Художественная обработка древесины 13-14 лет (для обучающихся с ОВЗ)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15

УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 15
от «_31»_08_2021г. №136-од
Приложение к Основной общеобразовательной
программе основного общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ»
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
13-14 лет
срок реализации 1 год

Подписано цифровой
подписью: Директор Комолова
Полина Владимировна
Дата: 2021.09.02 20:40:22
+05'00'

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная
дополнительная
общеразвивающая
программа
художественной направленности «Художественная обработка древесины»
разработана на основе: - Федерального закона от 29 декабря 2012 года
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», - Концепции развития
дополнительного
образования
детей
(утверждена
Распоряжением
Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р),
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации №196
от 09.11.2018г «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»
При разработке адаптированной дополнительной общеразвивающей
программы художественной направленности «Художественная обработка
древесины»
были
использованы
«Методические
рекомендации
по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных
программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации,
профессиональному
самоопределению
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов с учётом особых
образовательных потребностей».
Настоящая программа составлена с учетом требований действующих
учебных программ специальных (коррекционных) общеобразовательных
учреждений по столярному делу для 7 классов, опыта работы кружков
декоративно-прикладного искусства. Цель адаптированной дополнительной
общеразвивающей
программы
художественной
направленности
«Художественная обработка древесины» создание условий для личностного
и интеллектуального развития обучающихся, формирования у них
практических умений и навыков художественной обработки древесины.
Задачи адаптированной дополнительной общеразвивающей программы
художественной направленности «Художественная обработка древесины»
Обучающие:
Освоить основы технологии и технику безопасности ручной обработки
древесины; Научить познавать и использовать красоту и свойства древесины
для создания художественных образов и предметов быта;
Учить различать породы деревьев, выбирать пригодные для работы, способы
хранения древесины;
Изучить технологию работы лобзиком;
Изучить технологию работы выжигателем;
Научить работать различными инструментами, приспособлениями.
Развивающие:
Развивать художественно – творческие способности обучающихся;
Развивать объемное видение предметов, фантазию, память, эмоционально –
эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности;

Развивать моторику рук,
Повышать познавательную и творческо-поисковую активность детей.
Воспитывающие:
Прививать любовь к народным традициям, к истории родного края;
Пробуждать интерес к русскому народному творчеству и к новым,
современным направлениям народного творчества;
Развивать терпение, настойчивость, трудолюбие;
Сформировать навыки работы в творческом разновозрастном коллективе, где
младшие учатся у старших, а старшие помогают младшим.
Актуальность адаптированной дополнительной общеразвивающей
программы художественной направленности «Художественная обработка
древесины» заключается в реализации прав детей с ограниченными
возможностями здоровья на участие в программах дополнительного
образования.
Педагогическая целесообразность адаптированной дополнительной
общеразвивающей
программы
художественной
направленности
«Художественная обработка древесины» состоит в том, что она направлена
на расширение знаний, умений и навыков обучающихся по программе
профессионально-трудового обучения (столярное дело), на формирование
основных компетенций, на коррекцию познавательной деятельности,
мышления, моторики учащихся специальной (коррекционной) школы, на
развитие их творческих способностей, эстетическое воспитание,
профориентацию через усвоение традиций русского народа.
Среди самых распространенных видов декоративно – прикладного
искусства по художественной обработке древесины в нашей стране были
выпиливание, выжигание, резьба по дереву. Многовековая культура
художественной обработки древесины имеет национальные традиции,
которые передаются из поколения в поколение при украшении жилища,
создании бытовых декоративных изделий.
Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений,
материалов, доступность работы позволяют заниматься выпиливанием,
выжиганием, резьбой по дереву обучающимся с ограниченными
возможностями развития.
Изучение курса художественной обработки древесины позволяет детям
и подросткам приобрести общетрудовые и частично специальные знания,
а также обеспечит им интеллектуальное, этическое и эстетическое развитие.
В процессе занятий на кружке у школьников с нарушением интеллекта
формируются представления о месте и роли декоративно-прикладного
творчества в жизни человека, в создании материальной среды, развивается
пространственно образное мышление, зрительная память, творческие
способности и эстетический вкус, расширяется кругозор. Дети приобретают
трудовые умения и навыки, которые могут стать основой для будущего
профессионального самоопределения.
В процессе работы по программе осуществляется исправление
недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения,

речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического
развития, особенно мелкой моторики руки.
Программа содержит установку на раскрытие потребностей детей
творить и осознавать свои возможности.
Отличительной особенностью адаптированной дополнительной
общеразвивающей
программы
художественной
направленности
«Художественная обработка древесины» в том, что она разработана с учетом
специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в:
- адаптации содержания программного материала для освоения ребенком
с ОВЗ направленной на раскрытие жизненными и социальными
компетенциями;
- «пошаговом» предъявлении материала,
- дозированной помощи взрослого,
- использовании адекватных возможностям и потребностям обучающихся
современных технологий, методов, приемов и средств, способствующих как
общему развитию обучающихся, так и компенсации индивидуальных
недостатков развития.
Наряду с общими задачами профессионально-трудового обучения
решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной
деятельности школьников.
Коррекционная работа выражается в формировании умений:
- ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
-предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать
логическую последовательность изготовления изделия, определять приёмы
работы и инструменты, нужные для их выполнения, отчитываться
о проделанной работе);
- контролировать свою работу (определять правильность действий
и результатов, оценивать качество готовых изделий).

