Основы духовно-нравственной культуры народов России 5-6 класс (вариант 7)

УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 15
от 31.08.2023г. № 134-од

Приложение
к
Адаптированной
основной образовательной программе
основного общего образования для
обучающихся с ЗПР (вариант 7)

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с задержкой психического
развития (вариант 7)
Основы духовно-нравственной культуры народов России
5-6 класс

Подписано цифровой подписью:
Директор Комолова Полина
Владимировна
Дата: 2024.01.21 19:05:57 +05'00'

г. Серов

Содержание
5
класс (34 ч)
Тематический блок 1.
«Россия — наш общий дом»
Тема 1 . Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?
Формирование и закрепление гражданского единства . Родина и Отечество . Традиционные
ценности и ролевые модели . Традиционная семья . Всеобщий характер морали и нравственности .
Русский язык и единое культурное пространство . Риски и угрозы духовно-нравственной культуре
народов России .
Тема 2 . Наш дом — Россия .
Россия — многонациональная страна . Многонациональный народ Российской Федерации .
Россия как общий дом . Дружба народов .
Тема 3 . Язык и история.
Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры .
Важность коммуникации между людьми . Языки народов мира, их взаимосвязь .
Тема 4 . Русский язык — язык общения и язык возможностей . Русский язык — основа
российской культуры . Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие . Русский
язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения . Важность общего языка
для всех народов
России. Возможности, которые даёт русский язык .
Тема 5. Истоки родной культуры .
Что такое культура . Культура и природа . Роль культуры в жизни общества . Многообразие
культур и его причины . Единство культурного пространства России.
Тема 6 . Материальная культура.
Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника . Связь между
материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества .
Тема 7 . Духовная культура.
Духовно-нравственная культура . Искусство, наука, духовность. Мораль, нравственность,
ценности . Художественное осмысление мира . Символ и знак . Духовная культура как реализация
ценностей
Тема 8 . Культура и религия.
Религия и культура . Что такое религия, её роль в жизни общества и человека .
Государствообразующие религии России . Единство ценностей в религиях России.
Тема 9 . Культура и образование.
Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний. Образование как ключ
к социализации и духовно- нравственному развитию человека .
Тема 10 . Многообразие культур России (практическое занятие) .
Единство культур народов России . Что значит быть культурным человеком? Знание о
культуре народов России .
Тематический блок 2.
«Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11 . Семья — хранитель духовных ценностей.
Семья — базовый элемент общества . Семейные ценности, традиции и культура . Помощь
сиротам как духовно-нравственный долг человека .
Тема 12 . Родина начинается с семьи.
История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и
семья? Что такое Родина и Отечество?
Тема 13 . Традиции семейного воспитания в России.
Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи . Семейное воспитание как
трансляция ценностей.
Тема 14 . Образ семьи в культуре народов России. Произведения устного поэтического
творчества (сказки, поговорки и т. д.) о семье и семейных обязанностях. Семья в литературе и
произведениях разных видов искусства.
Тема 15 . Труд в истории семьи.

Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда.
Роль нравственных норм в благополучии семьи.
Тема 16 . Семья в современном мире (практическое занятие). Рассказ о своей семье (с
использованием фотографий, книг, писем и др.). Семейное древо. Семейные традиции.
тематический блок 3.
«Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17 . Личность — общество — культура.
Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества . Связь между
обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей.
Тема 18 . Духовный мир человека. Человек — творец культуры. Культура как духовный мир
человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм . Реализация ценностей в культуре. Творчество: что
это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы культур . Созидательный
труд . Важность
труда как творческой деятельности, как реализации.
Тема 19 . Личность и духовно-нравственные ценности. Мораль и нравственность в жизни
человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм,
любовь к близким.
тематический блок 4.
«Культурное единство России»
Тема 20 . Историческая память как духовно-нравственная ценность.
Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа,
государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации .
Преемственность поколений .
Тема 21 . Литература как язык культуры.
Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману . Зачем
нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность.
Тема 22 . Взаимовлияние культур.
Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен ценностными
установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ формирования общих
духовно-нравственных ценностей .
Тема 23 . Духовно-нравственные ценности российского народа . Жизнь, достоинство, права и
свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его
судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над
материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая
память и преемственность поколений, единство народов России.
Тема 24 . Регионы России: культурное многообразие. Исторические и социальные причины
культурного разнообразия. Каждый регион уникален. Малая Родина — часть общего Отечества.
Тема 25 . Праздники в культуре народов России.
Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. Народные
праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов.
Тема 26 . Памятники архитектуры в культуре народов России.
Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные. Культура как
память. Музеи. Храмы . Дворцы . Исторические здания как свидетели истории. Архитектура и
духовно-нравственные ценности народов России.
Тема 27 . Музыкальная культура народов России.
Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных связей
между людьми. Народные инструменты. История народа в его музыке и инструментах .
Тема 28 . Изобразительное искусство народов России.
Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству.
Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся художники разных
народов России.
Тема 29 . Фольклор и литература народов России. Пословицы и поговорки. Эпос и сказка.
Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности. Национальная
литература . Богатство культуры народа в его литературе .
Тема 30 . Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие).

Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием
разнообразного зрительного ряда и других источников .
Тема 31 . Культурная карта России (практическое занятие).
География культур России . Россия как культурная карта .
Описание регионов в соответствии с их особенностями.
Тема 32 . Единство страны — залог будущего России.
Россия — единая страна . Русский мир . Общая история, сходство культурных традиций,
единые духовно-нравственные ценности народов России .
6 класс (34 ч)
Тематический блок 1.
«Культура как социальность»
Тема 1 . Мир культуры: его структура.
Культура как форма социального взаимодействия. Связь между миром материальной
культуры и социальной структурой общества. Расстояние и образ жизни людей. Научно-технический
прогресс как один из источников формирования социального облика общества.
Тема 2 . Культура России: многообразие регионов.
Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного взаимодействия в
обществе с многообразием культур. Сохранение и поддержка принципов толерантности и уважения ко
всем культурам народов России .
Тема 3 . История быта как история культуры.
Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов России в разные
исторические периоды. Многообразие культурных укладов как результат исторического развития
народов России.
Тема 4. Прогресс: технический и социальный . Производительность труда. Разделение труда.
Обслуживающий и производящий труд . Домашний труд и его механизация . Что такое технологии и
как они влияют на культуру и ценности общества?
Тема 5 . Образование в культуре народов России. Представление об основных этапах в
истории образования.
Ценность знания. Социальная обусловленность различных видов образования . Важность
образования для современного мира . Образование как трансляция культурных смыслов, как способ
передачи ценностей .
Тема 6 . Права и обязанности человека .
Права и обязанности человека в культурной традиции народов России. Права и свободы
человека и гражданина, обозначенные в Конституции Российской Федерации .
Тема 7 . Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие .
Мир религий в истории . Религии народов России сегодня . Государствообразующие и
традиционные религии как источник духовно-нравственных ценностей .
Тема 8 . Современный мир: самое важное (практическое занятие) .
Современное общество: его портрет. Проект: описание самых важных черт современного
общества с точки зрения материальной и духовной культуры народов России .
Тематический блок 2.
«Человек и его отражение в культуре»
Тема 9. Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал человека.
Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России . Право и равенство в
правах . Свобода как ценность . Долг как её ограничение. Общество как регулятор свободы.
Свойства и качества человека, его образ в культуре народов России, единство человеческих
качеств . Единство духовной жизни .
Тема 10 . Взросление человека в культуре народов России. Социальное измерение человека.
Детство, взросление, зрелость, пожилой возраст . Проблема одиночества. Необходимость развития во
взаимодействии с другими людьми . Самостоятельность как ценность .
Тема 11 . Религия как источник нравственности .
Религия как источник нравственности и гуманистического мышления. Нравственный идеал
человека в традиционных религиях. Современное общество и религиозный идеал человека.
Тема 12 . Наука как источник знания о человеке и человеческом.

Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание. Этика. Эстетика. Право
в контексте духовно-нравственных ценностей.
Тема 13. Этика и нравственность как категории духовной культуры.
Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни . Что значит быть нравственным .
Почему нравственность важна?
Тема 14 . Самопознание (практическое занятие).
Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю . Как устроена моя жизнь . Выполнение
проекта .
Тематический блок 3.
«Человек как член общества»
Тема 15. Труд делает человека человеком.
Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость . Безделье, лень, тунеядство.
Трудолюбие, подвиг труда, ответственность. Общественная оценка труда .
Тема 16. Подвиг: как узнать героя?
Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне. Подвиг в мирное время
. Милосердие, взаимопомощь .
Тема 17 . Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние.
Человек в социальном измерении . Дружба, предательство . Коллектив . Личные границы
Этика предпринимательства . Социальная помощь .
Тема 18 . Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного
самосознания.
Бедность. Инвалидность. Асоциальная семья. Сиротство.
Отражение этих явлений в культуре общества.
Тема 19 . Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений .
Милосердие. Взаимопомощь. Социальное служение . Благотворительность. Волонтёрство.
Общественные блага .
Тема 20 . Гуманизм как сущностная характеристика духовно- нравственной культуры народов
России .
Гуманизм . Истоки гуманистического мышления . Философия гуманизма . Проявления
гуманизма в историко-культурном наследии народов России .
Тема 21 . Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного
облика общества .
Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социальный работник.
Духовно-нравственные качества, необходимые представителям этих профессий .
Тема 22 . Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный
долг.
Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги. Важность меценатства
для духовно-нравственного развития личности самого мецената и общества в целом.
Тема 23 . Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного
прогресса общества .
Учёные России . Почему важно помнить историю науки. Вклад науки в благополучие
страны . Важность морали и нравственности в науке, в деятельности учёных .
Тема 24 . Моя профессия (практическое занятие).
Труд как самореализация, как вклад в общество . Рассказ о своей будущей профессии .
Тематический блок 4. «Родина и патриотизм»
Тема 25 . Гражданин.
Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека гражданином . Нравственные
качества гражданина .
Тема 26 . Патриотизм.
Патриотизм. Толерантность. Уважение к другим народам и их истории . Важность
патриотизма .
Тема 27 . Защита Родины: подвиг или долг?
Война и мир . Роль знания в защите Родины . Долг гражданина перед обществом . Военные
подвиги . Честь . Доблесть .
Тема 28 . Государство . Россия — наша родина .

Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и государства . Что такое
закон . Что такое Родина? Что такое государство? Необходимость быть гражданином. Российская
гражданская идентичность .
Тема 29 . Гражданская идентичность (практическое занятие).
Какими качествами должен обладать человек как гражданин . Тема 30 . Моя школа и мой
класс (практическое занятие). Портрет школы или класса через добрые дела.
Тема 31. Человек: какой он? (практическое занятие).
Человек. Его образы в культуре . Духовность и нравственность как важнейшие качества
человека .
Тема Человек и культура (проект).
Итоговый проект: «Что значит быть человеком?».
Планируемые результаты освоения учебного курса
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» на уровне основного общего
образования
Личностные результаты
Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых
установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную
основу образовательной программы .
Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности .
Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской
идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к
целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции
личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом .
1.
Патриотическое воспитание
Самоопределение
(личностное,
профессиональное,
жизненное):
сформированность
российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему
многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов
России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской
государственности .
2.
Гражданское воспитание
Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего
народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных
норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России,
готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, по- ведении, расточительном
потребительстве; сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания
способности к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию; воспитание
веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их
отсутствию .
3.
Ценности познавательной деятельности
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира .
Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию
через
развитие
способностей
к
духовному
развитию,
нравственному
самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным
чувствам, взглядам людей или их отсутствию .
6
Духовно-нравственное воспитание

Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и
общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей
семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных
традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках,
поведении, расточительном потреблении .
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися
межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные
действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной,
познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и
осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом к участию
в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с
информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе
цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории .
1.
Познавательные универсальные учебные действия
•
Познавательные универсальные учебные действия включают: умение определять
понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы
(логические УУД);
•
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач (знаково- символические моделирование);
•
смысловое чтение;
•
развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других
поисковых систем .
2.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативные универсальные учебные действия включают:
•
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты
на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё
мнение (учебное сотрудничество);
•
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции
своей деятельности; владение устной и письменной речью, моно- логической контекстной речью
(коммуникация);
•
формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ-компетентность) .
3.
Регулятивные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия включают:
•
умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности (целеполагание);
•
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач (планирование);
•
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся

ситуацией (контроль и коррекция);
•
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
её решения (оценка);

•
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция)
деятельности.

