Литературное чтение 1-4 класс (ФГОС)

УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 15
от «31» 08 2021г. № 136-ОД

Приложение
к
Основной
образовательной
программе
начального общего образования

Рабочая программа
«Литературное чтение»
1-4 класс (ФГОС)

Подписано цифровой
подписью: Директор Комолова
Полина Владимировна
Дата: 2021.09.09 19:48:19 +05'00'

г. Серов

I. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы
начального общего образования
1. Планируемые личностные результаты освоения основной образовательной
программы начального общего образования:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального
российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
2. Планируемые метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы начального общего образования:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа,
организации,
передачи
и
интерпретации
информации
в
соответствии
с
коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в
том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в
цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить
свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной
формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов
сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов
и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.)
в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования
словарями в системе универсальных учебных действий.
3. Планируемые предметные результаты
программы начального общего образования

освоения

основной

образовательной

В результате изучения учебного предмета «Литературное чтение» при получении
начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные,
регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как
основа умения учиться.
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
–
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к
школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и
принятия образца «хорошего ученика»;
–
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая
социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
–
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой задачи;
–
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том
числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов

требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и
других людей;
–
способность к оценке своей учебной деятельности;
–
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в
форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности
человека за общее благополучие;
–
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных
поступков, так и поступков окружающих людей;
–
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
–
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов
морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
–
установка на здоровый образ жизни;
–
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира,
готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного,
здоровьесберегающего поведения;
–
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с
мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
–
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения
к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в
преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа
оценки знаний;
–
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
–
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам
решения задач;
–
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной
деятельности;
–
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе
критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
–
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в
поступках и деятельности;
–
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению
моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их
мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим
требованиям;
–
установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и
поступках;
–
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на
искусство как значимую сферу человеческой жизни;
–
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания
им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их
благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–
принимать и сохранять учебную задачу;
–
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале в сотрудничестве с учителем;
–
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
–
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа
решения;

–
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
–
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
–
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других людей;
–
различать способ и результат действия;
–
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе
его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для
создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме
хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и
иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
–
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
–
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
–
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
–
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в
новом учебном материале;
–
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по
результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного
внимания;
–
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце
действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе
контролируемом пространстве сети Интернет;
–
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем
мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
–
использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая
виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
–
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
–
строить сообщения в устной и письменной форме;
–
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
–
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов,
выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь
текстов);
–
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и
несущественных признаков;
–
осуществлять синтез как составление целого из частей;
–
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным
критериям;
–
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
–
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях;
–
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для
целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
–
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов,
выделения существенных признаков и их синтеза;
–
устанавливать аналогии;

–
владеть рядом общих приемов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
–
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и сети Интернет;
–
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ;
–
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
–
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
–
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
–
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно
достраивая и восполняя недостающие компоненты;
–
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно
выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
–
строить
логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинно-следственных связей;
–
произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
–
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства
для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в
том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической
формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и
дистанционного общения;
–
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в
том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в
общении и взаимодействии;
–
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
–
формулировать собственное мнение и позицию;
–
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
–
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер
знает и видит, а что нет;
–
задавать вопросы;
–
контролировать действия партнера;
–
использовать речь для регуляции своего действия;
–
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической
формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
–
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей,
отличные от собственной;
–
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию;
–
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
–
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями
партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
–
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета
интересов и позиций всех участников;

