Вспомогательные исторические дисциплины 11-12 лет

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15

УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 15
от « 31» 08 2021г. № 136-од
Приложение к Основной образовательной
программе основного общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

11-12 лет
срок реализации 1 год

Подписано цифровой
подписью: Директор Комолова
Полина Владимировна
Дата: 2021.09.02 20:44:47 +05'00'

г. Серов

Пояснительная записка
В курсе «Истории Древнего мира» происходит упоминание
материала вспомогательных исторических дисциплин в конкретном
историческом контексте (например, календарь древних египтян, индийцев,
греков, римлян, древних славян; самоназвания народов; их денежные
единицы и т.д). Возможности курса истории позволяют остановиться лишь
на решении специальных познавательных задач по хронологии, знания по
другим вспомогательным дисциплинам глубоко не рассматриваются. С
помощью вспомогательных исторических дисциплин прошлое человечества
предстанет в более многогранном, увлекательном свете. Материал
вспомогательных исторических дисциплин поможет формированию
аналитических умений, творческих способностей учащихся.
Предметом изучения учащихся на внеклассных уроках курса будут
вспомогательные исторические дисциплины, к числу которых относятся:
палеография,
метрология,
сфрагистика,
нумизматика,
геральдика,
хронология, генеалогия, ономастика и др.
Предметом исследования вспомогательных исторических дисциплин и
разрабатываемые
этими
дисциплинами
теоретические
вопросы,
определяются характером материала письменного источника, содержащего
информацию (пергамен, бумага, береста, камень, металл), типом источника
(письменный источник, печать, монета, герб), видом источника (акт, хроника,
мемуары, летопись).
Объектом исследования палеографии являются рукописные источники и
связанные сними графика букв, материал для письма. Хронология исследует
различные системы счисления времени, календари. Метрология исследует
существующие в разные периоды истории меры длины, веса, объема, их
соотношения с современной системой мер. Объектом изучения сфрагистики
являются печати, а геральдики – гербы. Нумизматика изучает монеты,
надписи на них и денежное обращение. Генеалогия занимается вопросами
происхождения семей и родов, составлением родословных. Ономастика
изучает имена собственные, а историческая ономастика – их историю.
Знакомство учащихся с этими дисциплинами расширяет кругозор, открывает
широкое поле для познания, помогая ребятам убедиться в том, что история
вокруг них, развивает навыки работы с дополнительной литературой, в
конечном итоге это будет способствовать развитию интереса к истории как
науке и предмету. Использование в качестве примеров сказок, пословиц,
поговорок, загадок, фрагментов литературных произведений сделают
материал вспомогательных дисциплин более привлекательным и
интересным.
Содержание программы предоставляет возможность использовать такие
формы обучения: лекции по изучению теоретического материала,
практические занятия по решению задач, анализу литературных отрывков,

практические занятия по составлению генеалогических таблиц, выполнению
эскизов геральдических гербов семьи, поселка, решение викторин,
исторические игры, просмотры видеофильмов. Основные приемы и
методы: объяснительно –иллюстративный; исследовательский и частичнопоисковый методы, позволяющие организовать работу с разнообразными
источниками; игровые методы, позволяющие в игровой форме закрепить
полученные знания; групповые методы работы. Формами подведения итогов
работы могут быть выполненные учащимися мини — презентации, защита
геральдических гербов, представление генеалогического древа семьи.
Цель:
-расширение и углубление знаний учащихся, дополняющих школьную
программу по истории;
-содействие гармоничному развитию личности;
-воспитание коммуникативных качеств при работе в новой группе.

Задачи:
Содействовать овладению учащимися умениями получать из разнообразных
источников и критически осмысливать информацию, систематизировать,
анализировать полученные данные;
- освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической
деятельности
- формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и
умений
- расширению кругозора учащихся;
- развитию широкого круга умений, необходимых для активного и
творческого изучения истории.
Формы м методы организации работы учащихся.
Данный курс предполагает использование различных методов обучения:
словесные - рассказ, лекция, беседа, сообщения;
наглядные – работа с иллюстративным материалом, историческими
предметами;
исследовательские – составление родословной
Самостоятельная работа: поиск информации, написание сообщений и
рефератов, выполнение творческих заданий.
Коллективные формы работы: дискуссии, собеседования, игры, проведение
экскурсии.
Планируемые результаты освоения курса
«Вспомогательные исторические дисциплины» 5 класс
Ожидаемый результат.
-В процессе обучения учащиеся должны знать науки – помощницы истории:
нумизматику, хронологию, генеалогию, палеографию, сфрагистику и другие.

