Смысловое чтение 9 класс (вариант 7)

УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 15
от 31.08.2023г. № 134-од

Приложение к Адаптированной
основной
образовательной
программе основного общего
образования для обучающихся с
ЗПР (вариант 7)

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с
задержкой психического развития (вариант 7)
Смысловое чтение
9 класс

Подписано цифровой
подписью: Директор
Комолова Полина
Владимировна
Дата: 2024.01.21 19:32:20
+05'00'
г. Серов
1

Содержание
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.
Работа с содержащейся в литературных, учебных, научно-познавательных текстах,
информацией.
Чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и
использования информации.
Представление информации в наглядно-символической форме. Работа с текстами,
содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
Поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной
задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в
тексте идей и информации, интерпретация и преобразование этих идей и информации.
Использование полученной информации для установления несложных причинноследственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также
принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла: определение
главной темы, общей цели или назначения текста. Выбор из текста или придумывание
заголовка, соответствующего содержанию и общему смыслу текста. Формулировка
тезиса, выражающего общий смысл текста. Составление примерного плана текста по
заголовку и с опорой на предыдущий опыт. Объяснение порядка частей (инструкций),
содержащихся в тексте. Сопоставление основных текстовых и внетекстовых
компонентов. Установление соответствия между частью текста и его общей идеей,
сформулированной вопросом. О
объяснение назначения карты, рисунка, пояснение части графика или таблицы.
Нахождение в тексте требуемой информации: беглое чтение, определение его основных
элементов, сопоставление формы выражения информации в запросе и в самом тексте,
установление тождественности или синонимичности, нахождение необходимой единицы
информации в тексте.
Решение учебно-познавательных и учебно-практических задач, требующих
полного и критического понимания текста Определение назначения разных видов
текстов. Постановка цели чтения, направленной на поиск полезной в данный момент
информации.
Различение темы и подтемы специального текста. Выделение главной и
избыточной информации.
Прогнозирование последовательности изложения идей текста
. Сопоставление разных точек зрения и разных источников информации по
заданной теме.
Выполнение смыслового свертывания выделенных фактов и мыслей.
Формулирование на основе текста системы аргументов (доводов) для обоснования
определенной позиции.
Понимание душевного состояния персонажей текста, сопереживание им.
Самостоятельная организация поиска информации. Критическое отношение к
получаемой информации, сопоставление её с информацией из других источников и
имеющимся жизненным опытом. Анализ изменения своего эмоционального состояния в
процессе чтения, получение и переработка полученной информации и ее осмысление.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Структурирование текста, используя нумерацию страниц, списки, ссылки,
оглавления. Проверка правописания. Использование в тексте таблиц, изображений.
Преобразование текста с использованием новых форм представления информации.
Формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в
частности в практических задачах). Переход от одного представления данных к другому.
Интерпретация текста: сравнение и противопоставление заключенной в тексте
информации разного характера.
Нахождение в тексте доводов в подтверждение
2

выдвинутых тезисов. Формулировка выводов из предъявленных посылок. Формулировка
заключения о намерении автора или главной мысли текста.
Выявление имплицитной (скрытой, присутствующей неявно) информации текста
на основе сопоставления иллюстрированного материала с информацией текста, анализа
подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации
Отзыв на содержание текста: связывание информации, обнаруженной в тексте, со
знаниями из других источников. Оценка утверждения, сделанного в тексте, исходя из
своих представлений о мире. Нахождение доводов в защиту своей точки зрения.
Отзыв на форму текста, оценка не только содержания текста, но и его формы, а в
целом – мастерства его исполнения.
На основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению
достоверность имеющейся информации. Нахождение недостоверности получаемой
информации. Пробелы в информации и нахождение пути восполнения этих пробелов. В
процессе работы с одним или несколькими источниками выявление содержащейся в них
противоречивой, конфликтной информации. Использование полученного опыта
восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта.
Высказывание оценочных суждений и своей точки зрения о полученном сообщении
(прочитанном тексте).
Критическое отношение к рекламной информации. Нахождение способов
проверки противоречивой информации. Определение достоверности информации в
случае наличия противоречий или конфликтной ситуации.

3

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания,
развития и социализации обучающихся средствами учебного предмета.
В результате изучения информатики на уровне основного общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты в части:
1) патриотического воспитания:
ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному
наследию, понимание значения информатики как науки в жизни современного общества,
владение достоверной информацией о передовых мировых и отечественных достижениях
в области информатики и информационных технологий, заинтересованность в научных
знаниях о цифровой трансформации современного общества;
2) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора,
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
поступков, активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в Интернете;
3) гражданского воспитания:
представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в
коллективе, в том числе в социальных сообществах, соблюдение правил безопасности, в
том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде, готовность к разнообразной
совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, создании
учебных проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой
учебной деятельности, готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей
с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
4) ценностей научного познания:
сформированность
мировоззренческих
представлений
об
информации,
информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих
современному уровню развития науки и общественной практики и составляющих базовую
основу для понимания сущности научной картины мира;
интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к
самообразованию, осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия;
сформированность информационной культуры, в том числе навыков
самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными
средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять
цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
5) формирования культуры здоровья:
осознание ценности жизни, ответственное отношение к своему здоровью,
установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения
требований безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных
технологий;
6) трудового воспитания:
интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной
деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными
технологиями, основанными на достижениях науки информатики и научно-технического
прогресса;
4

осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и
жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
7) экологического воспитания:
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в
том числе с учётом возможностей информационных и коммуникационных технологий;
8) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе существующих
в виртуальном пространстве.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы по информатике отражают
овладение
универсальными
учебными
действиями
–
познавательными,
коммуникативными, регулятивными.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать
умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно
выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об
их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и
их комбинациями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия
5

Общение:
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта;
принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке,
передаче, формализации информации, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом,
достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия
с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по
критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчёта перед группой.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное
принятие решений, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом
объекте;
делать выбор в условиях противоречивой информации и брать ответственность за
решение.
Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов информационной
деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого.
Принятие себя и других:
осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого
доступа к любым объёмам информации.
6

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или
придумывать заголовок, соотве6тствующий содержанию и общему смыслу текста;
формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; предвосхищать содержание
предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; объяснять
порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте; сопоставлять основные текстовые и
внетекстовые компоненты; обнаруживать соответствия между частью текста и его общей
идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять
части графика или таблицы и т.д.;
- находить в тексте требуемую информацию: (пробегать текст глазами, определять
его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом
тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить
необходимую единицу информации в тексте);
- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие
полного и критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов;
ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент
информацию; различать темы и подтемы специального текста; выделять главную и
избыточную информацию; прогнозировать последовательность изложения идей текста;
сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей; формировать на основе
текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции; понимать
душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Выпускники получат возможность научиться:
- самостоятельно организовывать поиск информации, приобретут первичный опыт
критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из
других источников и имеющимся жизненным опытом;
- анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения,
получения и переработки полученной информации и ее осмысления.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки,
оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы,
изображения;
- преобразовывать текст, используя новые формы представления информации;
формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в
частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к
другому;
- интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте
информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение
выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок; выводить
заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Выпускник получит возможность научиться:
- выявлять имплицитную (скрытую, присутствующую неявно) информацию текста
на основе сопоставления иллюстрированного материала с информацией текста, анализа
подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:

7

- откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в
тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте,
исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения;
- откликаться на форму текста, оценивать не только содержание текста, но и его
форму, а в целом – мастерство его исполнения;
- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению
достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой
информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять
содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
- использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для
обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о
полученном сообщении (прочитанном тексте).
Выпускник получит возможность научиться:
- критически относиться к рекламной информации; находить способы проверки
противоречивой информации; определять достоверную информацию в случае наличия
противоречий или конфликтной ситуации.

8

№п/п

1
2
3*
4

Тема

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 класс
Электронные
Деятельность учителя
Кол-во
цифровые
с учетом рабочей
часов
образовательные программы
ресурсы
воспитания

Раздел 1. Работа с текстом: поиск информации и
понимание прочитанного.
Избыточная информация
1
в тексте и ее
1
интерпретация.
Последовательность
изложения в тексте
авторских идей.
Авторская мысль и точка
1
зрения читателя.
1
Критические статьи.

•

•

•

Чтение рисунков, таблиц,
1
схем, диаграмм.
Комплексный анализ
6
1
текста
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Рецензия.
7*
1
5

8*

Отзыв.

1

9*

Эссе.

1

10*

Буктрейлер.

1

11*

Литературоведческий
1
анализ текста.
Лингвистический анализ
текста.
Работа с текстом: оценка информации
Логические связи в
1
тексте.
Особенности авторской
1
лексики.
Авторские ремарки, их
1
назначение.
Роль ремарки в русской
1
драматургии

12

13
14
15
16

•

•

•
•

•

устанавливать
доверительные отношения
между
учителем
и
обучающимися,
способствующих
позитивному восприятию
учащимися требований и
просьб учителя;
побуждать обучающихся
соблюдать
на
уроке
общепринятые
нормы
поведения,
правила
общения со старшими и
сверстниками;
поддерживать в детском
коллективе
деловую,
дружелюбную атмосферу;
инициировать
обучающихся
к
обсуждению,
высказыванию
своего
мнения, выработке своего
отношения по поводу
получаемой
на
уроке
социально
значимой
информации;
строить воспитательную
деятельность с учетом
культурных
различий
детей, половозрастных и
индивидуальных
особенностей;
привлекать
внимание
обучающихся
к
ценностному
аспекту
изучаемых
на
уроке
явлений,
понятий,
приемов;\
анализировать
реальное
состояние дел в учебном
классе;
находить
ценностный
аспект учебного знания и
информации,
обеспечивать
его
понимание и переживание
обучающимися;
привлекать
внимание
обучающихся
к
обсуждаемой на уроке
информации, активизации
познавательной
деятельности

9

•

•

•

•

•

обучающихся;
организовывать
работу
обучающихся с социально
значимой информацией по
поводу получаемой на
уроке социально значимой
информации – обсуждать,
высказывать мнение;
побуждать обучающихся
соблюдать
на
уроке
принципы
учебной
дисциплины
и
самоорганизации;
сотрудничать с другими
педагогическими
работниками и другими
специалистами в решении
воспитательных задач;
создавать
в
классах
разновозрастные детсковзрослые
общности
обучающихся;
управлять
учебными
группами
с
целью
вовлечения обучающихся,
мотивируя их к учебнопознавательной
деятельности;

защищать достоинство и
интересы обучающихся,
помогать детям,
оказавшимся в
конфликтной ситуации или
неблагоприятных условиях.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».