5
класс
Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
Тема 1 . Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?
•
Знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов
России», понимать важность изучения культуры и гражданство образующих религий для
формирования личности гражданина России;
•
иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях «мораль и
нравственность», «семья», «традиционные ценности», об угрозах духовно-нравственному единству
страны;
•
понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовно- нравственным развитием
личности и социальным поведением .
Тема 2 . Наш дом — Россия
•
Иметь представление об историческом пути формирования многонационального состава
населения Российской Федерации, его мирном характере и причинах его формирования;
•
знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия народов
Российской Федерации, причинах культурных различий;
•
понимать необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества и
взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы между народами и нациями, обосновывать их
необходимость
Тема 3 . Язык и история
•
Знать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения и влияние на
миропонимание личности;
•
иметь базовые представления о формировании языка как носителя духовно-нравственных
смыслов культуры;
•
понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в организации
межкультурного диалога и взаимодействия;
•
обосновывать своё понимание необходимости нравственной чистоты языка, важности
лингвистической гигиены, речевого этикета.
Тема 4 . Русский язык — язык общения и язык возможностей
•
Иметь базовые представления о происхождении и развитии русского языка, его
взаимосвязи с языками других народов России;
•
знать и уметь обосновать важность русского языка как культурообразующего языка
народов России, важность его для существования государства и общества;
•
понимать, что русский язык — не только важнейший элемент национальной культуры, но
и историко-культурное наследие, достояние российского государства, уметь приводить примеры;
•
иметь представление о нравственных категориях русского языка и их происхождении.
Тема 5 . Истоки родной культуры
•
Иметь сформированное представление о понятие «культура»; 6 осознавать и уметь
доказывать взаимосвязь культуры и при- роды; знать основные формы репрезентации культуры,
уметь их различать и соотносить с реальными проявлениями культурного многообразия;
•
уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и
причины .
Тема 6 . Материальная культура
•
Иметь представление об артефактах культуры;
•
иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства: земледелии,
скотоводстве, охоте, рыболовстве;
•
понимать взаимосвязь между хозяйственным укладом и про- явлениями духовной

культуры;
•
понимать и объяснять зависимость основных культурных укладов народов России от
географии их массового расселения, природных условий и взаимодействия с другими этносами.
Тема 7 . Духовная культура
•
Иметь представление о таких культурных концептах как «искусство», «наука»,
«религия»;
•
знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность», «духовные
ценности», «духовность» на доступном для обучающихся уровне осмысления;
•
понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с форма- ми их репрезентации в
культуре;
•
осознавать значение культурных символов, нравственный и духовный смысл культурных
артефактов;
•
знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с культурными явлениями, с
которыми они связаны .
Тема 8 . Культура и религия
•
Иметь представление о понятии «религия», уметь пояснить её роль в жизни общества
и основные социально-культурные функции;
•
осознавать связь религии и морали;
•
понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов России;
•
уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и их картины мира.
Тема 9 . Культура и образование
•
Характеризовать термин «образование» и уметь обосновать его важность для личности
и общества;
•
иметь представление об основных ступенях образования в России и их необходимости;
•
понимать взаимосвязь культуры и образованности человека; 6 приводить примеры
взаимосвязи между знанием, образованием и личностным и профессиональным ростом человека;
•
понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным развитием общества,
осознавать ценность знания, истины, востребованность процесса познания как получения новых
сведений о мире.
Тема 10 . Многообразие культур России (практическое занятие)
•
Иметь сформированные представления о закономерностях развития культуры и истории
народов, их культурных особенностях;
•
выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о культуре своего
народа;
•
предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между куль- турой и духовнонравственными ценностями на основе мест- ной культурно-исторической специфики;
•
обосновывать важность сохранения культурного многообразия как источника духовнонравственных ценностей, морали и нравственности современного общества.
Тематический блок 2.
«Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11 . Семья — хранитель духовных ценностей
•
Знать и понимать смысл термина «семья»;
•
иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного
быта и отношений в семье;
•
осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с культурными
особенностями своего времени;
•
уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с куль- турно-историческими
условиями её существования;
•
понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая семья», «семейное счастье»;
•
осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя традиций и её
воспитательную роль;
•
понимать смысл терминов «сиротство», «социальное сиротство», обосновывать
нравственную важность заботы о сиротах, знать о формах помощи сиротам со стороны государства .
Тема 12 . Родина начинается с семьи

•
Знать и уметь объяснить понятие «Родина»;
•
осознавать взаимосвязь и различия между концептами «Отечество» и «Родина»;
•
понимать, что такое история семьи, каковы формы её выражения и сохранения;
•
обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории народа, государства,
человечества.
Тема 13 . Традиции семейного воспитания в России
•
Иметь представление о семейных традициях и обосновывать их важность как ключевых
элементах семейных отношений;
•
знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры собственного этноса;
•
уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов России, собственной
семьи;
•
осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции ценностей,
духовно-нравственных идеалов.
Тема 14 . Образ семьи в культуре народов России
•
Знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о семье, семейных
обязанностях;
•
уметь обосновывать своё понимание семейных ценностей, выраженных в фольклорных
сюжетах;
•
знать и понимать морально-нравственное значение семьи в литературных произведениях,
иметь представление о ключевых сюжетах с участием семьи в произведениях художествен- ной
культуры;
•
понимать и обосновывать важность семейных ценностей с ис- пользованием различного
иллюстративного материала .
Тема 15 . Труд в истории семьи
•
Знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд;
•
понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального института,
характеризовать роль домашнего труда и распределение экономических функций в семье;
•
осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социально-экономической
структурой общества в форме большой и малой семей;
•
характеризовать распределение семейного труда и осознавать его важность для
укрепления целостности семьи .
Тема 16 . Семья в современном мире (практическое занятие)
•
Иметь сформированные представления о закономерностях развития семьи в культуре и
истории народов России, уметь обосновывать данные закономерности на региональных материалах и
примерах из жизни собственной семьи;
•
выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре различных
народов на основе предметных знаний о культуре своего народа;
•
предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовнонравственными ценностями семьи;
•
обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции духовнонравственных ценностей, морали и нравственности как фактора культурной преемственности.
Тематический блок 3.
«Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17 . Личность — общество — культура
•
Знать и понимать значение термина «человек» в контексте духовно-нравственной
культуры;
•
уметь обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность чело- века и общества, человека
и культуры;
•
понимать и объяснять различия между обоснованием термина «личность» в быту, в
контексте культуры и творчества;
•
знать, что такое гуманизм, иметь представление о его источниках в культуре .
Тема 18 . Духовный мир человека . Человек — творец культуры
•
Знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и понимать границы их
применимости;