-В процессе обучения учащиеся должны овладеть навыками работы с
дополнительной литературой, дополнительными источниками.
-Знания полученные на кружке могут быть использованы учащимися на
уроках истории, обществознания, русского языка и литературы.
-Успешная самореализация учащихся в учебной деятельности.
-Формирование умения работать в коллективе.
- Расширение социальной компетентности учащихся.
Результаты освоения программы по внеурочной деятельности.
Личностные результаты пятиклассников, достигаемые при изучении
данного курса:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи,
этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества,
уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,
способность к определению своей позиции и ответственному поведению в
современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и
других народов, толерантность.
-формирование мировоззрения, осознание своего места в поликультурном
мире;
- поддержание мотивации к изучению истории;
- совершенствование навыков сотрудничества со сверстниками в учебноисследовательской, проектной деятельности;
- формирование нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей;
Метапредметные результаты изучения курса:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность
- владение умениями работать с учебной и дополнительной информацией
(анализировать и обобщать факты, составлять схемы и классификации,
формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные
источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей
деятельности в различных формах (сообщение, доклад, презентация,
родословное древо.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение
основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и
др.
- совершенствование навыков познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности;

- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения;
Предметные результаты
Предполагается, что в результате изучения курса «Вспомогательные
исторические дисциплины» в 5 классе учащиеся должны овладеть
следующими знаниями, представлениями, умениями:
- знать значение и оперировать историческими понятиями;
- уметь составлять генеалогическое древо своей семьи:
- уметь «читать» гербы;
- уметь анализировать по алгоритму исторический источник, критически
относиться к его содержанию;
-уметь решать познавательные исторические задачи по хронологии,
метрологии,
- знать название старинных мер длины, веса, объёма и т.д. и уметь
соотносить их с современной системой измерения;
-знать практическое значение ВИД.
Способы проверки результатов: зачетные
заданий, решение практических задач по
метрологии, выполнение проектно —
демонстрация проектных работ, организация
(игры, викторины).

занятия, решение тестовых
хронологии, нумизматике,
исследовательских работ,
открытых заседаний кружка

Содержание программы
Тема 1. Введение (1 ч.)
Что такое вспомогательные исторические дисциплины. Знакомство с
понятием ВИД (вспомогательные исторические дисциплины), разновидности
и формы предметов. Понятие «исторический источник». Виды исторических
источников и их особенности
Тема 2. Археология (2 ч.)
Археология как наука. Введение в археологию. Предмет и задачи
археологии. Значение вещественных источников для изучения истории.
«Говорящие находки». Понятие «археологическая культура». Наиболее яркие
события в истории. Вклад ученых-археологов в науку. Археологическая
коллекция г. Серова.
Тема 3. Хронология ( 2 ч.)
Хронология как наука Предмет и задачи хронологии. Значение хронологии
для науки. Единицы измерения времени в прошлом и настоящемКалендари:
лунный, солнечный, юлианский, григорианский. Високосный год и его
определение. Решение задач по хронологии.

Русская система счета времени. Календарная реформа Петра I. Декрет СНК о
переходе на новый календарь. Старый и новый стиль.
Церковно-народный календарь, постоянные и подвижные даты церковных
праздников. Понятие «древо времени». Системы летоисчисления
существующие сегодня. Практическая работа с «лентой времени».
Тема 4. Метрология (2 ч.)
Метрология как наука. Предмет и задачи метрологии. Значение метрологии
как исторического источника.
Меры длины прошлого и настоящего.
Меры длины: древнейшие меры
длины, связанные с частями человеческого тела, с предметами быта.
Унификация мер длины в XVI-XVIIв. в.
Меры объема и веса: их связь с бытовыми предметами, удобства и
несовершенство.
Старинные меры в русских пословицах и поговорках, сказках и
литературных произведениях.
Тема 5. Нумизматика (2 ч.)
Нумизматика как наука. Предмет и задачи нумизматики. Значение
нумизматики для истории. Роль монет в изучении истории. Русская денежная
система
Монеты, легенда, деньги, аверс, реверс, гурт. Древнейшие
русские монеты. Русская монетная система XVI- XIX вв., ее унификация.
Монеты СССР и России. Старинные названия монет в русских пословицах и
поговорках. Решение задач по нумизматике. Знакомство с нумизматическими
коллекциями учащихся и учителя.

