Психология 17-18 лет

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15

УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 15
от «_31»_08_2021г. №136-од
Приложение к Основной общеобразовательной
программе основного общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПСИХОЛОГИЯ»
17-18 лет
срок реализации 2 года

Подписано цифровой подписью:
Директор Комолова Полина
Владимировна
Дата: 2021.09.02 20:37:57 +05'00'

I. Планируемые результаты освоения программы
1. Планируемые личностные результаты освоения основной
образовательной программы основного общего образования:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа
России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям,
языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных
чувств
и
нравственного
поведения,
осознанного
и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения
2

в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
2. Планируемые метапредметные результаты освоения основной
образовательной программы основного общего образования:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное
и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение;
3

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);
развитие мотивации к овладению культурой активного пользования
словарями и другими поисковыми системами; (в ред. Приказа Минобрнауки
России от 29.12.2014 N 1644) 12) формирование и развитие экологического
мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной,
социальной практике и профессиональной ориентации.
3. Планируемые
предметные
результаты
освоения
образовательной программы основного общего образования

основной

Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания
психологических проблем; раскрывать роль психологии в повседневной
жизни человека; выделять основные черты личности, своей и чужой;
выделять основополагающие процессы формирования личности; выделять
базовые особенности различных возрастов.
Выпускник овладеет базовой системой психологических знаний –
понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное
общеобразовательное и познавательное значение.
Выпускник освоит общие приемы: рациональной организации труда и
отдыха; саморефлексии; формирования собственной личности; эффективного
взаимодействия с другими людьми.
Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной
литературы по психологии, справочных материалов (на бумажных и
электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных
задач.
Выпускник получит возможность научиться:
● Формировать
отрицательные;

положительные

черты

характера

и

устранять

● Развивать свои познавательные процессы, такие как память или
мышление;
● Улучшить свои навыки межличностного взаимодействия;
4

● Находить информацию о психологических явлениях и процессах в научнопопулярной литературе, психологических словарях, справочниках, Интернетресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в
другую;
● основам исследовательской и проектной деятельности по изучению
личностных особенностей человека, включая умения формулировать задачи,
представлять работу на защиту и защищать ее;
● создавать собственные письменные и устные сообщения о психологии на
основе нескольких источников информации, сопровождать выступление
презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
работать в группе сверстников при решении познавательных задач
связанных с изучением особенностей устройства личности, планировать
совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно
оценивать собственный вклад в деятельность группы.

5

II. Содержание
Основы психологии.
Психология как наука. Базовые понятия психологии.
межличностные отношения, общество. Методы и методики.

Личность,

Личность.
Безусловные и условные рефлексы, их значение. Познавательная
деятельность мозга. Эмоции, память, мышление, речь. Методы развития
познавательных процессов. Особенности психики человека: осмысленность
восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и
передаче из поколения в поколение информации. Индивидуальные
особенности личности: способности, темперамент, характер, одаренность.
Личностные черты, их определение и формирование. Негативные и
позитивные
черты.
Методы
самовоспитания.
Самоопределение,
мировоззрение, идентичность. Рефлексия. Саморефлексия. Цели и мотивы
деятельности. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических
потребностей. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения
человека. Психологические барьеры. Психологический стресс, его причины,
формы и способы преодоления. Психологические зависимости. Способы
уверенного отказа.
Возрастные процессы.
Различия возрастной и общей психологии. Основные понятия возрастной
психологии. Возрастная периодизация, ее виды. Возрастная периодизация
Л.С. Выготского. Возрастная периодизация З. Фрейда. Возрастная
периодизация Эльконина. Теория психосоциального развития Эрика
Эриксона. Медицинская периодизация. Биологический возраст. Раннее
детство. Младенчество. Ведущие виды деятельности. Новообразования.
Детство. Дошкольный и школьный возраст. Подростничество.
Самоопределение. Ценностная переориентация. Зрелость. Старость.
Межличностные отношения.
Понятие межличностных отношений. Особенности межличностных
отношений. Взаимное восприятие. Симпатия. Антипатия. Виды
взаимодействия. Поведение. Вербальные и невербальные сигналы. Слова.
Тон. Взгляд. Поза. Положение тела. «Зона комфорта». «Личное
пространство». Расположение собеседника. Комплимент и лесть. Методы
построения взаимодействия. Социальные роли и их влияние на общение.
«Социальные сцены». Уместность применения социальной роли. Способы
изменения тона взаимодействия. Беседа. Диалог. Монолог. Спор. Давление
на собеседника. Публичное выступление. Агрессия. Драка. Способы
разрешения напряженной ситуации.
6

III. Тематическое планирование
Тематическое планирование 10 класс
№
Тема
п/п
1. Введение
Личность и самоопределение
2. Основы психики
3. Основы психики
4. Особенности личности
5. Особенности личности
6. Формирование личности
7. Формирование личности
8. Личностные проблемы и методы их решения
9. Рефлексия и самовоспитание
10. Рефлексия и самовоспитание
11. Рефлексия и самовоспитание
Особенности возрастного развития
12. Возрастная психология
13. Возрастная периодизация
14. Раннее детство
15. Детство
16. Подростничество и зрелость

7

Количество
часов
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1

Тематическое планирование 11 класс
№
п/п

Тема

Количество
часов
18
1
1
1
1

1.
2.
3.
4.

Межличностные отношения
Межличностные отношения
Межличностные отношения
Симпатия и антипатия
Виды взаимодействия

5.

Вербальные сигналы

1

6.

Невербальные сигналы

1

7.
8.
9.
10.
11.
12.

Воздействие на собеседника
Воздействие на собеседника
«Личное пространство» человека
Социальные роли в общении
Социальные роли в общении
Социальные роли в общении

1
1
1
1
1
1

13.

Способы изменения тона взаимодействия

1

14.

Способы изменения тона взаимодействия

1

15.
16.
17.
18.

Позитивное и негативное взаимодействие
Позитивное и негативное взаимодействие
Позитивное и негативное взаимодействие
Позитивное и негативное взаимодействие

1
1
1
1

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».