УТВЕРЖДЕНА приказом МАОУ СОШ № 15 от 31.08.2023г. № 134-од Приложение к Адаптированной основной образовательной программе основного общего образования для обучающихся с ЗПР (вариант 7) Адаптированная рабочая программа для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7) Основы духовно-нравственной культуры народов России 5-6 класс Подписано цифровой подписью: Директор Комолова Полина Владимировна Дата: 2024.01.21 19:05:57 +05'00' г. Серов Содержание 5 класс (34 ч) Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом» Тема 1 . Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»? Формирование и закрепление гражданского единства . Родина и Отечество . Традиционные ценности и ролевые модели . Традиционная семья . Всеобщий характер морали и нравственности . Русский язык и единое культурное пространство . Риски и угрозы духовно-нравственной культуре народов России . Тема 2 . Наш дом — Россия . Россия — многонациональная страна . Многонациональный народ Российской Федерации . Россия как общий дом . Дружба народов . Тема 3 . Язык и история. Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры . Важность коммуникации между людьми . Языки народов мира, их взаимосвязь . Тема 4 . Русский язык — язык общения и язык возможностей . Русский язык — основа российской культуры . Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие . Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения . Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые даёт русский язык . Тема 5. Истоки родной культуры . Что такое культура . Культура и природа . Роль культуры в жизни общества . Многообразие культур и его причины . Единство культурного пространства России. Тема 6 . Материальная культура. Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника . Связь между материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества . Тема 7 . Духовная культура. Духовно-нравственная культура . Искусство, наука, духовность. Мораль, нравственность, ценности . Художественное осмысление мира . Символ и знак . Духовная культура как реализация ценностей Тема 8 . Культура и религия. Религия и культура . Что такое религия, её роль в жизни общества и человека . Государствообразующие религии России . Единство ценностей в религиях России. Тема 9 . Культура и образование. Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний. Образование как ключ к социализации и духовно- нравственному развитию человека . Тема 10 . Многообразие культур России (практическое занятие) . Единство культур народов России . Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре народов России . Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности» Тема 11 . Семья — хранитель духовных ценностей. Семья — базовый элемент общества . Семейные ценности, традиции и культура . Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека . Тема 12 . Родина начинается с семьи. История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество? Тема 13 . Традиции семейного воспитания в России. Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи . Семейное воспитание как трансляция ценностей. Тема 14 . Образ семьи в культуре народов России. Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т. д.) о семье и семейных обязанностях. Семья в литературе и произведениях разных видов искусства. Тема 15 . Труд в истории семьи. Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда. Роль нравственных норм в благополучии семьи. Тема 16 . Семья в современном мире (практическое занятие). Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др.). Семейное древо. Семейные традиции. тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» Тема 17 . Личность — общество — культура. Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества . Связь между обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей. Тема 18 . Духовный мир человека. Человек — творец культуры. Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм . Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы культур . Созидательный труд . Важность труда как творческой деятельности, как реализации. Тема 19 . Личность и духовно-нравственные ценности. Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким. тематический блок 4. «Культурное единство России» Тема 20 . Историческая память как духовно-нравственная ценность. Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа, государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации . Преемственность поколений . Тема 21 . Литература как язык культуры. Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману . Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность. Тема 22 . Взаимовлияние культур. Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен ценностными установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных ценностей . Тема 23 . Духовно-нравственные ценности российского народа . Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Тема 24 . Регионы России: культурное многообразие. Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален. Малая Родина — часть общего Отечества. Тема 25 . Праздники в культуре народов России. Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. Народные праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов. Тема 26 . Памятники архитектуры в культуре народов России. Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные. Культура как память. Музеи. Храмы . Дворцы . Исторические здания как свидетели истории. Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России. Тема 27 . Музыкальная культура народов России. Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных связей между людьми. Народные инструменты. История народа в его музыке и инструментах . Тема 28 . Изобразительное искусство народов России. Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся художники разных народов России. Тема 29 . Фольклор и литература народов России. Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности. Национальная литература . Богатство культуры народа в его литературе . Тема 30 . Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие). Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием разнообразного зрительного ряда и других источников . Тема 31 . Культурная карта России (практическое занятие). География культур России . Россия как культурная карта . Описание регионов в соответствии с их особенностями. Тема 32 . Единство страны — залог будущего России. Россия — единая страна . Русский мир . Общая история, сходство культурных традиций, единые духовно-нравственные ценности народов России . 6 класс (34 ч) Тематический блок 1. «Культура как социальность» Тема 1 . Мир культуры: его структура. Культура как форма социального взаимодействия. Связь между миром материальной культуры и социальной структурой общества. Расстояние и образ жизни людей. Научно-технический прогресс как один из источников формирования социального облика общества. Тема 2 . Культура России: многообразие регионов. Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного взаимодействия в обществе с многообразием культур. Сохранение и поддержка принципов толерантности и уважения ко всем культурам народов России . Тема 3 . История быта как история культуры. Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов России в разные исторические периоды. Многообразие культурных укладов как результат исторического развития народов России. Тема 4. Прогресс: технический и социальный . Производительность труда. Разделение труда. Обслуживающий и производящий труд . Домашний труд и его механизация . Что такое технологии и как они влияют на культуру и ценности общества? Тема 5 . Образование в культуре народов России. Представление об основных этапах в истории образования. Ценность знания. Социальная обусловленность различных видов образования . Важность образования для современного мира . Образование как трансляция культурных смыслов, как способ передачи ценностей . Тема 6 . Права и обязанности человека . Права и обязанности человека в культурной традиции народов России. Права и свободы человека и гражданина, обозначенные в Конституции Российской Федерации . Тема 7 . Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие . Мир религий в истории . Религии народов России сегодня . Государствообразующие и традиционные религии как источник духовно-нравственных ценностей . Тема 8 . Современный мир: самое важное (практическое занятие) . Современное общество: его портрет. Проект: описание самых важных черт современного общества с точки зрения материальной и духовной культуры народов России . Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре» Тема 9. Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал человека. Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России . Право и равенство в правах . Свобода как ценность . Долг как её ограничение. Общество как регулятор свободы. Свойства и качества человека, его образ в культуре народов России, единство человеческих качеств . Единство духовной жизни . Тема 10 . Взросление человека в культуре народов России. Социальное измерение человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой возраст . Проблема одиночества. Необходимость развития во взаимодействии с другими людьми . Самостоятельность как ценность . Тема 11 . Религия как источник нравственности . Религия как источник нравственности и гуманистического мышления. Нравственный идеал человека в традиционных религиях. Современное общество и религиозный идеал человека. Тема 12 . Наука как источник знания о человеке и человеческом. Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание. Этика. Эстетика. Право в контексте духовно-нравственных ценностей. Тема 13. Этика и нравственность как категории духовной культуры. Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни . Что значит быть нравственным . Почему нравственность важна? Тема 14 . Самопознание (практическое занятие). Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю . Как устроена моя жизнь . Выполнение проекта . Тематический блок 3. «Человек как член общества» Тема 15. Труд делает человека человеком. Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость . Безделье, лень, тунеядство. Трудолюбие, подвиг труда, ответственность. Общественная оценка труда . Тема 16. Подвиг: как узнать героя? Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне. Подвиг в мирное время . Милосердие, взаимопомощь . Тема 17 . Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние. Человек в социальном измерении . Дружба, предательство . Коллектив . Личные границы Этика предпринимательства . Социальная помощь . Тема 18 . Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного самосознания. Бедность. Инвалидность. Асоциальная семья. Сиротство. Отражение этих явлений в культуре общества. Тема 19 . Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений . Милосердие. Взаимопомощь. Социальное служение . Благотворительность. Волонтёрство. Общественные блага . Тема 20 . Гуманизм как сущностная характеристика духовно- нравственной культуры народов России . Гуманизм . Истоки гуманистического мышления . Философия гуманизма . Проявления гуманизма в историко-культурном наследии народов России . Тема 21 . Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного облика общества . Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социальный работник. Духовно-нравственные качества, необходимые представителям этих профессий . Тема 22 . Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг. Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги. Важность меценатства для духовно-нравственного развития личности самого мецената и общества в целом. Тема 23 . Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества . Учёные России . Почему важно помнить историю науки. Вклад науки в благополучие страны . Важность морали и нравственности в науке, в деятельности учёных . Тема 24 . Моя профессия (практическое занятие). Труд как самореализация, как вклад в общество . Рассказ о своей будущей профессии . Тематический блок 4. «Родина и патриотизм» Тема 25 . Гражданин. Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека гражданином . Нравственные качества гражданина . Тема 26 . Патриотизм. Патриотизм. Толерантность. Уважение к другим народам и их истории . Важность патриотизма . Тема 27 . Защита Родины: подвиг или долг? Война и мир . Роль знания в защите Родины . Долг гражданина перед обществом . Военные подвиги . Честь . Доблесть . Тема 28 . Государство . Россия — наша родина . Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и государства . Что такое закон . Что такое Родина? Что такое государство? Необходимость быть гражданином. Российская гражданская идентичность . Тема 29 . Гражданская идентичность (практическое занятие). Какими качествами должен обладать человек как гражданин . Тема 30 . Моя школа и мой класс (практическое занятие). Портрет школы или класса через добрые дела. Тема 31. Человек: какой он? (практическое занятие). Человек. Его образы в культуре . Духовность и нравственность как важнейшие качества человека . Тема Человек и культура (проект). Итоговый проект: «Что значит быть человеком?». Планируемые результаты освоения учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» на уровне основного общего образования Личностные результаты Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы . Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности . Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом . 1. Патриотическое воспитание Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности . 2. Гражданское воспитание Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, по- ведении, расточительном потребительстве; сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию . 3. Ценности познавательной деятельности Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира . Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию . 6 Духовно-нравственное воспитание Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении . Метапредметные результаты Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории . 1. Познавательные универсальные учебные действия • Познавательные универсальные учебные действия включают: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД); • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаково- символические моделирование); • смысловое чтение; • развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем . 2. Коммуникативные универсальные учебные действия Коммуникативные универсальные учебные действия включают: • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество); • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, моно- логической контекстной речью (коммуникация); • формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ-компетентность) . 3. Регулятивные универсальные учебные действия Регулятивные универсальные учебные действия включают: • умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание); • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование); • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция); • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (оценка); • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности. 5 класс Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом» Тема 1 . Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»? • Знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», понимать важность изучения культуры и гражданство образующих религий для формирования личности гражданина России; • иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях «мораль и нравственность», «семья», «традиционные ценности», об угрозах духовно-нравственному единству страны; • понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовно- нравственным развитием личности и социальным поведением . Тема 2 . Наш дом — Россия • Иметь представление об историческом пути формирования многонационального состава населения Российской Федерации, его мирном характере и причинах его формирования; • знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия народов Российской Федерации, причинах культурных различий; • понимать необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества и взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы между народами и нациями, обосновывать их необходимость Тема 3 . Язык и история • Знать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения и влияние на миропонимание личности; • иметь базовые представления о формировании языка как носителя духовно-нравственных смыслов культуры; • понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в организации межкультурного диалога и взаимодействия; • обосновывать своё понимание необходимости нравственной чистоты языка, важности лингвистической гигиены, речевого этикета. Тема 4 . Русский язык — язык общения и язык возможностей • Иметь базовые представления о происхождении и развитии русского языка, его взаимосвязи с языками других народов России; • знать и уметь обосновать важность русского языка как культурообразующего языка народов России, важность его для существования государства и общества; • понимать, что русский язык — не только важнейший элемент национальной культуры, но и историко-культурное наследие, достояние российского государства, уметь приводить примеры; • иметь представление о нравственных категориях русского языка и их происхождении. Тема 5 . Истоки родной культуры • Иметь сформированное представление о понятие «культура»; 6 осознавать и уметь доказывать взаимосвязь культуры и при- роды; знать основные формы репрезентации культуры, уметь их различать и соотносить с реальными проявлениями культурного многообразия; • уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины . Тема 6 . Материальная культура • Иметь представление об артефактах культуры; • иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства: земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве; • понимать взаимосвязь между хозяйственным укладом и про- явлениями духовной культуры; • понимать