–
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно
передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
–
задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнером;
–
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
–
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные универсальные учебные действия
Выпускники начальной школы осознáют значимость чтения для своего
дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам на основе осознания и
развития дошкольного и внешкольного опыта, связанного с художественной литературой.
У обучающихся будет формироваться потребность в систематическом чтении как
средстве познания мира и самого себя. Младшие школьники будут с интересом читать
художественные, научно-популярные и учебные тексты, которые помогут им
сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор.
Учащиеся получат возможность познакомиться с культурно-историческим
наследием России и общечеловеческими ценностями для развития этических чувств и
эмоционально-нравственной отзывчивости.
Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать художественную
литературу, воспроизводить в воображении словесные художественные образы,
эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение
собеседника. Они получат возможность воспринимать художественное произведение как
особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства как источниками
формирования эстетических потребностей и чувств, познакомятся с некоторыми
коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми в
художественных произведениях, научатся соотносить собственный жизненный опыт с
художественными впечатлениями.
К концу обучения в начальной школе дети будут готовы к дальнейшему обучению
и систематическому изучению литературы в средней школе, будет достигнут
необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы
универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные
интересы, основы элементарной оценочной деятельности.
Выпускники овладеют техникой чтения (правильным плавным чтением,
приближающимся к темпу нормальной речи), приемами понимания прочитанного и
прослушанного произведения, элементарными приемами анализа, интерпретации и
преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся
самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и
справочниками, осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой
деятельности.
Школьники научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях,
соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного
(прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические
высказывания о произведении (героях, событиях); устно передавать содержание текста по
плану; составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами
рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть)
стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед
знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями,
используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и
научно-популярной литературой, будут находить и использовать информацию для
практической работы, смогут самостоятельно выбирать интересующую литературу,

пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной
информации.
Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом
уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
-осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития;
воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта;
понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта
чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
-прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку,
автору, жанру и осознавать цель чтения;
-читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
-различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный,
справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
-читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические
произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной
подготовки;
-использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное,
выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для
всех видов текстов);
-ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного
текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
-для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения;
воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни,
изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое
отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их
последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста;
находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания),
заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на
них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на
контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
-для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста;
озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста;
находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания
явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и
отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с
опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
-использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
-для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями,
фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на
содержание текста;
-для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными
фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями
текста, опираясь на его содержание;
-использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
-для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на
содержании текста; составлять характеристику персонажа;интерпретировать текст,
опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать
связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и
поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;

-для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на
тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например,
объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием
текста;
-ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно
делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для
художественных текстов);
-различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научнопопулярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
-передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики
текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
-участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы,
высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и
правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов
текстов).
Выпускник получит возможность научиться:
-осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и
высказывать суждение;
-осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и
высказывать собственное суждение;
-высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном)
произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
-устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от
восприятия других видов искусства;
-составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение,
описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Выпускник научится:
-осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по
заданной тематике или по собственному желанию;
-вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и
внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
-составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по
заданному образцу.
Выпускник получит возможность научиться:
-работать с тематическим каталогом;
-работать с детской периодикой;
-самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
-распознавать
некоторые
отличительные
особенности
художественных
произведений (на примерах художественных образов и средств художественной
выразительности);
-отличать
на
практическом
уровне
прозаический
текст
от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
-различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка,
загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
-находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение,
эпитет).
Выпускник получит возможность научиться:
-воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить
примеры проявления художественного вымысла в произведениях;

-сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов,
используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература,
структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание,
метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
определять позиции героев художественного текста, позицию автора
художественного текста.
Творческая деятельность (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
-создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
-восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его
событиями;
-составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе
личного опыта;
-составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом
коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Выпускник получит возможность научиться:
-вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного
произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать
известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или
неодушевленного предмета;
-писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или
отзыва;
-создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного
(прослушанного) произведения;
-создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной
поддержкой и пояснениями;
-работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное,
созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде
мультимедийного продукта (мультфильма).

II.Содержание образования.
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных
текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы
по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий,
осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному
учебному, научно-познавательному и художественному произведению.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному
правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с
индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на
нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст.
Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения.чтение предложений с
интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей
разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя
(доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее,

ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую
информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания,
дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста:
художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей
создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора
Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

предложений.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на
смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по
теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя
текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как
источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее
представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги:
содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации
в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочноиллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений,
периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к
детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование
соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия
произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей
художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя).
Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и
отношений.
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации
поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание
понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных
народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных
народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных
средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием
специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по
иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественновыразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений,
характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка
персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление
авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через
поступки и речь.

Освоение разных видов пересказа художественного
выборочный и краткий (передача основных мыслей).

