; • отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел; • использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды; • узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики; • различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля; • различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси; • узнавать и описывать памятники шатрового зодчества; • характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова-на-Рву; • раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну; • работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам; • различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси; • сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси; • рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры; • ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков; • использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков; • выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века; • характеризовать признаки и особенности московского барокко; • создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале. Выпускник получит возможность научиться: • активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.); • владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства; • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства; • выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства; • понимать специфику изображения в полиграфии; • различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.); 9 • различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое); • проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.; • создавать художественную композицию макета книги, журнала; • называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков; • называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII – XIX веков; • называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники; • называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи; • называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи; • понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи; • активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства; • определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна; • использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве; • называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры; • создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале; • узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков; • узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры; • понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн. Авангард. Сюрреализм; • характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди; • работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); • использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства; • получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира; • использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной композицией; • понимать основы сценографии как вида художественного творчества; • понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения; • называть имена российских художников (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский); • различать особенности художественной фотографии; • различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.); • понимать изобразительную природу экранных искусств; • характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа; 10 • различать понятия: игровой и документальный фильм; • называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков; • понимать основы искусства телевидения; • понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа; • применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля; • использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств фотографии; II. Содержание Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический характер). Древние образы в народном творчестве. Русская изба: единство конструкции и декора. Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры. Орнамент как основа декоративного украшения. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России. Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка). Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (искусство Гжели, Городецкая роспись, Хохлома, Жостово, Виды изобразительного искусства и основы образного языка Пространственные искусства. Художественные материалы. Жанры в изобразительном искусстве. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Рисунок – основа изобразительного творчества. Художественный образ. Стилевое единство. Линия, пятно. Ритм. Цвет. Основы цветоведения. Композиция. Натюрморт. Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Пейзаж. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в живописи художников – импрессионистов (К. Моне, А. Сислей). Пейзаж в графике. Понимание смысла деятельности художника Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого (В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов). Портрет в изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин). Изображение фигуры человека и образ человека. Изображение фигуры человека в истории искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, О. Роден). Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров). Вечные темы и великие исторические события в искусстве Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной. Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти). Мифологические темы в 11 зарубежном искусстве (С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти). Русская религиозная живопись XIX века (А.А. Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов). Тематическая картина в русском искусстве XIX века (К.