Календарно – тематическое планирование занятий
кружка «Художественная обработка древесины»

№
п/п

Тема раздела

Запланирова
но часов

Основные вопросы,
рассматриваемые на занятии

Формы и
методы
работы,
виды
контроля

Выпиливание лобзиком 32 часа

1.

Вводное
занятие
Охрана труда
при
производстве
художествен
ых изделий. 1

2.

Основы
материалове
дения.

3.

4.

2

Виды
резьбы
по
дереву.
2
Выпиливани
е лобзиком –
разновиднос
ть
оформления
изделия.
4

Правила:
поведения
и
техники
безопасности;
пожарной
и
электробезопасности;
- пром. санитарии и личной Инструкти
гигиены;
рование.
- задачи на год.
Беседа.
Беседа.
Практичес
кая работа:
«Знакомств
о
с
породами и
Древесина:
свойствами
- основные свойства и пороки;
древесины,
- характеристика пород;
отделочны
фанера,
шпон, ми
нетрадиционные и отделочные материала
материалы, клеи.
ми».
- народные художественные
традиции;
- виды и особенности резьбы;
Беседа.
- источники орнаментальных Демонстра
узоров.
ции.
Беседа.
Особенности
работы Демонстра
лобзиком;
ции.
- источники и особенности Практичес
узоров для выпиливания.
кая работа.
Беседа.

5.

Материалы, 4
инструменты
и
приспособле
ния.

8.

Технические
приёмы
выпиливания
орнамента.
2
Художествен
ноэстетические
Основы
выпиливания
лобзиком.
2

9.

Работа над
конструкцие
й изделия.
2

6.

10.

Построение
орнамента.
4
Конструиров

Основные
свойства
материалов;
- характеристики инструмента и
приспособлений.

Практичес
кая работа
«Знакомств
о с видами
материалов
и
инструмент
ом».
Практичес
кая работа
«Подготов
ка
материалов
. Приёмы
Подготовка
материалов, выпиливан
рисунков;
ия.
- перевод рисунка на заготовку; Способы
- приёмы выпиливания;
соединения
- способы соединения деталей.
деталей».
- Конструкция, форма изделия;
- фурнитура;
- виды орнамента, применяемые
в работах лобзиком.
Беседа.
Практичес
кая работа:
«Построен
ие
композици
Основные
принципы и.
композиции;
Разработка
- форма и конструкция изделия; формы.
- работа над проектом;
Изготовлен
- фурнитура, её изготовление, ие
и
установка.
установка.
Практичес
кая работа:
«Важнейш
- Назначение и виды орнамента; ие средства
- симметрия;
и приёмы
- орнаментальные розетты и композици
полосы;
и
- сетчатый орнамент.
орнамета».
- Плоские, объёмные изделия;

11.

12.

13.
14.

ание
различных
изделий.
Техника
выполнения
различных
конструкций
изделий.

Отделка
изделия
Изготовлени
е изделия.

2

2

2

- изделия округлой формы;
Практичес
изделия
со
сложным кая работа:
орнаментом.

- Плоские изделия;
- объёмные изделия.
- Отделочные материалы;
- нетрадиционные материалы;
- облицовывание шпоном;
- циклевание и шлифование;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.

3

Практичес
кая работа:
Практичес
кая работа:
«Отделка
изделия».
Практичес
кая работа:

Художественное выжигание 36 часов

15

16

17

Вводное
занятие.

1

Основы
материалове
дения
для
художествен
ных работ из
дерева.
2
Декорирован
ие
художествен
ных изделий 6

Правила:
поведения
и
техники
безопасности;
пожарной
и
электробезопасности;
- пром. санитарии и личной
гигиены
при
производстве Инструкти
художественных изделий из рование.
дерева.
Беседа.
Беседа.
Практичес
кая работа:
«Знакомств
о
с
породами и
свойствами
древесины,
- Основные свойства и пороки отделочны
древесины;
ми
- отделочные материалы;
материала
- нетрадиционные материалы.
ми».
Практичес
- Подготовка материалов;
кая работа:
- перевод рисунка;
«Подготов
- приёмы выжигания.
ка

выжиганием.

18

19
20

21
22

23

Инструмент
ы,
приспособле
ния
для
выполнения
работ.
4

Основы
композиции.
Подготовка
инструмента
к работе.

2
1

Технология
декорирован
ия
художествен
ных изделий
выжиганием. 4
Основные
приёмы
выжигания.
6
Техника
выполнения
выжигания
различных
изделий.
6

материалов
. Приёмы
выжигания
».
Практичес
кая работа:
«Подготов
ка
Инструменты
и инструмент
приспособления для выжигания. а».
Беседа
Практичес
кая работа:
«Построен
ие
композици
Основные
принципы и.
композиции;
Разработка
- форма и конструкция изделия. формы».
- Основные требования к
инструменту;
Практичес
- уход за инструментом.
кая работа.
Практичес
кая работа:
«Подготов
ка
материалов
. Приёмы
выжигания
- Подготовка материалов;
.
- перевод рисунка;
Способы
- приёмы выжигания;
соединения
- способы соединения деталей;
деталей.
- сборка изделия;
Сборка и
- устранение дефектов;
отделка
- прозрачная отделка.
изделий».
Практичес
- Освоение приёмов выжигания. кая работа.

- Совершенствование приёмов Практичес
выжигания.
кая работа.

24

Отделка
изделия.

4

- Отделочные материалы;
- нетрадиционные материалы;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.

Практичес
кая работа:
«Отделка
изделий».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».