Математика и конструирование 8-11 лет

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15 г. Серова

УТВЕРЖДЕНО
приказом МАОУ СОШ № 15
от «31»08 2021г. № 136-од

Приложение к Основной образовательной
программе начального общего образования

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Математика и конструирование»
8-11 лет

Подписано цифровой
подписью: Директор Комолова
Полина Владимировна
Дата: 2021.09.02 20:35:42 +05'00'

г. Серов

I. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
« Математика и конструирование»
Личностными результаты
•
развитие любознательности, сообразительности при выполнении
•
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
•
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
•
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности
•
любого человека;
•
воспитание чувства справедливости, ответственности;
•
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
•
мышления.
Метапредметные результаты
•
Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
•
Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др.,
указывающие направление движения.
•
Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
•
Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
•
Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной
конструкции.
•
Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
•
Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с
заданным контуром конструкции.
•
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
•
Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
•
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
•
Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и
из развёрток.
•
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную
конструкцию с образцом.
Предметные результаты
•
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут
передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление
движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе
в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
•
Решение разных видов задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее
эффективных способов решения.
•
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и
несколько осей симметрии.
•
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники,таны, уголки,
спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
•
Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции.
Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по
собственному замыслу.
•
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
•
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
•
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
•
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление
2

(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
•
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки.
Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная,
куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная
пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр.
Универсальные учебные действия
•
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения
конкретного задания.
•
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового
кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
•
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с
числовыми головоломками.
•
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
•
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов,
высказывать собственное мнение и аргументировать его.
•
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в
пробном действии.
•
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
•
Использовать критерии для обоснования своего суждения.
•
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
•
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
II. Содержание курса
Содержание курса «Математика и конструирование» направлено на воспитание интереса
к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать,
догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание
может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений,
которыми они овладевают на уроках математики.
Основное содержание факультативного курса представлено двумя крупными разделами:
«Геометрическая составляющая курса» и «Конструирование».
Геометрическая составляющая
Точка. Линия. Линии прямые и кривые. Линии замкнутые и незамкнутые. Прямая линия.
Свойства прямой. Отрезок. Деление отрезка пополам. Луч. Взаимное расположение отрезков
на плоскости и в пространстве. Геометрическая сумма и разность двух отрезков. Угол. Виды
углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый. Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной.
Многоугольник — замкнутая ломаная. Углы, вершины, стороны многоугольника. Виды
многоугольников: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и т. д. Периметр
многоугольника. Виды треугольников: по соотношению сторон: разносторонний,
равнобедренный (равносторонний); по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный,
разносторонний. Построение треугольника по трём сторонам с использованием циркуля и
неоцифрованной линейки. Прямоугольник. Квадрат. Диагонали прямоугольника (квадрата) и их
свойства. Построение прямоугольника (квадрата) с использованием свойств его диагоналей.
Периметр многоугольника. Площадь прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольного
треугольника. Обозначение геометрических фигур буквами. Окружность. Круг. Центр, радиус,
диаметр окружности (круга). Взаимное расположение прямоугольника (квадрата) и окружности.
Прямоугольник, вписанный в окружность; окружность, описанная около прямоугольника
(квадрата). Вписанный в окружность треугольник. Деление окружности на 2, 4, 8 равных частей.
Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей. Взаимное расположение окружностей на
плоскости. Кольцо. Прямоугольный параллелепипед. Грани, рёбра, вершины прямоугольного
параллелепипеда. Свойства граней и рёбер прямоугольного параллелепипеда. Развёртка
прямоугольного параллелепипеда. Куб. Грани, рёбра, вершины куба. Развёртка куба.
Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трёх проекциях. Треугольная пирамида.
3