•
осознавать и доказывать важность морально- нравственных ограничений в творчестве;
•
обосновывать важность творчества как реализацию духовно- нравственных ценностей
человека;
•
доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса;
•
знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества .
Тема 19 . Личность и духовно-нравственные ценности
•
Знать и уметь объяснить значение и роль морали и нравственности в жизни человека;
•
обосновывать происхождение духовных ценностей, понимание идеалов добра и зла;
•
понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как
«взаимопомощь», «сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба», «коллективизм», «патриотизм»,
«любовь к близким» .
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20 . Историческая память как духовно-нравственная ценность
•
Понимать и уметь объяснять суть термина «история», знать основные исторические
периоды и уметь выделять их сущностные черты;
•
иметь представление о значении и функциях изучения истории;
•
осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового исторического процесса .
Знать о существовании связи между историческими событиями и культурой . Обосновывать важность
изучения истории как духовно- нравственного долга гражданина и патриота .
Тема 21 . Литература как язык культуры
•
Знать и понимать отличия литературы от других видов художественного творчества;
•
рассказывать об особенностях литературного повествования, выделять простые
выразительные средства литературного языка;
•
обосновывать и доказывать важность литературы как культурного явления, как формы
трансляции культурных ценностей;
•
находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла в
литературных произведениях.
Тема 22 . Взаимовлияние культур
•
Иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур», «культурный
обмен» как формах распространения и обогащения духовно-нравственных идеалов общества;
•
понимать и обосновывать важность сохранения культурного наследия;
•
знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры межкультурной коммуникации
как способа формирования общих духовно-нравственных ценностей .
Тема 23 . Духовно-нравственные ценности российского народа
•
Знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовно- нравственных ценностей:
жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству
и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд,
приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм,
взаимопомощь, историческая па- мять и преемственность поколений, единство народов России с
опорой на культурные и исторические особенности российского народа:
•
осознавать духовно-нравственные ценности в качестве базовых общегражданских
ценностей российского общества и уметь доказывать это .
Тема 24 . Регионы России: культурное многообразие
•
Понимать принципы федеративного устройства России и концепт «полиэтничность»;
•
называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где они традиционно
проживают;
•
уметь объяснить значение словосочетаний «многонациональный народ Российской
Федерации», «государствообразующий народ», «титульный этнос»;
•
понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации;
•
демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного
согласия в России;
уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и
причины

Тема 25 . Праздники в культуре народов России
•
Иметь представление о природе праздников и обосновывать их важность как элементов
культуры;
•
устанавливать
взаимосвязь праздников и
культурного уклада;
•
различать основные типы праздников;
•
уметь рассказывать о праздничных традициях народов Рос- сии и собственной семьи;
•
анализировать связь праздников и истории, культуры народов России;
•
понимать основной смысл семейных праздников:
•
определять нравственный смысл праздников народов России;
•
осознавать значение праздников как элементов культурной памяти народов России, как
воплощение духовно-нравственных идеалов .
Тема 26 . Памятники архитектуры народов России
•
Знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать основные типы памятников
архитектуры и проследить связь между их структурой и особенностями культуры и этапами
исторического развития;
•
понимать взаимосвязь между типом жилищ и типом хозяйственной деятельности;
•
осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем научно-технического развития
и типами жилищ;
•
осознавать и уметь объяснять взаимосвязь между особенностями архитектуры и духовнонравственными ценностями народов России;
•
устанавливать связь между историей памятника и историей края, характеризовать
памятники истории и культуры;
•
иметь представление о нравственном и научном смысле краеведческой работы .
Тема 27 . Музыкальная культура народов России
•
Знать и понимать отличия музыки от других видов художественного творчества,
рассказывать об особенностях музыкального повествования, выделять простые выразительные
средства музыкального языка;
•
обосновывать и доказывать важность музыки как культурного явления, как формы
трансляции культурных ценностей;
•
находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла
музыкальных произведений;
•
знать основные темы музыкального творчества народов России, народные инструменты
Тема 28 . Изобразительное искусство народов России
•
Знать и понимать отличия изобразительного искусства от других видов художественного
творчества, рассказывать об особенностях и выразительных средствах изобразительного искусства;
•
уметь объяснить, что такое скульптура, живопись, графика, фольклорные орнаменты;
•
обосновывать и доказывать важность изобразительного искусства как культурного
явления, как формы трансляции культурных ценностей;
•
находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла
изобразительного искусства;
•
знать основные темы изобразительного искусства народов России .
Тема 29 . Фольклор и литература народов России
•
Знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать важность и нужность
этих языковых выразительных средств;
•
понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина, песня;
•
воспринимать и объяснять на примерах важность понимания фольклора как отражения
истории народа и его ценностей, морали и нравственности;
•
знать, что такое национальная литература и каковы её вы- разительные средства;
•
6оценивать морально-нравственный потенциал национальной литературы.
Тема 30 . Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом
•
Знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и при- родными условиями
проживания народа на примерах из истории и культуры своего региона;
•
уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития культурных, духовнонравственных, семейных и этнических традиций, многообразия культур;