Тема 6. Сфрагистика (1 ч.)
Сфрагистика как наука . Предмет и задачи сфрагистики Печати: штампы и
оттиски. Вислые и накладные. Вислые печати древнерусского государства XXIV вв. Прикладные печати XIV-XYII в.в. Печати СССР и России. Печать
школы.
Тема 7. Геральдика (2 ч.)
Геральдика как наука. Предмет и задачи геральдики. Российские ордена и
медали. Основные понятия: герб, геральдические фигуры, шлем, нашлемник,
мантия, намет, девиз, флаг, знамена. Герб и его основные элементы. История
возникновения гербов. Российский государственный герб. Родовые гербы.
Основные элементы и украшения родового герба. Символика цвета. Тип
родовых гербов. Краеведение: Герб Свердловской области: история и
символика цвета. Герб г.Серова и других городов края.

Тема 8. Ономастика ( 2 ч.)
Ономастика как наука. Предмет и задачи ономастики. Этнонимика.
Официальное название и самоназвание народа. Название малых народов,
проживающих в Свердловской области, поселке. История государств соседей
и название их народов. Топонимика. Типы географических названий:
названия рек. Морей, населенных пунктов, улиц, площадей и т.д.
Краеведение: история географических названий городов, поселков, рек и т.д.
Свердловской области. Антропонимика Практическая работа: имена членов
класса, происхождение и значение. Основные понятия: этнонимика,
топонимика, антропонимика
Тема 9. Генеалогия (1 ч.)
Генеалогия как наука. Предмет и задачи генеалогии. Практические
потребности возникновения генеалогии. Сословный характер генеалогии в
XV-XIXв. Источники для составления родословных. Виды генеалогических
таблиц. «Моя родословная»: изучение родословных и составление
генеалогических таблиц учащимися.
Тема 10. Палеография (1 ч.)
Палеография как наука . Предмет и задачи палеографии. Кириллица.
Создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий. Материалы для
письма (пергамент, береста, бумага), орудия для письма, знаки
письменности, оформление и украшение рукописей, их развитие и изменение
на протяжении IX- XIXв Тайнопись. Исторические причины использования
тайнописи . Системы тайнописи: «чуждые письмена», «тарабарское письмо»,
цифровая система. Основные понятия: рукопись, летопись, кириллица,
алфавит, азбука, тайнопись.
Тема 11. Заключительное занятие, обобщение (1 ч.)
Выходной контроль в форме решения тестовых заданий. Викторина
«Вспомогательные исторические дисциплины»

Тематическое планирование
№
п/п

1.1

Тема занятия

Содержание образования

Количес
тво
часов

I.
Введение
Что
такое Знакомство
с
понятием
ВИД 1
вспомогательн (вспомогательные
исторические
ые
дисциплины), разновидности и формы
исторические предметов.
Понятие
«исторический

дисциплины

2.1

2.2
*

3.1
3.2
*

4.1
4.2
*

источник».
Виды
исторических
источников и их особенности

II. Археология
Археология
Введение в археологию. Предмет и
как наука
задачи
археологии.
Значение
вещественных источников для изучения
истории.
«Говорящие
Понятие «археологическая культура».
находки»
Наиболее яркие события в истории.
Вклад ученых-археологов в науку.
Археологическая коллекция г. Серова.
III. Хронология
Хронология
Предмет и задачи хронологии. Значение
как наука
хронологии для науки.
Единицы
Календари:
лунный,
солнечный,
измерения
юлианский, григорианский. Високосный
времени
в год и его определение. Решение задач по
прошлом
и хронологии.
настоящем
Русская система счета времени.
Календарная реформа Петра I. Декрет
СНК о переходе на новый календарь.
Старый и новый стиль.
Церковно-народный
календарь,
постоянные
и
подвижные
даты
церковных праздников.
Понятие «древо времени». Системы
летоисчисления существующие сегодня.
Практическая
работа
с
«лентой
времени».
Метрология
как наука

1

1

1
1

IV. Метрология
Предмет и задачи метрологии. Значение 1
метрологии
как
исторического
источника.

Меры длины Меры длины: древнейшие меры длины, 1
прошлого
и связанные с частями человеческого тела,
настоящего.
с предметами быта. Унификация мер
длины в XVI-XVIIв.в.
Меры объема и веса: их связь с
бытовыми предметами, удобства и
несовершенство.
Старинные меры в русских пословицах и
поговорках, сказках и литературных
произведениях.