текста:

подробный,

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение
опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление
текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание
каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в
виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика
героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о
герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих
составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из
разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру
поступков героев.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание
заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение
особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание
отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов
(по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа
различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение
главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или
опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста.
Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ
текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Говорение (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать
вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не
перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по
обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному
тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный
опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство
с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их
многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое
высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме
или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании.
Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научнопопулярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из
повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в
рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана
собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка
(синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его
сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы,
места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных
средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование,
описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов России.
Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской
литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального
характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших
школьников.
Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая,
фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские
периодические издания (по выбору).
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о
Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические
произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью
учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор,
гипербол.
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение,
художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой
произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.
Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов
рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер),
рассуждение (монолог героя, диалог героев).
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание,
особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

различение,

выделение

Фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные
песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение
основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные
особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях
построения и выразительных средствах.
Творческая
произведений)

деятельность

обучающихся

(на

основе

литературных

–
Интерпретация текста литературного произведения в творческой
деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное
словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным
текстом и использование их (установление причинно-следственных связей,
последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение

с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного
произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии
иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
III.Тематическое планирование
1 класс
№
п.п
1

Наименование раздела, темы

Количество
часов
1

2
3

Знакомство
с учебником. Составление рассказа
по картинке. Речь письменная и устная.
Предложение и слово.
Слово и слог.

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Слог, ударение.
Деление слов на слоги.
Звуки речи: гласные и согласные
Гласный звук [а], буквы А, а
Гласный звук [а], буквы А, а
Звук [о], буквы О, о.
Звук [и], буквы И, и.
Гласная буква ы, звук [ы].
Звук [у], буквыУ, у
Звуки [н], [н’], буквы Н, н
Чтение слогов, слов с изученными буквами.
Звуки [с], [c’], буквы С, с

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

16
17
18
19
20
21

Звуки [к], [к’], буквыК, к
Звуки [т], [т’], буквыТ, т
Звуки [т], [т’], буквыТ, т
Звуки [л], [л’], буквы Л, л
Звуки [л], [л’], буквы Л, л
Повторение
и закрепление изученного материала.
Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р
Согласные звуки [р], [р’], буквы Р,р
Согласные звуки [в], [в’], буквы В,в
Согласные звуки [в], [в’], буквыВ, в
Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки [й’э]
Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки [й’э]
Согласные звуки [п], [п’], буквы П,п
Согласные звуки [п], [п’], буквы П,п
Согласные звуки [м], [м’], буквы М,м
Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з
Чтение слов, текстов с буквами З, з. Сопоставление слогов
и слов с буквами с и з (закрепление)
Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б
Согласные звуки [д], [д’], буквы Д,д
Парные согласные [д], [д’]; [т], [т’], буквы Д, д, Т, т
Буквы Я, я, обозначающие звуки [й’а]

1
1
1
1
1
1

22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73

Буква Я – показатель мягкости согласного
Согласные звуки [г], [г’], буквыГ,г
Чтение слов с буквой г.
Сопоставление слогов
и слов с буквами к и г
Согласный звук [ч’], буквы Ч, ч
Согласный звук [ч’], буквы Ч, ч
Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных
звуков
Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши.
Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши
Твердый согласный звук [ж],буквы Ж,ж
Твердый согласный звук [ж], буквыЖ,ж

1
1
1

Буквы Ё, ё, обозначающие два звука [й’о]
Буква Ё, ё – показатель мягкости
Мягкий согласный звук [й’]. Буквы Й,й
Согласные звуки [х], [х’], буквы Х,х
Чтение слов с буквой х
Буквы Ю, ю, обозначающие звуки [й’у]
Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц
Чтение слов с буквами Ц, ц
Гласный звук [э]. БуквыЭ, э
Мягкий согласный звук [щ’], буквы Щ, щ. Правописание
сочетаний ща,щу
Чтение предложений и текстов с буквами Щ, щ
Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф
Мягкий и твердый разделительные знаки
Русский алфавит
Как хорошо уметь читать. Произведения С. Маршака, В.
Берестова, Е. Чарушина
К. Д. Ушинский. Наше Отечество
В. Крупин. Первоучители словенские
В. Крупин. Первый букварь
Творчество
А. С. Пушкина – сказки
Л. Н. Толстой о детях
К. Д. Ушинский – великий педагог и писатель.
К. Д. Ушинский о детях
Творчество
К. И. Чуковского («Телефон», «Путаница»)
Прощание с Азбукой.
Проверим свои знания

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

В. Данько «Загадочные буквы». Понимание содержания
звучащего текста.
И. Токмакова «Аля Кляксич и буква “А”» . Cаша Чёрный
«Живая азбука». Ф. Кривин «Почему «А» поётся, а «Б»
нет».
Г. Сапгир
«Про медведя». М.Бородницкая Разговор с пчелой.