•
уметь оценивать и устанавливать границы и приоритеты взаимодействия между людьми
разной этнической, религиозной и гражданской идентичности на доступном для шестиклассников
уровне (с учётом их возрастных особенностей);
•
понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как взаимопомощь,
сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким через
бытовые традиции народов своего края .
Тема 31 . Культурная карта России (практическое занятие)
•
Знать и уметь объяснить отличия культурной географии от физической и политической
географии;
•
понимать, что такое культурная карта народов России;
•
описывать отдельные области культурной карты в соответствии с их особенностями .
Тема 32 . Единство страны — залог будущего России
•
Знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в культуре народов России
для обоснования её территориального, политического и экономического единства;
•
понимать и доказывать важность и преимущества этого единства перед требованиями
национального самоопределения от- дельных этносов .
6 класс
Тематический блок 1. «культура как социальность»
Тема 1 . Мир культуры: его структура
•
Знать и уметь объяснить структуру культуры как социального явления;
•
понимать специфику социальных явлений, их ключевые отличия от природных явлений;
•
уметь доказывать связь между этапом развития материальной культуры и социальной
структурой общества, их взаимосвязь с духовно- нравственным состоянием общества;
•
понимать зависимость социальных процессов от культурно- исторических процессов;
•
6уметь объяснить взаимосвязь между научно-техническим прогрессом и этапами
развития социума.
Тема 2 . Культура России: многообразие регионов
•
Характеризовать административно-территориальное деление России;
•
знать количество регионов, различать субъекты и федеральные округа, уметь показать их
на административной карте России;
•
понимать и уметь объяснить необходимость федеративного устройства в полиэтничном
государстве, важность сохранения исторической памяти отдельных этносов;
•
объяснять принцип равенства прав каждого человека, вне зависимости от его
принадлежности к тому или иному народу;
•
понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации;
•
демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного
согласия в России;
•
характеризовать духовную культуру всех народов России как общее достояние и
богатство нашей многонациональной Родины.
Тема 3 . История быта как история культуры
•
Понимать смысл понятия «домашнее хозяйство» и характеризовать его типы;
•
понимать взаимосвязь между хозяйственной деятельностью народов России и
особенностями исторического периода;
•
находить и объяснять зависимость ценностных ориентиров народов России от их
локализации в конкретных климатических, географических и культурно-исторических условиях.
Тема 4 . Прогресс: технический и социальный
•
Знать, что такое труд, производительность труда и разделение труда, характеризовать их
роль и значение в истории и современном обществе;
•
осознавать и уметь доказывать взаимозависимость членов общества, роль созидательного
и добросовестного труда для создания социально и экономически благоприятной среды;
•
демонстрировать понимание роли обслуживающего труда, его социальной и духовнонравственной важности;
•
понимать взаимосвязи между механизацией домашнего тру- да и изменениями

социальных взаимосвязей в обществе;
•
осознавать и обосновывать влияние технологий на культуру и ценности общества.
Тема 5 . Образование в культуре народов России
•
Иметь представление об истории образования и его роли в обществе на различных этапах
его развития;
•
понимать и обосновывать роль ценностей в обществе, их зависимость от процесса
познания;
•
понимать специфику каждой ступени образования, её роль в современных общественных
процессах;
•
обосновывать важность образования в современном мире и ценность знания;
•
характеризовать образование как часть процесса формирования духовно-нравственных
ориентиров человека.
Тема 6 . Права и обязанности человека
•
Знать термины «права человека», «естественные права человека», «правовая культура»:
•
характеризовать историю формирования комплекса понятий, связанных с правами;
•
понимать и обосновывать важность прав человека как привилегии и обязанности
человека;
•
понимать необходимость соблюдения прав человека;
•
понимать и уметь объяснить необходимость сохранения паритета между правами и
обязанностями человека в обществе;
•
приводить примеры формирования правовой культуры из истории народов России .
Тема 7 . Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие
•
Знать и понимать смысл терминов «религия», «конфессия»,
•
«атеизм», «свободомыслие»;
•
характеризовать основные культурообразующие конфессии;
•
знать и уметь объяснять роль религии в истории и на современном этапе общественного
развития;
•
понимать и обосновывать роль религий как источника культурного развития общества .
Тема 8 . Современный мир: самое важное (практическое занятие)
•
Характеризовать основные процессы, протекающие в современном обществе, его
духовно-нравственные ориентиры;
•
понимать и уметь доказать важность духовно-нравственного развития человека и
общества в целом для сохранения социально-экономического благополучия;
•
называть и характеризовать основные источники этого процесса; уметь доказывать
теоретические положения, выдвинутые ранее на примерах из истории и культуры России.
Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре»
Тема 9 . Духовно-нравственный облик и идеал человека
•
Объяснять, как проявляется мораль и нравственность через описание личных качеств
человека;
•
осознавать, какие личностные качества соотносятся с теми или иными моральными и
нравственными ценностями;
•
понимать различия между этикой и этикетом и их взаимосвязь;
•
обосновывать и доказывать ценность свободы как залога благополучия общества,
уважения к правам человека, его месту и роли в общественных процессах;
•
характеризовать взаимосвязь таких понятий как «свобода»,
•
«ответственность», «право» и «долг»;
•
понимать важность коллективизма как ценности современной России и его приоритет
перед идеологией индивидуализма;
•
приводить примеры идеалов человека в историко-культурном пространстве современной
России .
Тема 10 . Взросление человека в культуре народов России
•
Понимать различие между процессами антропогенеза и антропосоциогенеза;
•
характеризовать процесс взросления человека и его основные этапы, а также потребности