Грани, рёбра, вершины треугольной пирамиды. Прямой круговой цилиндр. Шар. Сфера. Осевая
симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более
осей симметрии.
Конструирование
Виды бумаги. Основные приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по
шаблону, разрезание ножницами, соединение деталей из бумаги с использованием клея.
Разметка бумаги по шаблону. Конструирование из полосок бумаги разной длины моделей
«Самолёт», «Песочница». Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров.
Преобразование листа бумаги прямоугольной формы в лист квадратной формы. Изготовление
аппликаций с использованием различных многоугольников. Изготовление набора
«Геометрическая мозаика» с последующим его использованием для
конструирования различных геометрических фигур, бордюров, сюжетных картин. Знакомство с
техникой «Оригами» и изготовление изделий с использованием этой техники. Чертёж. Линии на
чертеже: основная (изображение видимого контура), сплошная тонкая (размерная и выносная),
штрих-пунктирная (обозначение линий сгиба). Чтение чертежа, изготовление аппликаций и
изделий по чертежу. Технологический рисунок. Изготовление аппликаций по
технологическому рисунку. Технологическая карта. Изготовление изделий по технологической
карте.
Набор «Конструктор»: название и назначение деталей, способы их крепления: простое,
жёсткое, внахлёстку двумя болтами, шарнирное; рабочие инструменты. Сборка из деталей
«Конструктора» различных моделей геометрических фигур и изделий.
Развёртка. Модель прямоугольного параллелепипеда, куба, треугольной пирамиды,
цилиндра, шара и моделей объектов, имеющих форму названных многогранников. Изготовление
игр геометрического содержания «Танграм», «Пентамино». Изготовление фигур, имеющих
заданное количество осей симметрии.

4

III.

Тематическое планирование
2 класс
Кол-во часов

№
п/п

1

2

3

4
5
7
8
9

10
11
12
13

Тема

Повторение
геометрического
материала: отрезок,
угол,
ломаная,
прямоугольник,
квадрат.
Геометрических
фигур
заданной
длины

Изготовление
изделий в технике
оригами
—
«Воздушный змей»
Треугольник.

Содержание образования

Распознавание и изображение
геометрических фигур: точка, линия
(кривая, прямая, ломаная.
Использование чертежных
инструментов(линейка, циркуль) для
выполнения построений.
Распознавание и изображение
геометрических фигур: точка, линия
(кривая, прямая, ломаная.
Использование чертежных
инструментов(линейка, циркуль) для
выполнения построений.
Представление полученной
информации.

Прямоугольник
Многоугольник,
у
которого 4 прямых угла. Построение
Соотношение
длин прямоугольника на клетчатой бумаге.
Виды треугольников: разносторонний,
сторон треугольника
равнобедренный, равносторонний.
Прямоугольник.
Квадрат. Свойство противоположных
сторон квадрата. Распознавание и
Практическая работа изображение геометрических фигур:
«Изготовление модели квадрат.
складного метра».
Свойство
противоположных
сторон
прямоугольника.
Диагонали
прямоугольника и их
свойства.
Квадрат.
Диагонали квадрата и
их свойства
Построение
прямоугольника
на
5

Очная Дистанционн
часть ая часть

1

1

1

1
1
1
1
1

1
1
1
1

14
15
16
17

18

19

20
21
22
23
24

25

26

27

28

нелинованной бумаге с
помощью чертёжного
треугольника.
Отрезка
Изображение геометрических фигур:
отрезок. Измерение длины отрезка.
Середина отрезка
Практические работы: построение
Построение
отрезка,
отрезков.
Сумма
и
разность
равного данному, с по
отрезков.
мощью циркуля
Практическая работа Сбор и представление информации,
«Изготовление пакета фиксирование,
анализ
полученной
для хранения счётных информации.
палочек»
Практическая работа
«Изготовление
подставки для кисточки»
Практическая работа
«Преобразование
фигур по заданному
правилу
и
по
воображению»
Окружность.

1
1
1
1

1

Составление, запись и выполнение
простого алгоритма, плана поиска
информации.
Представление полученной
информации
Круг. Окружность. Диаметр
окружности. Вычерчивание
окружностей с помощью циркуля.