1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90

91
92
93
94
95
96
97

И.Гамазкова Кто как кричит?
И.Гамазкова, Е.Григорьева «Живая азбука»
С.Маршак « Автобус номер двадцать шесть»
Из старинных книг. Урок-обобщение «Жили-были буквы»
Проверим себя.
Е. Чарушин «Теремок»
Русская народная сказка «Рукавичка»
Устное народное творчество. Загадки, песенки, потешки,
небылицы.
Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни».
Жанровое разнообразие – малые формы
А.С.Пушкин Отрывки из произведений. Выразительное
чтение прозаических произведений.
Русская народная сказка «Петух и собака» Характеристика
героя сказки
Стихотворения А.Майкова, А.Плещеева, Т.Белозёрова.
чтение произведений с переходом на постепенное
выразительное исполнение.
С.Маршак Апрель. И.Токмакова Ручей.
Стихотворения Л.Ульяницкой, Л.Яхнина.
Как придумать загадку? Когда это бывает?
Наши проекты. Составляем азбуку загадок.
В.Берестов «Воробушки» Р.Сеф «Чудо» А.Майков
«Христос Воскрес!» Наши достижения.
И.Токмаков «Мы играли в хохотушки»
Я. Тайц «Волк»
Н. Артюхова « Саша – дразнилка», К. Чуковский
«Федотка», «Телефон»
О. Дриз «Привет» О.Григорьев « Стук» И.Токмакова
«Разговор Лютика и Жучка»
М.Пляцковский «Помощник»
Проверим себя и оценим свои достижения.
Ю.Ермолаев «Лучший друг» Е.Благинина «Подарок.
Чтение по ролям» пересказ текста.
В.Орлов «Кто первый?» С.Михалков «Бараны» Р.Сеф
«Совет»
В.Берестов «В магазине игрушек» И.Пивоварова
«Вежливый ослик» Я.Аким «Моя родня» Речевой этикет.
С.Маршак «Хороший день» По М. Пляцковскому
«Сердитый дог Буль»
Проверим себя Выделение особенностей произведения
С.Михалков «Трезор» Р.Сеф «Кто любит собак»
В.Осеева «Собака яростно лаяла»И Токмакова «Купите
собаку.
М.Пляцковский «Цап Царапыч» Г.Сапгир «Кошка»
В.Берестов «Лягушата»
Как хорошо уметь читать.
В.Лунин «Никого не обижай» С. Михалков «Никого не
обижай»
Д.Хармс «Храбрый еж» Н.Сладков «Лисица и Еж»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

98

Проверь себя Пересказ на основе иллюстрации.

1

99

Твои любимые книги

1
2 класс

№
п/п
1.
2.
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

Тема урока
Вводный урок. Ю. Энтин «Слово про слово».
В. Боков «Книга – учитель…». Н. Найденова «Мой друг».
Г. Ладонщиков «Лучший друг». В.Боков. «Книга-учитель».
Книги из далёкого прошлого. Рукописные книги Древней
Руси.
Н. Кончаловская «В монастырской келье»
Художники – иллюстраторы. В. Лебедев. А.Пахомов.
Е.Чарушин.
Мы идём в библиотеку. Ю. Мориц «Трудолюбивая
старушка»
С. Михалков «Будь человеком» .
Проверь себя.
А.С. Пушкин «Осень», А. Аксаков «Осень». Живопись В.
Поленова и И. Левитана.
А. Твардовский «Меж редеющих верхушек».
Н. Сладков «Сентябрь».
А. Майков «Осень».
С. Есенин «Закружилась листва золотая». А. Плещеев
«Осень наступила».
И. Токмакова «Опустел скворечник». Произведения
устного народного творчества.
А. Алексин «Первый день». С. Маршак «Сентябрь».
Л. Яхнин «Осень в лесу». Мы идём в библиотеку.
С.Образцов. «Стеклянный пруд». Н. Сладков «Осень».
Проверь себя.
Русские народные сказки «Заячья избушка».
Чукотская сказка «Хвост», Русская народная сказка
«Зимовье».
Русская народная сказка «У страха глаза велики».
Белорусская сказка «Пых».
Мы идём в библиотеку.
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец
Иванушка».
Нанайская сказка «Айога». Ненецкая сказка «Кукушка».
Наш театр. «Лиса и журавль».
Проверь себя.
Загадки, считалки, скороговорки. Б.Кустодиев
«Масленица».
Мы идём в музей народного творчества.
Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши.
Э. Успенский «Память», Ю. Мориц «Хохотальная
путаница»
Мы идём в библиотеку. Странички из энциклопедии.