человека для гармоничного развития и существования на каждом из этапов;
•
обосновывать важность взаимодействия человека и общества, характеризовать
негативные эффекты социальной изоляции;
•
знать и уметь демонстрировать своё понимание самостоятельности, её роли в развитии
личности, во взаимодействии с другими людьми .
Тема 11 . Религия как источник нравственности
•
Характеризовать нравственный потенциал религии;
•
знать и уметь излагать нравственные принципы государство- образующих конфессий
России;
•
знать основные требования к нравственному идеалу человека в государствообразующих
религиях современной России;
•
уметь обосновывать важность религиозных моральных и нравственных ценностей для
современного общества .
Тема 12 . Наука как источник знания о человеке
•
Понимать и характеризовать смысл понятия «гуманитарное знание»;
•
определять нравственный смысл гуманитарного знания, его системообразующую роль в
современной культуре;
•
характеризовать понятие «культура» как процесс самопознания общества, как его
внутреннюю самоактуализацию;
•
осознавать и доказывать взаимосвязь различных областей гуманитарного знания .
Тема 13 . Этика и нравственность как категории духовной культуры
•
Характеризовать многосторонность понятия «этика»;
•
понимать особенности этики как науки;
•
объяснять понятия «добро» и «зло» с помощью примеров в истории и культуре народов
России и соотносить их с личным опытом;
•
обосновывать важность и необходимость нравственности для социального благополучия
общества и личности .
Тема 14 . Самопознание (практическое занятие)
•
Характеризовать
понятия
«самопознание»,
«автобиография»,
«автопортрет»,
«рефлексия»;
•
уметь соотносить понятия «мораль», «нравственность», «ценности» с самопознанием и
рефлексией на доступном для обучающихся уровне;
•
доказывать и обосновывать свои нравственные убеждения.
Тематический блок 3. «Человек как член общества»
Тема 15 . Труд делает человека человеком
•
Характеризовать важность труда и его роль в современном обществе;
•
соотносить понятия «добросовестный труд» и «экономическое благополучие»;
•
объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство»; понимать важность и уметь
обосновать необходимость их преодоления для самого себя;
•
оценивать общественные процессы в области общественной оценки труда;
•
осознавать и демонстрировать значимость трудолюбия, трудовых подвигов, социальной
ответственности за свой труд;
•
объяснять важность труда и его экономической стоимости;
•
знать и объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство», с одной стороны, и
«трудолюбие», «подвиг труда», «ответственность», с другой стороны, а также «общественная оценка
труда» .
Тема 16 . Подвиг: как узнать героя?
•
Характеризовать понятия «подвиг», «героизм», «самопожертвование»;
•
понимать отличия подвига на войне и в мирное время;
•
уметь доказывать важность героических примеров для жизни общества;
•
знать и называть героев современного общества и исторических личностей;
•
обосновывать разграничение понятий «героизм» и «псевдогероизм» через значимость для
общества и понимание последствий .
Тема 17 . Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние

•
Характеризовать понятие «социальные отношения»;
•
понимать смысл понятия «человек как субъект социальных отношений» в приложении к
его нравственному и духовному развитию;
•
осознавать роль малых и больших социальных групп в нравственном состоянии
личности;
•
обосновывать понятия «дружба», «предательство», «честь»,
•
«коллективизм» и приводить примеры из истории, культуры и литературы;
•
обосновывать важность и находить нравственные основания социальной взаимопомощи,
в том числе благотворительности;
•
понимать и характеризовать понятие «этика предпринимательства» в социальном аспекте
.
Тема 18 . Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного
самосознания
•
Характеризовать понятие «социальные проблемы современного общества» как
многостороннее явление, в том числе обусловленное несовершенством духовно-нравственных идеалов
и ценностей;
•
приводить примеры таких понятий как «бедность», «асоциальная семья», «сиротство»;
знать и уметь обосновывать пути преодоления их последствий на доступном для понимания уровне;
•
обосновывать важность понимания роли государства в преодолении этих проблем, а
также необходимость помощи в преодолении этих состояний со стороны общества .
Тема 19 . Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений
•
Характеризовать понятия «благотворительность», «меценатство», «милосердие»,
«волонтерство», «социальный проект»,
•
«гражданская и социальная ответственность», «общественные блага», «коллективизм» в
их взаимосвязи;
•
анализировать и выявлять общие черты традиций благотворительности, милосердия,
добровольной помощи, взаимовыручки у представителей разных этносов и религий;
•
уметь самостоятельно находить информацию о благотворительных, волонтёрских и
социальных проектах в регионе своего проживания .
Тема 20 . Гуманизм как сущностная характеристика духовно- нравственной культуры народов
России
•
Характеризовать понятие «гуманизм» как источник духовно- нравственных ценностей
российского народа;
•
находить и обосновывать проявления гуманизма в историко- культурном наследии
народов России;
•
знать и понимать важность гуманизма для формирования высоконравственной личности,
государственной политики, взаимоотношений в обществе;
•
находить и объяснять гуманистические проявления в современной культуре .
Тема 21 . Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного
облика общества
•
Характеризовать понятия «социальные профессии», «помогающие профессии»;
•
иметь представление о духовно-нравственных качествах, необходимых представителям
социальных профессий;
•
осознавать и обосновывать ответственность личности при выборе социальных
профессий;
•
приводить примеры из литературы и истории, современной жизни, подтверждающие
данную точку зрения .
Тема 22 . Выдающиеся благотворители в истории . Благотворительность как нравственный
долг
•
Характеризовать понятие «благотворительность» и его эволюцию в истории России;
•
доказывать важность меценатства в современном обществе для общества в целом и для
духовно-нравственного развития личности самого мецената;
•
характеризовать понятие «социальный долг», обосновывать его важную роль в жизни
общества;

•
приводить примеры выдающихся благотворителей в истории и современной России;
•
понимать смысл внеэкономической благотворительности: волонтёрской деятельности,
аргументированно объяснять её важность.
Тема 23 . Выдающиеся учёные России . Наука как источник социального и духовного
прогресса общества
•
Характеризовать понятие «наука»;
•
уметь аргументированно обосновывать важность науки в современном обществе,
прослеживать её связь с научно-техническим и социальным прогрессом;
•
называть имена выдающихся учёных России;
•
обосновывать важность понимания истории науки, получения и обоснования научного
знания;
•
характеризовать и доказывать важность науки для благополучия общества, страны и
государства;
•
обосновывать важность морали и нравственности в науке, её роль и вклад в
доказательство этих понятий .
Тема 24 . Моя профессия (практическое занятие)
•
Характеризовать понятие «профессия», предполагать характер и цель труда в
определённой профессии;
•
обосновывать преимущества выбранной профессии, характеризовать её вклад в
общество; называть духовно-нравственные качества человека, необходимые в этом виде труда .
Тематический блок 4. «Родина и патриотизм»
Тема 25 . Гражданин
•
Характеризовать понятия «Родина» и «гражданство», объяснять их взаимосвязь;
•
понимать духовно-нравственный характер патриотизма, ценностей гражданского
самосознания;
•
понимать и уметь обосновывать нравственные качества гражданина .
Тема 26 . Патриотизм
•
Характеризовать понятие «патриотизм»;
•
приводить примеры патриотизма в истории и современном обществе;
•
различать истинный и ложный патриотизм через ориентированность на ценности
толерантности, уважения к другим на- родам, их истории и культуре;
•
уметь обосновывать важность патриотизма .
Тема 27 . Защита Родины: подвиг или долг?
•
Характеризовать понятия «война» и «мир»;
•
доказывать важность сохранения мира и согласия;
•
обосновывать роль защиты Отечества, её важность для гражданина;
•
понимать особенности защиты чести Отечества в спорте, науке, культуре;
•
характеризовать понятия «военный подвиг», «честь», «доблесть»; обосновывать их
важность, приводить примеры их проявлений.
Тема 28 . Государство . Россия — наша родина
•
Характеризовать понятие «государство»;
•
уметь выделять и формулировать основные особенности Российского государства с
опорой на исторические факты и духовно-нравственные ценности;
•
характеризовать понятие «закон» как существенную часть гражданской идентичности
человека;
•
характеризовать понятие «гражданская идентичность», соотносить это понятие с
необходимыми нравственными качествами человека .
Тема 29 . Гражданская идентичность (практическое занятие)
•
Охарактеризовать свою гражданскую идентичность, её составляющие: этническую,
религиозную, гендерную идентичности;
•
обосновывать важность духовно-нравственных качеств гражданина, указывать их
источники .
Тема 30 . Моя школа и мой класс (практическое занятие)
•
Характеризовать понятие «добрые дела» в контексте оценки собственных действий, их