Круг.
Центр окружности.
Радиус
и диаметр
окружности
Построение
прямоугольника,
вписанного
в
окружность
Практическая работа Сбор и представление информации,
«Изготовление
фиксирование,
анализ
полученной
ребристого шара»
информации.
Составление, запись и выполнение
простого алгоритма, плана поиска
информации.
Представление полученной
информации
Практическая работа
«Изготовление
аппликации
«Цыплёнок»»
Деление окружности Круг.
Окружность.
Диаметр
на 6 равных частей. окружности.
Вычерчивание
Вычерчивание
окружностей с помощью циркуля.
«розеток»
Чертёж. «Изготовление Сбор и представление информации,
закладки для книги» по фиксирование,
анализ
полученной
предложенному
информации.
чертежу с
Составление, запись и выполнение
6

1
1

1
1
1
1
1

1

1

1

1

29

30

31

32

33
34

использованием в качестве элементов
прямоугольников,
треугольников, кругов.
Технологическая карта.
Составление
плана
действий
по
технологической карте
(как вырезать кольцо)
Чтение
чертежа.
Соотнесение чертежа с
рисунком
будущего
изделия. Изготовление
по чертежу аппликации
«Автомобиль».

простого алгоритма, плана
информации.
Представление полученной
информации.

Изготовление по чертежу аппликаций «Трактор с тележкой», «Экскаватор»
Изготовление по чертежу аппликаций «Трактор с тележкой», «Экскаватор»
Оригами.
Изготовление изделий
«Щенок», «Жук»
Работа
с
набором
«Конструктор».
Детали, правила и
приёмы
работы
с
деталями и инструментами набора.

Представление полученной
информации.

Представление полученной
информации.

поиска

1

1

1

1

Представление полученной
информации.

1

Представление полученной
информации.

1

7

3 класс

№
п/п

1
2

3

4

Тема

Отрезок.
Построение отрезка.

Ломаная.

Многоугольник.

Содержание образование

Количество
часов
Очная Дист
часть анци
онна
я
часть

Изображение геометрических фигур:
отрезок. Измерение длины отрезка.
Практические работы: построение
отрезков заданной длины. Сумма и
разность отрезков.
Распознавание
и
изображение
геометрических фигур: точка, линия
(кривая, прямая, ломаная.

1

Использование
чертежных
инструментов(линейка, циркуль) для
выполнения построений. Изображение
геометрических фигур на клетчатой
бумаге. Использование чертежных
инструментов
для
выполнения
построений.

1

1

Треугольник.
5
6

7

8

9

Вершины и стороны треугольника.
Виды треугольников: разносторонний,
равнобедренный, равносторонний.
Виды треугольника по
Виды треугольников: разносторонний,
сторонам.
равнобедренный, равносторонний.
Построение
Виды треугольников: разносторонний,
треугольника по трём
равнобедренный, равносторонний.
сторонам, заданным
Использование
чертежных
отрезками
инструментов(линейка, циркуль) для
выполнения построений.
Построение
Виды треугольников: разносторонний,
треугольника.
равнобедренный, равносторонний.
Соотношение между
Использование
чертежных
сторонами
инструментов(линейка, циркуль) для
треугольниками
выполнения построений.
Конструирование фигур Виды треугольников: разносторонний,
из треугольников
равнобедренный, равносторонний.
Использование
чертежных
инструментов(линейка, циркуль) для

1

8

1
1
1

1

Правильная
треугольная пирамида
10

11

Изготовление модели
правильной
треугольной пирамиды.
Изготовление игрушки
«Флексатон»

12
Периметр
многоугольника
13

14
15

16

Свойства диагоналей
прямоугольника.
Составление
прямоугольников из
данных частей
Вычерчивание
прямоугольника
(квадрат) на
нелинованной бумаге.

17

Закрепление
пройденного материала

18

Чертеж. Изготовление
аппликаций.

19
20
21

22
23

выполнения построений.
Виды треугольников: разносторонний,
равнобедренный, равносторонний.
Использование
чертежных
инструментов(линейка, циркуль) для
выполнения построений.
Виды треугольников: разносторонний,
равнобедренный, равносторонний.
Использование
чертежных
инструментов(линейка, циркуль) для
выполнения построений.
Виды треугольников: разносторонний,
равнобедренный, равносторонний.
Использование
чертежных
инструментов(линейка, циркуль) для
выполнения построений.
Виды треугольников: разносторонний,
равнобедренный, равносторонний.
Использование
чертежных
инструментов(линейка, циркуль) для
выполнения построений.
Прямоугольник
Многоугольник,
у
которого 4 прямых угла.
Построение
прямоугольника
клетчатой бумаге.