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70

Д.Хармс «Весёлый старичок», К. Чуковский
«Небывальщина».
К.Чуковский «Путаница».
Проверь себя.
Э. Мошковская «Странные вещи со мною встречаются»,
пословицы разных народов.
М.Пляцковский «Настоящий друг». В.Орлов «Я и мы».
В. Осеева «До первого дождя», Н.Носов «На горке».
Мы идём в библиотеку. С. Михалков «Как друзья
познаются».
Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья». А.Гайдар «Чук
и Гек» (отрывок).
И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей».
Проверь себя.
А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…». Ф. Тютчев
«Чародейкою Зимою…».
А. Барто «Дело было в январе», С. Есенин «Поёт зима аукает…».
С. Маршак «Декабрь».
К. Бальмонт «К зиме».
К. Есенин «Береза». А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок).
Проект «Новогодний праздник».
Проверь себя.
Мои любимые писатели. Сказки А.С. Пушкина.
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбки».
Д. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки»
Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца-длинные
уши, косые глаза, короткий хвост».
Дж. Харрис «Братец Лис и братец Кролик».
Э. Распэ «Оттаявшие звуки». К. Чуковский «Я начинаю
любить Бибигона»,
К. Чуковский «Бибигон и пчела».
М. Горький «Воробьишко»
К. Чуковский «Краденое солнце».
Проверь себя.
А. Майков «Ласточка примчалась»
К. Паустовский «Весна»
Ф. Тютчев. «Зима недаром злится…». И. Никитин «Весна»
А. Плещеев «Весна», И. Шмелев «Ах, весна!», Т. Белозеров
«Подснежники».
А. Чехов «Весной», А. Фет «Уж верба вся пушистая».
А. Барто «Апрель». Мы идем в библиотеку.
С. Маршак «Май», С. Черный «Зеленые стихи».
И. Токмакова «Весна», И. Соколов-Микитов «Весна» (в
сокращении).
С. Маршак «Двенадцать месяцев»
Проверь себя.
Стихи о маме и папе. Р. Рождественский, Ю. Этнин, Ю.
Яковлев.
Р. Сеф «Если ты ужасно гордый», А. Барто «Перед сном».
Дж.Родари. «Кто командует?». Б.Заходер «С папой мы

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102

давно решили».
Л. Толстой «Отец и сыновья», Е. Агранович «Нет в России
семьи такой».
Мы идём в библиотеку. Книги о маме.
Э. Успенский «Если был бы я девчонкой».
Б. Заходер «Никто».
Э. Успенский «Разгром»,
Л. Толстой «Старый дед и внучек».
Л. Толстой «Правда всего дороже», Е. Пермяк «Как Миша
хотел маму перехитрить».
Проверь себя.
И. Токмакова «Радость», Саша Чёрный «Жеребёнок».
С. Михалков «Мой щенок». Г. Снегирёв. «Отважный
пингвинёнок».
М.Пришвин «Ребята и утята».
Е.Чарушин «Страшный рассказ».
Н. Рубцов «Про зайца».
В. Берестов «С фотоаппаратом». А. Барто «Думают ли
звери?»
Мы идём в библиотеку. Рассказы и сказки о природе В.
Бианки.
В. Бианки. «Хитрый лис и умная уточка».
Маленькие рассказы Н. Сладкова.
В. Сухомлинский «Почему плачет синичка?»
Г. Снегирёв «Куда улетают птицы на зиму?».
В. Бианки «Лесной колобок – колючий бок».
Шутки-минутки. В. Берестов «Заяц-барабанщик», «Коза».
Проверь себя.
В. Осеева «Три товарища», С. Баруздин «Стихи о человеке
и его делах».
Л. Яхнин «Пятое время года», «Силачи».
В. Осеева «Просто старушка». И. Пивоварова.
«Сочинение».
Э. Шим «Не смей!». Е. Григорьева. «Во мне сидит два
голоса».
А. Гайдар. «Совесть».
Мы идём в библиотеку. Н. Носов «Затейники».
Н. Носов «Фантазёры».
И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак».
С. Михалков «Не стоит благодарности».
Проверь себя.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