5.1
5.2

6.1
*

7.1

7.2

8.1

Нумизматика
как наука
Русская
денежная
система

Сфрагистика
как наука

V. Нумизматика
Предмет
и
задачи
нумизматики. 1
Значение нумизматики для истории. Роль
монет в изучении истории.
Монеты, легенда, деньги, аверс, реверс, 1
гурт.
Древнейшие русские монеты.
Русская монетная система XVI- XIX вв.,
ее унификация. Монеты СССР и России.
Старинные названия монет в русских
пословицах и поговорках. Решение задач
по нумизматике.
Знакомство
с
нумизматическими
коллекциями учащихся и учителя.
VI. Сфрагистика
Предмет и задачи сфрагистики
1
Печати: штампы и оттиски. Вислые и
накладные.
Вислые
печати
древнерусского
государства X-XIV вв.
Прикладные печати XIV-XYII в.в.
Печати СССР и России. Печать школы.

VII. Геральдика
Геральдика
Предмет и задачи геральдики.
1
как наука
Российские ордена и медали. Основные
понятия: герб, геральдические фигуры,
шлем, нашлемник, мантия, намет, девиз,
флаг, знамена.
Герб и его основные элементы. История
возникновения
гербов.
Российский
государственный герб. Родовые гербы.
Основные элементы и украшения
родового герба. Символика цвета. Тип
родовых гербов.
Краеведение:
Герб
Свердловской
области: история и символика цвета.
Герб г.Серова и других городов края.
Государствен Знамена
и
флаги:
история 1
ные символы происхождения и функции, требования к
России
внешнему виду. Государственный флаг
России.
Практическая
работа:
составление семейного герба.
VIII. Ономастика
Ономастика
Предмет и задачи ономастики
1
как наука
Этнонимика. Официальное название и

самоназвание народа. Название малых
народов, проживающих в Свердловской
области, поселке.
История государств соседей и название
их народов.
Топонимика.
Типы
географических
названий:
названия
рек.
Морей,
населенных пунктов, улиц, площадей и
т.д.
Краеведение:
история
географических
названий
городов,
поселков, рек и т.д. Свердловской
области.

8.2

Антропоними
ка

9.1 Генеалогия
как наука

10.1

Палеография
как наука

Практическая работа: имена членов 1
класса, происхождение и значение.
Основные
понятия:
этнонимика,
топонимика, антропонимика
IX. Генеалогия
Предмет
и
задачи
генеалогии. 1
Практические
потребности
возникновения генеалогии. Сословный
характер
генеалогии
в XV-XIXв.
Источники
для
составления
родословных. Виды генеалогических
таблиц.
«Моя
родословная»:
изучение
родословных
и
составление
генеалогических таблиц учащимися.
X. Палеография
Предмет и задачи палеографии.
1
Кириллица.
Создатели
славянской
письменности Кирилл и Мефодий.
Материалы для письма (пергамент,
береста, бумага), орудия для письма,
знаки письменности, оформление и
украшение рукописей, их развитие и
изменение
на
протяжении IX- XIXв
Тайнопись.
Исторические
причины
использования тайнописи .Системы

тайнописи:
«чуждые
письмена»,
«тарабарское
письмо»,
цифровая
система. Основные понятия: рукопись,
летопись, кириллица, алфавит, азбука,
тайнопись.

11.1
**

Заключительн
ое занятие

XI.Обобщение
Выходной контроль в форме решения 1
тестовых
заданий.
Викторина
«Вспомогательные
исторические
дисциплины»

*- Для детей с ОВЗ в ознакомительном порядке
**-Дифференцированная контрольная работа для детей с ОВЗ с учетом индивидуальных
особенностей обучающегося


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».