1

1

1

1

1
1

на
1

Прямоугольник
Многоугольник,
у
которого 4 прямых угла. Построение
прямоугольника на клетчатой бумаге.
Прямоугольник Многоугольник, у
которого 4 прямых угла. Построение
прямоугольника на клетчатой бумаге.
Представление полученной
информации.

1
1

Изготовление по
чертежу аппликации
“Домик”
Оформление
аппликации “Домик”

Представление полученной
информации.

1

Представление полученной
информации.

1

Изготовление по
чертежу аппликации
“Бульдозер”
Изготовление по
технологической карте
композиции “Яхты в
море”
Площадь фигуры.
Сравнение площадей.

Представление полученной
информации.
Представление полученной
информации.
Площадь геометрической фигуры.
Сравнение площадей наложением
9

1
1

1

24

25

26

Единицы площадей.
Вычисление площадей
фигур, составленных из
прямоугольников.
Площадь
прямоугольного
треугольника
Вычерчивание круга.
Деление круга на 2, 4, 8
равных частей.
Изготовление
многолепесткового
цветка.
Оформление цветка.

27
28

Деление окружности
(круга) на 3, 6, 12
равных частей
Изготовление модели
часов.

29

30

31

32

33

34

Взаимное
расположение
окружностей на
плоскости
Деление отрезка
пополам с помощью
циркуля и линейки без
делений
Получение
практическим способом
треугольника
вписанного в
окружность

Изготовление
аппликации “Паровоз”
и геометрической игры
“Танграм”
«Оригами».
Изготовление изделия
«Лебедь»

1
Точное измерение площади
геометрической фигуры. Вычисление
площади по формуле.
Круг.
Окружность.
Диаметр
окружности.
Вычерчивание
окружностей с помощью циркуля.
Круг.
Окружность.
Диаметр
окружности.
Вычерчивание
окружностей с помощью циркуля.
Представление
полученной
информации.
Круг.
Окружность.
Диаметр
окружности.
Вычерчивание
окружностей с помощью циркуля.
Круг.
Окружность.
Диаметр
окружности.
Вычерчивание
окружностей с помощью циркуля.
Круг.
Окружность.
Диаметр
окружности.
Вычерчивание
окружностей с помощью циркуля.
Представление
полученной
информации.
Круг.
Окружность.
Диаметр
окружности.
Вычерчивание
окружностей с помощью циркуля.
Изображение геометрических фигур:
отрезок. Измерение длины отрезка.
Практические работы: построение
отрезков.
Круг.
Окружность.
Диаметр
окружности.
Вычерчивание
окружностей с помощью циркуля.
Виды треугольников: разносторонний,
равнобедренный, равносторонний.
Использование чертежных
инструментов(линейка, циркуль) для
выполнения построений.

1
1

1
1
1

1

1

1

1
Представление полученной
информации.
Представление
информации.

10

полученной

1

4 класс
Количество
часов
№
п/п

Тема

1

Повторение материала,
изученного в 3 классе.

2

Геометрический КВН.

3

4

5
6

7

Равносторонний и
равнобедренный
треугольники.

Измерение углов.
Транспортир

Построение углов
заданной градусной меры.
Построение углов по трем
заданным сторонам.
Построение
равностороннего и
равнобедренного
треугольников.

8

Площадь. Вычисление
площади фигур сложной
конфигурации.

9

Обобщение изученного

Содержание образование

Изображение геометрических фигур:
отрезок. Измерение длины отрезка.
Практические работы: построение
отрезков заданной длины. Сумма и
разность отрезков.
Распознавание
и
изображение
геометрических фигур: точка, линия
(кривая,
прямая,
ломаная,
равносторонний и равнобедренный
треугольники)
Использование
чертежных
инструментов
(линейка,
циркуль,
транспортир)
для
выполнения
построений.
Изображение
геометрических фигур на клетчатой
бумаге.
Использование
чертежных
инструментов
для
выполнения
построений.