3 класс
№

Наименование раздела, темы

1
2

Наставления детям Владимира Мономаха.
Е.Осетров «Книга-окно в мир». Б.Горбачевский
«Первопечатник Иван Фёдоров».
Первая «Азбука» Ивана Фёдорова. Наставления Библии
Мы идём в музей книги.

3
4-5

Количество
часов
1
1
1
2

6
7.
8
9

Н.Носов «Огурцы».
Н.Носов «Огурцы». Характеристика героя.
М. Зощенко. «Не надо врать».
М. Зощенко. «Не надо врать». Пересказ.

1
1
1
1

10
11
12
13
14
15
16
17
18

Л. Каминский «Сочинение».
М. Зощенко. «Через тридцать лет» .
Рассказы о детях.
Н.Носов «Трудная задача».
Притчи.
В. Драгунский. «Где это видано, где это слыхано…».
Обобщающий урок по теме: «Жизнь дана на добрые дела»
Русская сказка «Иван-царевич и Серый Волк».
Русская сказка «Иван-царевич и Серый Волк».
Характеристика героя.
Русская сказка «Иван-царевич и Серый Волк» и картина
В.Васнецова «Иван-царевич на Сером волке» в сравнении.
Русская сказка «Летучий корабль».

1
1
1
1
1
1
1
1
1

21

Русская сказка «Летучий корабль». Характеристики героев
сказки.

1

22
23

Сборники сказок. Тематический каталог.
Русская сказка «Морозко».

1
1

24

Русская сказка «Морозко». Составление плана.

1

25
26

Русская сказка «Белая уточка».
Русская сказка «Белая уточка». Составление плана.

1
1

27

Русская сказка. «По щучьему веленью».

1

28
29
30
31

Русская сказка. «По щучьему веленью». Инсценирование.
Обобщающий урок по теме: ««Волшебная сказка»
К. Паустовский. «Барсучий нос».
К.Паустовский «Барсучий нос», статья «Барсук» (из энциклопедии).
Отличительные особенности текстов.
В. Берестов «Кошкин щенок». Б.Заходер «Вредный кот».
В.Бианки «Приключения Муравьишки».

1
1
1
1

1

36
37
38

В.Бианки «Приключения Муравьишки». Правда и вымысел
в сказке В.Бианки
О.Полонский « Муравьиное царство». Особенности научнопопулярного текста.
Тим Собакин. « Песни бегемотов».
Журналы для детей. Сборники произведений о природе.
Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».

39

Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка». Составление плана.

1

40
41

Н. Носов «Карасик».
Н. Носов «Карасик». Характеристика героев произведения

1
1

42
43

Б. Житков. «Про обезьянку».
Обобщающий урок по теме: «Люби всё живое»

1
1

19
20

32
33
34
35

1
1

1
1

1
1
1
1

44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78

Н. Некрасов «Славная осень». М. Пришвин «Осинкам
холодно».
Ф. Тютчев «Листья». А. Фет «Осень».
И. Бунин «Первый снег». В. Поленов «Ранний снег».
Сборники произведений о природе.
К. Бальмонт «Снежинка».
К. Паустовский «В саду уже поселилась осень…»
Картины природы в произведениях живописи. И.
Остроухов «В Абрамцевском парке». А. Саврасов
«Зима».И. Шишкин «Зима в лесу».
Обобщающий урок по теме: «Картины русской природы».
Великие русские писатели. В. Берестов «А. С. Пушкин».
А. С. Пушкин «Зимнее утро».И. Грабарь «Зимнее утро».
А.С. Пушкин «Зимний вечер».Ю. Клевер «Закат солнца
зимой», «Зимний пейзаж с избушкой».
А.С. Пушкин «Опрятней модного паркета…» П. Брейгель
«Зимний пейзаж». В. Суриков «Взятие снежного городка».
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».