нравственного характера;
•
находить примеры добрых дел в реальности и уметь адаптировать их к потребностям
класса .
Тема 31 . Человек: какой он? (практическое занятие)
•
Характеризовать понятие «человек» как духовно-нравственный идеал;
•
приводить примеры духовно-нравственного идеала в культуре;
•
формулировать свой идеал человека и нравственные качества, которые ему присущи .
Тема 32 . Человек и культура (проект)
•
Характеризовать грани взаимодействия человека и культуры;
•
уметь описать в выбранном направлении с помощью известных примеров образ человека,
создаваемый произведениями культуры;
•
показать взаимосвязь человека и культуры через их взаимовлияние;
•
6 характеризовать основные признаки понятия «человек» с опорой на исторические и
культурные примеры, их осмысление и оценку, как с положительной, так и с отрицательной стороны .
Система оценки результатов обучения
Оценка результатов обучения должна быть основана на понятных, прозрачных и
структурированных принципах, обеспечивающих оценивание различных компетенций обучающихся .
Принципы оценки следующие .
1 . Личностные компетенции обучающихся не подлежат непосредственной оценке, не
являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня духовнонравственного развития детей, не являются непосредственным основанием при оценке качества
образования .
2 . Система оценки образовательных достижений основана на методе наблюдения и включает:
педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности
педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации; проектные работы обучающихся,
фиксирующие их достижения в ходе образовательной деятельности и взаимодействия в социуме
(классе); мониторинги сформированности духовно-нравственных ценностей личности, включающие
традиционные ценности как опорные элементы ценностных ориентаций обучающихся.
3 . При этом непосредственное оценивание остаётся прерогативной образовательного
учреждения с учётом обозначенных в программе предметных, личностных и метапредметных
результатов .

Тематическое планирование
5 класс (34 ч)
№ Тема

Количество
часов

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Деятельность учителя с учетом рабоч
программы воспитания

Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
1

Зачем изучать
курс «Основы
духовнонравственной
культуры
народов
России»?

1

•

•
•
•

2
3
4

5
6

Наш дом —
Россия
Язык и история
Русский язык —
язык обще- ния
и язык
возможностей
Истоки родной
культуры
Материальная
культура

1
1

1

•

•
•
•

7
8
9
10

11

устанавливать доверительные отношен
между учителем и обучающимися, спос
ствующих позитивному восприятию у
щимися требований и просьб учителя;
побуждать обучающихся соблюдать на у
ке общепринятые нормы поведения, пра
ла общения со старшими и сверстниками
поддерживать в детском коллективе де
вую, дружелюбную атмосферу;
инициировать обучающихся к обсуждени
высказыванию своего мнения, вырабо
своего отношения по поводу получаемой
уроке социально значимой информации;
строить воспитательную деятельность
учетом культурных различий детей, по
возрастных и индивидуальных особен
стей;
привлекать внимание обучающихся к ц
ностному аспекту изучаемых на уроке
лений, понятий, приемов;\
анализировать реальное состояние дел
учебном классе;
находить ценностный аспект учебного з
ния и информации, обеспечивать его по
мание и переживание обучающимися;

Духовная
1
культура
Культура и
1
религия
1
Культура и
образование
1
Многообразие
культур России
(практическое
занятие)
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»
Семья —
хранитель
духовных
ценностей

1

•

привлекать внимание обучающихся к
суждаемой на уроке информации, активи
ции познавательной деятельности обуча
щихся;

12

13

14

15
16

17

18

19

20

21
22
23

Родина
начинается с
семьи
Традиции
семейного
воспитания в
России
Образ семьи в
культуре
народов России
Труд в истории
семьи
Семья в
современном
мире
(практическое
занятие)

1

•

организовывать работу обучающихся с
циально значимой информацией по пово
получаемой на уроке социально значим
информации – обсуждать, высказыв
1
мнение;
• побуждать обучающихся соблюдать на у
ке принципы учебной дисциплины и сам
организации;
1
• сотрудничать с другими педагогически
работниками и другими специалистами
решении воспитательных задач;
1
• создавать в классах разновозрастные д
ско-взрослые общности обучающихся;
1
• управлять учебными группами с целью
влечения обучающихся, мотивируя их
учебно-познавательной деятельности;
защищать достоинство и интересы обучающи
ся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации или неблагоприятных условиях
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Личность —
1
общество —
культура
Духовный мир
1
человека .
Человек —
творец культуры
Личность и
1
духовнонравственные
ценности
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Историческая
1
• устанавливать доверительные отношен
между учителем и обучающимися, спос
память как
ствующих позитивному восприятию у
духовнощимися требований и просьб учителя;
нравственная
•
побуждать обучающихся соблюдать на у
ценность
ке общепринятые нормы поведения, пра
Литература как
1
ла общения со старшими и сверстниками
язык куль- туры
• поддерживать в детском коллективе де
Взаимовлияние
1
вую, дружелюбную атмосферу;
культур
• инициировать обучающихся к обсуждени
Духовно1
высказыванию своего мнения, вырабо
нравственные
своего отношения по поводу получаемой
ценности
уроке социально значимой информации;
российского
• строить воспитательную деятельность
народа
учетом культурных различий детей, по
возрастных и индивидуальных особен
стей;
привлекать внимание обучающихся к ц
ностному аспекту изучаемых на уроке
лений, понятий, приемов;\
• анализировать реальное состояние дел
учебном классе;
• находить ценностный аспект учебного з