П. Брюллов). Историческая живопись художников объединения «Мир искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих). Исторические картины из жизни моего города (исторический жанр). Праздники и повседневность в изобразительном искусстве (бытовой жанр). Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и в живописи. Мемориальные ансамбли. Место и роль картины в искусстве XX века (Ю.И. Пименов, Ф.П. Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н. Яблонская). Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А. Милашевский, В.А. Фаворский). Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин). Образы животных в современных предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация изображения животных. Конструктивное искусство: архитектура и дизайн Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации предметно – пространственной среды жизни человека. От плоскостного изображения к объемному макету. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь как сочетание объемов и как образ времени. Единство художественного и функционального в вещи. Форма и материал. Цвет в архитектуре и дизайне. Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье). Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Жилое пространство города (город, микрорайон, улица). Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн. Основные школы садово-паркового искусства. Русская усадебная культура XVIII - XIX веков. Искусство флористики. Проектирование пространственной и предметной среды. Дизайн моего сада. История костюма. Композиционно - конструктивные принципы дизайна одежды. Изобразительное искусство и архитектура России XI –XVII вв. Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Архитектура Киевской Руси. Мозаика. Красота и своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Архитектура Великого Новгорода. Образный мир древнерусской живописи (Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий). Соборы Московского Кремля. Шатровая архитектура (церковь Вознесения Христова в селе Коломенском, Храм Покрова на Рву). Изобразительное искусство «бунташного века» (парсуна). Московское барокко. Искусство полиграфии Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической продукции (книги, журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты). Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное фотографическое). Искусство шрифта. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки и др. Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном искусстве и архитектуре XVIII - XIX вв. Классицизм в русской портретной живописи XVIII века (И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский). Архитектурные шедевры стиля барокко в Санкт-Петербурге (В.В. Растрелли, А. Ринальди). Классицизм в русской архитектуре (В.И. Баженов, М.Ф. Казаков). Русская классическая скульптура XVIII века (Ф.И. Шубин, М.И. Козловский). Жанровая живопись в произведениях русских художников XIX века (П.А. Федотов). «Товарищество передвижников» (И.Н. Крамской, В.Г. Перов, А.И. Куинджи). Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века (А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.Д. Поленов). Исторический жанр (В.И. Суриков). «Русский стиль» в архитектуре модерна (Исторический музей в Москве, Храм Воскресения Христова (Спас 12 на Крови) в г. Санкт - Петербурге). Монументальная скульптура второй половины XIX века (М.О. Микешин, А.М. Опекушин, М.М. Антокольский). Взаимосвязь истории искусства и истории человечества Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн, авангард, сюрреализм). Модерн в русской архитектуре (Ф. Шехтель). Стиль модерн в зарубежной архитектуре (А. Гауди). Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре (Прадо, Лувр, Дрезденская галерея). Российские художественные музеи (Русский музей, Эрмитаж, Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина). Художественно-творческие проекты. Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и художник. Сценография – особый вид художественного творчества. Костюм, грим и маска. Театральные художники начала XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский). Опыт художественно-творческой деятельности. Создание художественного образа в искусстве фотографии. Особенности художественной фотографии. Выразительные средства фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Изображение в фотографии и в живописи. Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер). Мастера российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук, А.А. Тарковский, Н.С. Михалков). Телевизионное изображение, его особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и др.). Художественно-творческие проекты. 13 III. Тематическое планирование 5 класс № Тема урока Количество часов Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты 1 Солярные знаки 1 2 Древние образы в народном творчестве 1 3 Русская изба: единство конструкции и декора 2 4 Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и 2 памятник архитектуры 5 Орнамент как основа декоративного украшения 2 6 Праздничный народный костюм - целостный художественный образ 3 7 Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение 1 8* Различие национальных особенностей орнаментов других народов России 4 9 Древние образы в народных игрушках 10 Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных 5 промыслов 11 Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных 3 промыслов 12* Уральская роспись 13 Образы животных в современных предметах декоративно-прикладного 1 искусства. 14 Связь времен в народном искусстве. 