1

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Характеристика
героев.
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».
Составление плана.
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».
Сравнение с народной сказкой.
И.Я. Билибин – иллюстратор сказок А.С.Пушкина.
И. А. Крылов. Басни. Викторина по басням И.А. Крылова.
И. А. Крылов «Слон и Моська».
И. А. Крылов «Чиж и Голубь».
Великие русские писатели. Л.Н. Толстой. Краткий пересказ
статьи.
Л.Н.Толстой «Лев и собачка». Быль.
Л.Н.Толстой «Лебеди». Составление плана.
Л.Н. Толстой «Акула»
Составление плана.
Книги великих русских писателей. А.С.Пушкин,
Л.Н.Толстой, И.А.Крылов.
Л.Н.Толстой «Волга и Вазуза».
Заповеди из Евангелия в пересказе Л.Н.Толстого
И.А. Крылов «Квартет».
Обобщающий урок по теме: «Великие русские писатели»
В. Даль «Девочка Снегурочка».

1

В. Даль «Девочка Снегурочка». Составление плана.
В.Одоевский «Мороз Иванович».
В.Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение с народной
сказкой «Морозко».
Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша
Ершовича и весёлого трубочиста Яшу».
Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича…».

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Составление плана.
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102

Переводная литература для детей. Б.Заходер «Винни-Пух»
(предисловие).
Р.Киплинг «Братья Маугли».
Р.Киплинг «Братья Маугли». Характеристика героев
произведения.
Дж. Родари «Волшебный барабан».
Дж. Родари «Волшебный барабан». Составление плана.

1

Литературные сказки.
Тим Собакин «Лунная сказка».
Ю.Коваль «Сказка о серебряном соколе».
С. Михалков «Упрямый козлёнок».
Обобщающий урок по теме: «Литературная сказка»
Б.Заходер «Что такое стихи?»
И.Соколов-Микитов «Март в лесу».
А.Майков «Весна». Е.Волков «В конце зимы». Е.Пурвит
«Последний снег».
С.Есенин «Сыплет черёмуха…» В. Борисов-Мусатов
«Весна» С.Есенин «С добрым утром».
Ф.Тютчев «Весенняя гроза». А.Васнецов «После дождя». И.
Шишкин «Дождь в дубовом лесу».
О.Высотская «Одуванчик». З.Александрова «Одуванчик».
М.Пришвин «Золотой луг».
А.Толстой «Колокольчики мои, цветики степные…»
Саша Чёрный «Летом». А.Рылов «Зелёный шум».
Ф.Тютчев «В небе тают облака…» А.Саврасов «Сосновый
бор на берегу реки».
Сборники произведений о природе.
Г.Юдин «Поэты».
Я.Аким «Как я написал первое стихотворение».
Обобщающий урок по теме: «Картины родной природы».

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

4 класс
№

1
2
3
4
5
6
7

Наименование раздела, темы
Произведения фольклора (7ч.)
Произведения фольклора. Малые жанры фольклора.
Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк»
Былина «Волхв Всеславович».
Русская народная сказка «Марья Моревна».
«Легенда о граде Китеже».
Былина «Вольга Святославич».
«Легенда о покорении Сибири Ермаком».
Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе
ополчения».
Обобщение. «Книги с фольклорными произведениями».

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1

8
9
10
11
12
13
14

Басни (7ч.)
И. Крылов «Стрекоза и Муравей».
И. Хемницер «Стрекоза».
Л.Н. Толстой. «Стрекоза и муравьи».
И. Крылов. «Крестьянин в беде».
А. Измайлов. «Кукушка», «Лестница».
И. Крылов «Мартышка и очки», «Квартет».
И.А.Крылов «Осел и Соловей». С. Михалков. «Слово о Крылове».
И. Дмитриев «Муха», «Петух, кот и мышонок».