Очная
часть

1
1
1

1

1

Виды углов. Умение строить углы,
используя транспортир.
Построение углов по трем заданным
сторонам.
Виды треугольников: разносторонний,
равнобедренный, равносторонний.
Использование
чертежных
инструментов
(линейка,
циркуль,
транспортир)
для
выполнения
построений.
Фигуры
сложной
конфигурации.
Площадь
фигур.
Использование
чертежных инструментов (линейка,
циркуль, транспортир) для выполнения
построений.
Использование
чертежных
11

Дистан
ционна
я часть

1
1

1

1

материала.

10

Площадь. Измерение
площади палеткой.
Числовой луч.

11
12

Числовой луч
(закрепление)

13

Сетки. Игра «Морской
бой».

14

Сетки. Координатная
плоскость.

Осевая симметрия.
15
Симметрия.
16
Симметрия (закрепление).
17

18

19

Поворотная симметрия.
Прямоугольный
параллелепипед.

Прямоугольный
параллелепипед.
20

21

Прямоугольный
параллелепипед. Модель
развертки
параллелепипеда.

инструментов
транспортир)
построений.

(

линейка, циркуль,
для
выполнения
1

Изготовление палетки. Площадь фигур.
Луч. Числовой луч. Использование
чертежных
инструментов(линейка,
циркуль) для выполнения построений.
Луч. Числовой луч. Использование
чертежных инструментов (линейка,
циркуль) для выполнения построений.
Использование
чертежных
инструментов
(линейка,
циркуль,
транспортир)
для
выполнения
построений.
Построение координатной плоскости.
Использование
чертежных
инструментов
(линейка,
циркуль,
транспортир)
для
выполнения
построений.
Осевая
симметрия.
Использование
чертежных инструментов (линейка,
циркуль, транспортир) для выполнения
построений.
Понятие симметрия. Использование
чертежных инструментов (линейка,
циркуль, транспортир) для выполнения
построений.
Выполнение мыслительных операции с
геометрическим материалом: умение
рассуждать и делать выводы, сравнивать
и анализировать, находить общее и
частное, устанавливать простые
закономерности.
Представление полученной
информации.
Представление полученной
информации. Выполнение
мыслительных операции с
геометрическим материалом.
Представление полученной
информации. Выполнение
мыслительных операции с
геометрическим материалом.
Умение выполнить чертёж для модели
прямоугольного параллелепипеда.
Использование чертежных
инструментов (линейка, циркуль,
12

1
1
1

1

1

1

1

1
1

1

1

22

Цилиндр.

23

Цилиндр. Закрепление
изученного.

24

Обобщение изученного
материала
Конус.

25
26
27

Пирамида.
Пирамида.
Шар.

28

29

Обобщение изученного
материала по теме
«Геометрические тела».
Контроль и учет знаний.

30

31
32
33
34

Обобщение изученного
материала.
Повторение: объемные
геометрические фигуры
Повторение:
геометрические фигуры
Итоговое повторение.

транспортир) для выполнения
построений.
Представление полученной
информации.
Представление полученной информации.
Выполнение мыслительных операции с
геометрическим материалом.
Умение различать геометрические
фигуры. Выполнение мыслительных
операции с геометрическим материалом.
Конус. Представление
полученной
информации.
Выполнение
мыслительных
операции
с
геометрическим материалом.
Пирамида. Представление полученной
информации.
Пирамида. Представление полученной
информации.
Шар. Представление
полученной
информации.
Выполнение
мыслительных
операции
с
геометрическим материалом.

1
1

1

1

1
1
1

1

Геометрические тела Представление
полученной информации.
Контроль
и
учет
знаний.
Воспроизводить свои знания
по
изученным темам, применять их на
практике.

1

1

Практические работа.

1

Практические работа.
Представление полученной
информации.
Представление
полученной
информации.

13

1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».