15 Художественно - творческие проекты «Ты сам мастер декоративно- 3 прикладного искусства» русского орнамента и 3 1 2 14 6 класс № Тема урока Количество часов Виды изобразительного искусства и основы образного языка 1 Пространственные искусства. 1 2 Выразительные возможности изобразительного искусства. 1 3 Рисунок – основа изобразительного творчества. 1 4 Линия, пятно. Ритм. Цвет. 1 5 Цвет. Основы цветоведения 1 6 Композиция 1 7* Натюрморт 1 8 Понятие формы. 1 9 Многообразие форм окружающего мира 1 10 Изображение объема на плоскости. 1 11* Натюрморт в графике 1 12 Цвет в натюрморте 1 13 Пейзаж. 1 14 Пейзаж настроения 1 15* Природа и художник. импрессионистов 16 Пейзаж в графике. Работа на пленэре Пейзаж в живописи художников – 1 1 Понимание смысла деятельности художника 17* Портрет. 1 18 Изображение головы человека в пространстве. 1 19 Графический портретный рисунок. 1 15 20 Роль цвета в портрете 1 21 Великие портретисты прошлого 1 22 Изображение фигуры человека и образ человека 1 23 Изображение фигуры человека в истории искусства 1 24 Пропорции и строение фигуры человека 1 25 Лепка фигуры человека 1 26 Набросок фигуры человека с натуры 1 27 Основы представлений о выражении нравственного поиска человечества в образах искусства 1 Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном искусстве и архитектуре XVIII - XIX вв. 28 Классицизм в русской портретной живописи XVIII века 1 29 Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века 1 Взаимосвязь истории искусства и истории человечества 30 Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века 1 31 Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре 1 32 Российские художественные музеи 1 33** Художественно-творческие проекты 2 7 класс № Тема урока Конструктивное 19 искусство: архитектура Количество часов и дизайн 1 Художественный язык конструктивных искусств 2 Роль искусства в организации предметно – пространственной среды 1 жизни человека 16 1 3 От плоскостного изображения к объемному макету 1 4 Здание как сочетание различных объемов. 1 5 Важнейшие архитектурные элементы здания 1 6 Вещь как сочетание объемов и как образ времени 1 7 Единство художественного и функционального в вещи. Форма и 1 материал 8 Цвет в архитектуре и дизайне 1 9* Архитектурный образ как понятие эпохи 1 10* Тенденции и перспективы развития современной архитектуры 1 11 Жилое пространство города 1 12 Природа и архитектура. 1 13 Основные школы садово-паркового искусства 1 14 Русская усадебная культура XVIII - XIX веков 1 15 Искусство флористики 1 Проектирование пространственной и предметной среды 1 17 Дизайн моего сада 1 18 История костюма 1 19 Композиционно - конструктивные принципы дизайна одежды 1 16** Изобразительное искусство и архитектура России XI –XVII 6 20 Художественная культура и искусство Древней Руси 1 21 Архитектура Киевской Руси. 1 22* Красота и своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. 1 23 Образный мир древнерусской живописи 1 24 Соборы Московского Кремля. Шатровая архитектура 1 Изобразительное искусство «бунташного века» (парсуна). 25* Московское барокко. 1 Искусство полиграфии 26* 5 Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической 1 17 продукции 27* Типы изображения в полиграфии 1 28* Искусство шрифта 1 29 Композиционные основы макетирования в графическом дизайне 1 30** Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной 1 карточки и др. Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном искусстве и архитектуре XVIII - XIX вв. 31 Архитектурные шедевры стиля барокко в Санкт-Петербурге 1 32 «Русский стиль» в архитектуре модерна 1 Взаимосвязь истории искусства и истории человечества 2 33 Модерн в русской архитектуре 1 34 Стиль модерн в зарубежной архитектуре 1 8 класс № Тема урока Количество часов Вечные темы и великие исторические события в искусстве 12 1 Сюжет и содержание в картине. 1 2 Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве 1 3* Мифологические темы в зарубежном искусстве 1 4 Русская религиозная живопись XIX века 1 5 Тематическая картина в русском искусстве XIX века 1 6 Историческая живопись художников объединения «Мир искусства» 1 7 Исторические картины из жизни моего города 1 8 Праздники и повседневность в изобразительном искусстве 1 9 Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и 1 в живописи. 18 10 Место и роль картины в искусстве XX века 1 11 Искусство иллюстрации 1 12 Анималистический жанр 1 Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном искусстве и архитектуре XVIII - XIX вв. 3 13 Исторический жанр 1 14 Жанровая живопись в произведениях русских художников XIX века 1 15 Монументальная скульптура второй половины XIX века 1 Взаимосвязь истории искусства и истории человечества 16 Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века 1 1 Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография 18 17 Роль изображения в синтетических искусствах 1 18* Театральное искусство и художник 1 19* Сценография – особый вид художественного творчества 1 20 Костюм, грим и маска 1 21 Театральные художники начала XX века 1 22 Опыт художественно-творческой деятельности. 1 23 Создание художественного образа в искусстве Особенности художественной фотографии. 24 Выразительные средства фотографии 1 25* Изображение в фотографии и в живописи. 1 26 Изобразительная природа экранных искусств. 1 27* Специфика киноизображения: кадр и монтаж. 1 28* Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в 1 фильме 29 Документальный, игровой и анимационный фильмы. 1 30 Коллективный процесс творчества в кино 1 19 фотографии. 1 31* Мастера российского кинематографа 1 32* Телевизионное изображение, его особенности и возможности 1 33** Художественно-творческие проекты. 2 * - Для детей с ОВЗ в ознакомительном порядке ** - для детей с ОВЗ с учетом индивидуальных особенностей обучающегося. 20