В.А.Жуковский (3 ч.)
15 В. Жуковский «Песня», «Ночь». «Вечер», «Загадки». «Спящая
царевна».
16 В. Жуковский «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о
хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны,
кощеевой дочери».
17 Обобщающий урок по теме:
«Произведения Жуковского».
А.С.Пушкин(4 ч.)
18 А.С. Пушкина».
Стихотворение «Осень».
19 А.С. Пушкин «И.И. Пущину», «Зимняя дорога».
20 .С. Пушкин. «Сказка о золотом петушке».
21 Обобщающий урок по теме: «Произведения А.С.Пушкина»
22
23
24
25

М.Ю.Лермонтов (3 ч.)
М. Лермонтов «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын...»
М.Ю.Лермонтов «Парус». «Горные вершины»
М. Лермонтов «Утёс».«Казачья колыбельная песня».
П.П.Ершов (3 ч.)
П. Ершов. «Конёк-горбунок»

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

26 Герои сказки П.Ершова
27 П. Ершов «Кто он?»
Литературные сказки (2 ч.)
28 В. Гаршин «Лягушка-путешественница».
29 В. Гаршин «Сказка о жабе и розе».
Н. Г.Гарин-Михайловский (3 ч.)
30 Н. Гарин-Михайловский «Старый колодезь»
героя и событие.
31 К. Станюкович. «Максимка».
32 Д. Мамин-Сибиряк «Вертел».
Произведения зарубежных писателей (5 ч.)
33 В. Гюго «Козетта»
Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

1
1

34 1 и 2 главы из романа Марка Твена «Приключения Гекльберри
Финна».
35 Х.-К. Андерсен. «Дикие лебеди», «Самое невероятное».

1

36

1

Х.-К. Андерсен «Дети года».

1
1
1
1
1
1

1

37 Х.-К. Андерсен «Девочка со спичками».

1

Л.Н.Толстой (4 ч.)
«Воспоминания Л.Н. Толстого». «Акула»

1

39 Л.Н. Толстой «Два брата». «Мужик и Водяной».

1

40 Л.Н. Толстой. «Черепаха». «Русак».

1

41 Л.Н. Толстого «Святогор-богатырь».

1

Стихи русских писателей (4 ч.)
42 А. Блок «Россия», «Рождество», «На поле Куликовом»
43 К. Бальмонт «Россия», «К зиме», «Снежинка»
44 К. Бальмонт «У чудищ», «Камыши»

1
1
1

38

45 К. Бальмонт «Русский язык», «Золотая рыбка».
А.И.Куприн (4 ч.)
46 А. Куприн «Скворцы».
«Четверо нищих». «Очерки и воспоминания».
47 Э. Сетон-Томпсон. «Виннипегский волк».
Песков «В гостях у Сетон-Томпсона».

1

48 И. Бунин. «Гаснет вечер, даль синеет...», «Детство», «Листопад»
49 К. Чуковский «Н. Некрасов».
С. Я.Маршак (3 ч.)
50 С. Маршак «Словарь». «Загадки», «Зелёная застава».

1
1

51 С.Я. Маршака». «Двенадцать месяцев»

1

52 С. Маршак «Сказка про козла». «Ледяной остров»

1

Стихи русских поэтов (3 ч.)
53 Н. Заболоцкий «Детство». «Лебедь в зоопарке».

1

54 Н. Рубцов «Берёзы». «Тихая моя родина». «Ласточка».

1

55 А. Платонов. Сказка-быль «Любовь к Родине, или Путешествие
воробья», «Неизвестный цветок».
С. Михалков (3 ч.)
56 С. Михалков «Школа» «Хижина дяди Тома».

1

57 С. Михалков. «Как бы мы жили без книг?»
58 С. Михалков «Зеркало». Сказка «Как старик корову продавал».

1
1

59
60
61
62

Юмористические произведения (3 ч .)
Н. Носов «Федина задача». «Юмористические стихи»
И. Гамазкова. «Страдания».
В. Драгунский «Тайное становится явным».М. Горький «Пепе».
Очерки (3 ч.)
И. Соколов-Микитов «Родина». А. Куприн «Сказки Пушкина».

1
1

1

1

1
1
1
1

63 Н. Шер «Картины-сказки».Р. Сеф «О стихах Джона Чиарди».

1

64 М. Горький. «О книгах». Ю. Яковлев «Право на жизнь».
Путешествия. Приключения. Фантастика (4 ч.)
65 Н. Вагнер «Фея Фантаста». «Береза»

1
1

66 Н. Вагнер «Сказка», «РуфиРуфина».
67 Дж. Свифт «Гулливер в стране лилипутов» (отдельные главы).

1
1

68 Итоговая контрольная работа.

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».