ния и информации, обеспечивать его по
мание и переживание обучающимися;
24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

Регионы России:
культурное
многообразие
Праздники в
культуре
народов России
Памятники в
культуре
народов России
Музыкальная
культура народов России
Изобразительное
искусство
народов России
Фольклор и
литература народов России
Бытовые
традиции
народов России:
пища, одежда,
дом
(практическое
занятие)
Культурная
карта России
(практическое
занятие)
Единство
страны — залог
будущего
России
Повторительно
— обобщающий
урок по
тематическому
блоку 4
«Культурное
единство
России»
Итоговое
повторение
Всего часов

•

1

привлекать внимание обучающихся к
суждаемой на уроке информации, активи
ции познавательной деятельности обуча
щихся;
• организовывать работу обучающихся с
циально значимой информацией по пово
получаемой на уроке социально значим
информации – обсуждать, высказыв
мнение;
• побуждать обучающихся соблюдать на у
ке принципы учебной дисциплины и сам
организации;
• сотрудничать с другими педагогически
работниками и другими специалистами
решении воспитательных задач;
• создавать в классах разновозрастные д
ско-взрослые общности обучающихся;
• управлять учебными группами с целью
влечения обучающихся, мотивируя их
учебно-познавательной деятельности;
защищать достоинство и интересы обучающи
ся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации или неблагоприятных условиях

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
34

6 класс (34 ч)

№ Тема

Количество
часов

Электронные
цифровые

Деятельность учителя с учетом
рабочей программы воспитания

образовательные
ресурсы
1
2
3

4
5
6
7

8

Тематический блок 1. «Культура как социальность»
1
Мир культуры: его
структура
1
Культура России:
многообразие регионов
История быта как история
1
культуры

Прогресс: технический и
социальный
Образование в культуре
народов России
Права и обязанности
человека
Общество и религия: духовно-нравственное
взаимодействие
Современный мир: самое
важное (практическое
занятие)

•

•

1

•

1

•

1
1

•

1

•
•

9

10
11
12
13

14

Тематический блок 2 «Человек и его отражение в культуре»
1
Каким должен быть
человек? Духовнонравственный облик и идеал
человека
Взросление человека в куль- 1
туре народов России
Религия как источник
1
нравственности
Наука как источник знания 1
о человеке и человеческом
1
Этика и нравственность как
категории духовной
культуры
Самопознание(практическое 1
занятие)

•

•

•
•

•
•

устанавливать доверительные отношения между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя;
побуждать обучающихся соблюдать
на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками;
поддерживать в детском коллективе
деловую, дружелюбную атмосферу;
инициировать обучающихся к обсуждению, высказыванию своего
мнения, выработке своего отношения по поводу получаемой на уроке
социально значимой информации;
строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий
детей, половозрастных и индивидуальных
особенностей;
привлекать внимание обучающихся
к ценностному аспекту изучаемых
на уроке явлений, понятий, приемов;\
анализировать реальное состояние
дел в учебном классе;
находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечивать его понимание и переживание обучающимися;

привлекать внимание обучающихся
к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной
деятельности обучающихся;
организовывать работу обучающихся с социально значимой информацией по поводу получаемой на уроке
социально значимой информации –
обсуждать, высказывать мнение;
побуждать обучающихся соблюдать
на уроке принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач;
создавать в классах разновозрастные
детско-взрослые общности обучающихся;
управлять учебными группами с це-

лью вовлечения обучающихся, мотивируя их к учебно-познавательной
деятельности;
защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации или неблагоприятных условиях.
15
16
17

18

19

20

21

22

23

24

25
26
27
28
29
30
31
32

Тематический блок 3 «Человек как член общества»
Труд делает человека чело1
веком
Подвиг: как узнать героя?
1
Люди в обществе: духовно1
нравственное
взаимовлияние
1
Проблемы современного
общества как отражение его
духовно-нравственного
самосознания
Духовно-нравственные
1
ориентиры социальных
отношений
Гуманизм как сущностная
1
характеристика духовнонравственной культуры народов России
1
Социальные профессии; их
важность для сохранения
духовно-нравственного облика общества
Выдающиеся
1
благотворители в истории .
Благотворительность как
нравственный долг
Выдающиеся учёные России 1
. Наука как источник
социального и духовного
прогресса общества
Моя профессия
1
(практическое занятие)
Тематический блок 4. «Родина и патриотизм»
Гражданин
1
Патриотизм
1
Защита Родины: подвиг или 1
долг?
1
Государство.
Россия — наша родина
Гражданская идентичность 1
(практическое занятие)
Моя школа и мой класс
1
(практическое занятие)
Человек: какой он?
1
(практическое занятие)
Человек и культура (проект) 1

•

•

•
•

•

•
•

•

•

•
•

устанавливать доверительные отношения между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя;
побуждать обучающихся соблюдать
на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками;
поддерживать в детском коллективе
деловую, дружелюбную атмосферу;
инициировать обучающихся к обсуждению, высказыванию своего
мнения, выработке своего отношения по поводу получаемой на уроке
социально значимой информации;
строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий
детей, половозрастных и индивидуальных
особенностей;
привлекать внимание обучающихся
к ценностному аспекту изучаемых
на уроке явлений, понятий, приемов;\
анализировать реальное состояние
дел в учебном классе;
находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечивать его понимание и переживание обучающимися;

привлекать внимание обучающихся
к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной
деятельности обучающихся;
организовывать работу обучающихся с социально значимой информацией по поводу получаемой на уроке
социально значимой информации –
обсуждать, высказывать мнение;
побуждать обучающихся соблюдать
на уроке принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими спе-

33

34

Повторительно —
обобщающий урок по
тематическому блоку 4
«Культурное единство
России»
Итоговое повторение
Всего часов

1

1
34

циалистами в решении воспитательных задач;
• создавать в классах разновозрастные
детско-взрослые общности обучающихся;
• управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся, мотивируя их к учебно-познавательной
деятельности;
защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации или неблагоприятных условиях.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».