и объяснять зависимость основных культурных укладов народов России от географии их массового расселения, природных условий и взаимодействия с другими этносами. Тема 7 . Духовная культура • Иметь представление о таких культурных концептах как «искусство», «наука», «религия»; • знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность», «духовные ценности», «духовность» на доступном для обучающихся уровне осмысления; • понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с форма- ми их репрезентации в культуре; • осознавать значение культурных символов, нравственный и духовный смысл культурных артефактов; • знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с культурными явлениями, с которыми они связаны . Тема 8 . Культура и религия • Иметь представление о понятии «религия», уметь пояснить её роль в жизни общества и основные социально-культурные функции; • осознавать связь религии и морали; • понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов России; • уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и их картины мира. Тема 9 . Культура и образование • Характеризовать термин «образование» и уметь обосновать его важность для личности и общества; • иметь представление об основных ступенях образования в России и их необходимости; • понимать взаимосвязь культуры и образованности человека; 6 приводить примеры взаимосвязи между знанием, образованием и личностным и профессиональным ростом человека; • понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным развитием общества, осознавать ценность знания, истины, востребованность процесса познания как получения новых сведений о мире. Тема 10 . Многообразие культур России (практическое занятие) • Иметь сформированные представления о закономерностях развития культуры и истории народов, их культурных особенностях; • выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о культуре своего народа; • предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между куль- турой и духовнонравственными ценностями на основе мест- ной культурно-исторической специфики; • обосновывать важность сохранения культурного многообразия как источника духовнонравственных ценностей, морали и нравственности современного общества. Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности» Тема 11 . Семья — хранитель духовных ценностей • Знать и понимать смысл термина «семья»; • иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного быта и отношений в семье; • осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с культурными особенностями своего времени; • уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с куль- турно-историческими условиями её существования; • понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая семья», «семейное счастье»; • осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя традиций и её воспитательную роль; • понимать смысл терминов «сиротство», «социальное сиротство», обосновывать нравственную важность заботы о сиротах, знать о формах помощи сиротам со стороны государства . Тема 12 . Родина начинается с семьи • Знать и уметь объяснить понятие «Родина»; • осознавать взаимосвязь и различия между концептами «Отечество» и «Родина»; • понимать, что такое история семьи, каковы формы её выражения и сохранения; • обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории народа, государства, человечества. Тема 13 . Традиции семейного воспитания в России • Иметь представление о семейных традициях и обосновывать их важность как ключевых элементах семейных отношений; • знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры собственного этноса; • уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов России, собственной семьи; • осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции ценностей, духовно-нравственных идеалов. Тема 14 . Образ семьи в культуре народов России • Знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о семье, семейных обязанностях; • уметь обосновывать своё понимание семейных ценностей, выраженных в фольклорных сюжетах; • знать и понимать морально-нравственное значение семьи в литературных произведениях, иметь представление о ключевых сюжетах с участием семьи в произведениях художествен- ной культуры; • понимать и обосновывать важность семейных ценностей с ис- пользованием различного иллюстративного материала . Тема 15 . Труд в истории семьи • Знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд; • понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального института, характеризовать роль домашнего труда и распределение экономических функций в семье; • осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социально-экономической структурой общества в форме большой и малой семей; • характеризовать распределение семейного труда и осознавать его важность для укрепления целостности семьи . Тема 16 . Семья в современном мире (практическое занятие) • Иметь сформированные представления о закономерностях развития семьи в культуре и истории народов России, уметь обосновывать данные закономерности на региональных материалах и примерах из жизни собственной семьи; • выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре различных народов на основе предметных знаний о культуре своего народа; • предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовнонравственными ценностями семьи; • обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции духовнонравственных ценностей, морали и нравственности как фактора культурной преемственности. Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» Тема 17 . Личность — общество — культура • Знать и понимать значение термина «человек» в контексте духовно-нравственной культуры; • уметь обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность чело- века и общества, человека и культуры; • понимать и объяснять различия между обоснованием термина «личность» в быту, в контексте культуры и творчества; • знать, что такое гуманизм, иметь представление о его источниках в культуре . Тема 18 . Духовный мир человека . Человек — творец культуры • Знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и понимать границы их применимости; • осознавать и доказывать важность морально- нравственных ограничений в творчестве; • обосновывать важность творчества как реализацию духовно- нравственных ценностей человека; • доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса; • знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества . Тема 19 . Личность и духовно-нравственные ценности • Знать и уметь объяснить значение и роль морали и нравственности в жизни человека; • обосновывать происхождение духовных ценностей, понимание идеалов добра и зла; • понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как «взаимопомощь», «сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба», «коллективизм», «патриотизм», «любовь к близким» . Тематический блок 4. «Культурное единство России» Тема 20 . Историческая память как духовно-нравственная ценность • Понимать и уметь объяснять суть термина «история», знать основные исторические периоды и уметь выделять их сущностные черты; • иметь представление о значении и функциях изучения истории; • осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового исторического процесса . Знать о существовании связи между историческими событиями и культурой . Обосновывать важность изучения истории как духовно- нравственного долга гражданина и патриота . Тема 21 . Литература как язык культуры • Знать и понимать отличия литературы от других видов художественного творчества; • рассказывать об особенностях литературного повествования, выделять простые выразительные средства литературного языка; • обосновывать и доказывать важность литературы как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей; • находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла в литературных произведениях. Тема 22 . Взаимовлияние культур • Иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур», «культурный обмен» как формах распространения и обогащения духовно-нравственных идеалов общества; • понимать и обосновывать важность сохранения культурного наследия; • знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры межкультурной коммуникации как способа формирования общих духовно-нравственных ценностей . Тема 23 . Духовно-нравственные ценности российского народа • Знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовно- нравственных ценностей: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая па- мять и преемственность поколений, единство народов России с опорой на культурные и исторические особенности российского народа: • осознавать духовно-нравственные ценности в качестве базовых общегражданских ценностей российского общества и уметь доказывать это . Тема 24 . Регионы России: культурное многообразие • Понимать принципы федеративного устройства России и концепт «полиэтничность»; • называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где они традиционно проживают; • уметь объяснить значение словосочетаний «многонациональный народ Российской Федерации», «государствообразующий народ», «титульный этнос»; • понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации; • демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия в России; уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины Тема 25 . Праздники в культуре народов России • Иметь представление о природе праздников и обосновывать их важность как элементов культуры; • устанавливать взаимосвязь праздников и культурного уклада; • различать основные типы праздников; • уметь рассказывать о праздничных традициях народов Рос- сии и собственной семьи; • анализировать связь праздников и истории, культуры народов России; • понимать основной смысл семейных праздников: • определять нравственный смысл праздников народов России; • осознавать значение праздников как элементов культурной памяти народов России, как воплощение духовно-нравственных идеалов . Тема 26 . Памятники архитектуры народов России • Знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать основные типы памятников архитектуры и проследить связь между их структурой и особенностями культуры и этапами исторического развития; • понимать взаимосвязь между типом жилищ и типом хозяйственной деятельности; • осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем научно-технического развития и типами жилищ; • осознавать и уметь объяснять взаимосвязь между особенностями архитектуры и духовнонравственными ценностями народов России; • устанавливать связь между историей памятника и историей края, характеризовать памятники истории и культуры; • иметь представление о нравственном и научном смысле краеведческой работы . Тема 27 . Музыкальная культура народов России • Знать и понимать отличия музыки от других видов художественного творчества, рассказывать об особенностях музыкального повествования, выделять простые выразительные средства музыкального языка; • обосновывать и доказывать важность музыки как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей; • находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла музыкальных произведений; • знать основные темы музыкального творчества народов России, народные инструменты Тема 28 . Изобразительное искусство народов России • Знать и понимать отличия изобразительного искусства от других видов художественного творчества, рассказывать об особенностях и выразительных средствах изобразительного искусства; • уметь объяснить, что такое скульптура, живопись, графика, фольклорные орнаменты; • обосновывать и доказывать важность изобразительного искусства как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей; • находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла изобразительного искусства; • знать основные темы изобразительного искусства народов России . Тема 29 . Фольклор и литература народов России • Знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать важность и нужность этих языковых выразительных средств; • понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина, песня; • воспринимать и объяснять на примерах важность понимания фольклора как отражения истории народа и его ценностей, морали и нравственности; • знать, что такое национальная литература и каковы её вы- разительные средства; • 6оценивать морально-нравственный потенциал национальной литературы. Тема 30 . Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом • Знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и при- родными условиями проживания народа на примерах из истории и культуры своего региона; • уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития культурных, духовнонравственных, семейных и этнических традиций, многообразия культур; • уметь оценивать и устанавливать границы и приоритеты взаимодействия между людьми разной этнической, религиозной и гражданской идентичности на доступном для шестиклассников уровне (с учётом их возрастных особенностей); • понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким через бытовые традиции народов своего края . Тема 31 . Культурная карта России (практическое занятие) • Знать и уметь объяснить отличия культурной географии от физической и политической географии; • понимать, что такое культурная карта народов России; • описывать отдельные области культурной карты в соответствии с их особенностями . Тема 32 . Единство страны — залог будущего России • Знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в культуре народов России для обоснования её территориального, политического и экономического единства; • понимать и доказывать важность и преимущества этого единства перед требованиями национального самоопределения от- дельных этносов . 6 класс Тематический блок 1. «культура как социальность» Тема 1 . Мир культуры: его структура • Знать и уметь объяснить структуру культуры как социального явления; • понимать специфику социальных явлений, их ключевые отличия от природных явлений; • уметь доказывать связь между этапом развития материальной культуры и социальной структурой общества, их взаимосвязь с духовно- нравственным состоянием общества; • понимать зависимость социальных процессов от культурно- исторических процессов; • 6уметь объяснить взаимосвязь между научно-техническим прогрессом и этапами развития социума. Тема 2 . Культура России: многообразие регионов • Характеризовать административно-территориальное деление России; • знать количество регионов, различать субъекты и федеральные округа, уметь показать их на административной карте России; • понимать и уметь объяснить необходимость федеративного устройства в полиэтничном государстве, важность сохранения исторической памяти отдельных этносов; • объяснять принцип равенства прав каждого человека, вне зависимости от его принадлежности к тому или иному народу; • понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации; • демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия в России; • характеризовать духовную культуру всех народов России как общее достояние и богатство нашей многонациональной Родины. Тема 3 . История быта как история культуры • Понимать смысл понятия «домашнее хозяйство» и характеризовать его типы; • понимать взаимосвязь между хозяйственной деятельностью народов России и особенностями исторического периода; • находить и объяснять зависимость ценностных ориентиров народов России от их локализации в конкретных климатических, географических и культурно-исторических условиях. Тема 4 . Прогресс: технический и социальный • Знать, что такое труд, производительность труда и разделение труда, характеризовать их роль и значение в истории и современном обществе; • осознавать и уметь доказывать взаимозависимость членов общества, роль созидательного и добросовестного труда для создания социально и экономически благоприятной среды; • демонстрировать понимание роли обслуживающего труда, его социальной и духовнонравственной важности; • понимать взаимосвязи между механизацией домашнего тру- да и изменениями социальных взаимосвязей в обществе; • осознавать и обосновывать влияние технологий на культуру и ценности общества. Тема 5 . Образование в культуре народов России • Иметь представление об истории образования и его роли в обществе на различных этапах его развития; • понимать и обосновывать роль ценностей в обществе, их зависимость от процесса познания; • понимать специфику каждой ступени образования, её роль в современных общественных процессах; • обосновывать важность образования в современном мире и ценность знания; • характеризовать образование как часть процесса формирования духовно-нравственных ориентиров человека. Тема 6 . Права и обязанности человека • Знать термины «права человека», «естественные права человека», «правовая культура»: • характеризовать историю формирования комплекса понятий, связанных с правами; • понимать и обосновывать важность прав человека как привилегии и обязанности человека; • понимать необходимость соблюдения прав человека; • понимать и уметь объяснить необходимость сохранения паритета между правами и обязанностями человека в обществе; • приводить примеры формирования правовой культуры из истории народов России . Тема 7 . Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие • Знать и понимать смысл терминов «религия», «конфессия», • «атеизм», «свободомыслие»; • характеризовать основные культурообразующие конфессии; • знать и уметь объяснять роль религии в истории и на современном этапе общественного развития; • понимать и обосновывать роль религий как источника культурного развития общества . Тема 8 . Современный мир: самое важное (практическое занятие) • Характеризовать основные процессы, протекающие в современном обществе, его духовно-нравственные ориентиры; • понимать и уметь доказать важность духовно-нравственного развития человека и общества в целом для сохранения социально-экономического благополучия; • называть и характеризовать основные источники этого процесса; уметь доказывать теоретические положения, выдвинутые ранее на примерах из истории и культуры России. Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре» Тема 9 . Духовно-нравственный облик и идеал человека • Объяснять, как проявляется мораль и нравственность через описание личных качеств человека; • осознавать, какие личностные качества соотносятся с теми или иными моральными и нравственными ценностями; • понимать различия между этикой и этикетом и их взаимосвязь; • обосновывать и доказывать ценность свободы как залога благополучия общества, уважения к правам человека, его месту и роли в общественных процессах; • характеризовать взаимосвязь таких понятий как «свобода», • «ответственность», «право» и «долг»; • понимать важность коллективизма как ценности современной России и его приоритет перед идеологией индивидуализма; • приводить примеры идеалов человека в историко-культурном пространстве современной России . Тема 10 . Взросление человека в культуре народов России • Понимать различие между процессами антропогенеза и антропосоциогенеза; • характеризовать процесс взросления человека и его основные этапы, а также потребности человека для гармоничного развития и существования на каждом из этапов; • обосновывать важность взаимодействия человека и общества, характеризовать негативные эффекты социальной изоляции; • знать и уметь демонстрировать своё понимание самостоятельности, её роли в развитии личности, во взаимодействии с другими людьми . Тема 11 . Религия как источник нравственности • Характеризовать нравственный потенциал религии; • знать и уметь излагать нравственные принципы государство- образующих конфессий России; • знать основные требования к нравственному идеалу человека в государствообразующих религиях современной России; • уметь обосновывать важность религиозных моральных и нравственных ценностей для современного общества . Тема 12 . Наука как источник знания о человеке • Понимать и характеризовать смысл понятия «гуманитарное знание»; • определять нравственный смысл гуманитарного знания, его системообразующую роль в современной культуре; • характеризовать понятие «культура» как процесс самопознания общества, как его внутреннюю самоактуализацию; • осознавать и доказывать взаимосвязь различных областей гуманитарного знания . Тема 13 . Этика и нравственность как категории духовной культуры • Характеризовать многосторонность понятия «этика»; • понимать особенности этики как науки; • объяснять понятия «добро» и «зло» с помощью примеров в истории и культуре народов России и соотносить их с личным опытом; • обосновывать важность и необходимость нравственности для социального благополучия общества и личности . Тема 14 . Самопознание (практическое занятие) • Характеризовать понятия «самопознание», «автобиография», «автопортрет», «рефлексия»; • уметь соотносить понятия «мораль», «нравственность», «ценности» с самопознанием и рефлексией на доступном для обучающихся уровне; • доказывать и обосновывать свои нравственные убеждения. Тематический блок 3. «Человек как член общества» Тема 15 . Труд делает человека человеком • Характеризовать важность труда и его роль в современном обществе; • соотносить понятия «добросовестный труд» и «экономическое благополучие»; • объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство»; понимать важность и уметь обосновать необходимость их преодоления для самого себя; • оценивать общественные процессы в области общественной оценки труда; • осознавать и демонстрировать значимость трудолюбия, трудовых подвигов, социальной ответственности за свой труд; • объяснять важность труда и его экономической стоимости; • знать и объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство», с одной стороны, и «трудолюбие», «подвиг труда», «ответственность», с другой стороны, а также «общественная оценка труда» . Тема 16 . Подвиг: как узнать героя? • Характеризовать понятия «подвиг», «героизм», «самопожертвование»; • понимать отличия подвига на войне и в мирное время; • уметь доказывать важность героических примеров для жизни общества; • знать и называть героев современного общества и исторических личностей; • обосновывать разграничение понятий «героизм» и «псевдогероизм» через значимость для общества и понимание последствий . Тема 17 . Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние • Характеризовать понятие «социальные отношения»; • понимать смысл понятия «человек как субъект социальных отношений» в приложении к его нравственному и духовному развитию; • осознавать роль малых и больших социальных групп в нравственном состоянии личности; • обосновывать понятия «дружба», «предательство», «честь», • «коллективизм» и приводить примеры из истории, культуры и литературы; • обосновывать важность и находить нравственные основания социальной взаимопомощи, в том числе благотворительности; • понимать и характеризовать понятие «этика предпринимательства» в социальном аспекте . Тема 18 . Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного самосознания • Характеризовать понятие «социальные проблемы современного общества» как многостороннее явление, в том числе обусловленное несовершенством духовно-нравственных идеалов и ценностей; • приводить примеры таких понятий как «бедность», «асоциальная семья», «сиротство»; знать и уметь обосновывать пути преодоления их последствий на доступном для понимания уровне; • обосновывать важность понимания роли государства в преодолении этих проблем, а также необходимость помощи в преодолении этих состояний со стороны общества . Тема 19 . Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений • Характеризовать понятия «благотворительность», «меценатство», «милосердие», «волонтерство», «социальный проект», • «гражданская и социальная ответственность», «общественные блага», «коллективизм» в их взаимосвязи; • анализировать и выявлять общие черты традиций благотворительности, милосердия, добровольной помощи, взаимовыручки у представителей разных этносов и религий; • уметь самостоятельно находить информацию о благотворительных, волонтёрских и социальных проектах в регионе своего проживания . Тема 20 . Гуманизм как сущностная характеристика духовно- нравственной культуры народов России • Характеризовать понятие «гуманизм» как источник духовно- нравственных ценностей российского народа; • находить и обосновывать проявления гуманизма в историко- культурном наследии народов России; • знать и понимать важность гуманизма для формирования высоконравственной личности, государственной политики, взаимоотношений в обществе; • находить и объяснять гуманистические проявления в современной культуре . Тема 21 . Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного облика общества • Характеризовать понятия «социальные профессии», «помогающие профессии»; • иметь представление о духовно-нравственных качествах, необходимых представителям социальных профессий; • осознавать и обосновывать ответственность личности при выборе социальных профессий; • приводить примеры из литературы и истории, современной жизни, подтверждающие данную точку зрения . Тема 22 . Выдающиеся благотворители в истории . Благотворительность как нравственный долг • Характеризовать понятие «благотворительность» и его эволюцию в истории России; • доказывать важность меценатства в современном обществе для общества в целом и для духовно-нравственного развития личности самого мецената; • характеризовать понятие «социальный долг», обосновывать его важную роль в жизни общества; • приводить примеры выдающихся благотворителей в истории и современной России; • понимать смысл внеэкономической благотворительности: волонтёрской деятельности, аргументированно объяснять её важность. Тема 23 . Выдающиеся учёные России . Наука как источник социального и духовного прогресса общества • Характеризовать понятие «наука»; • уметь аргументированно обосновывать важность науки в современном обществе, прослеживать её связь с научно-техническим и социальным прогрессом; • называть имена выдающихся учёных России; • обосновывать важность понимания истории науки, получения и обоснования научного знания; • характеризовать и доказывать важность науки для благополучия общества, страны и государства; • обосновывать важность морали и нравственности в науке, её роль и вклад в доказательство этих понятий . Тема 24 . Моя профессия (практическое занятие) • Характеризовать понятие «профессия», предполагать характер и цель труда в определённой профессии; • обосновывать преимущества выбранной профессии, характеризовать её вклад в общество; называть духовно-нравственные качества человека, необходимые в этом виде труда . Тематический блок 4. «Родина и патриотизм» Тема 25 . Гражданин • Характеризовать понятия «Родина» и «гражданство», объяснять их взаимосвязь; • понимать духовно-нравственный характер патриотизма, ценностей гражданского самосознания; • понимать и уметь обосновывать нравственные качества гражданина . Тема 26 . Патриотизм • Характеризовать понятие «патриотизм»; • приводить примеры патриотизма в истории и современном обществе; • различать истинный и ложный патриотизм через ориентированность на ценности толерантности, уважения к другим на- родам, их истории и культуре; • уметь обосновывать важность патриотизма . Тема 27 . Защита Родины: подвиг или долг? • Характеризовать понятия «война» и «мир»; • доказывать важность сохранения мира и согласия; • обосновывать роль защиты Отечества, её важность для гражданина; • понимать особенности защиты чести Отечества в спорте, науке, культуре; • характеризовать понятия «военный подвиг», «честь», «доблесть»; обосновывать их важность, приводить примеры их проявлений. Тема 28 . Государство . Россия — наша родина • Характеризовать понятие «государство»; • уметь выделять и формулировать основные особенности Российского государства с опорой на исторические факты и духовно-нравственные ценности; • характеризовать понятие «закон» как существенную часть гражданской идентичности человека; • характеризовать понятие «гражданская идентичность», соотносить это понятие с необходимыми нравственными качествами человека . Тема 29 . Гражданская идентичность (практическое занятие) • Охарактеризовать свою гражданскую идентичность, её составляющие: этническую, религиозную, гендерную идентичности; • обосновывать важность духовно-нравственных качеств гражданина, указывать их источники . Тема 30 . Моя школа и мой класс (практическое занятие) • Характеризовать понятие «добрые дела» в контексте оценки собственных действий, их нравственного характера; • находить примеры добрых дел в реальности и уметь адаптировать их к потребностям класса . Тема 31 . Человек: какой он? (практическое занятие) • Характеризовать понятие «человек» как духовно-нравственный идеал; • приводить примеры духовно-нравственного идеала в культуре; • формулировать свой идеал человека и нравственные качества, которые ему присущи . Тема 32 . Человек и культура (проект) • Характеризовать грани взаимодействия человека и культуры; • уметь описать в выбранном направлении с помощью известных примеров образ человека, создаваемый произведениями культуры; • показать взаимосвязь человека и культуры через их взаимовлияние; • 6 характеризовать основные признаки понятия «человек» с опорой на исторические и культурные примеры, их осмысление и оценку, как с положительной, так и с отрицательной стороны . Система оценки результатов обучения Оценка результатов обучения должна быть основана на понятных, прозрачных и структурированных принципах, обеспечивающих оценивание различных компетенций обучающихся . Принципы оценки следующие . 1 . Личностные компетенции обучающихся не подлежат непосредственной оценке, не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня духовнонравственного развития детей, не являются непосредственным основанием при оценке качества образования . 2 . Система оценки образовательных достижений основана на методе наблюдения и включает: педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации; проектные работы обучающихся, фиксирующие их достижения в ходе образовательной деятельности и взаимодействия в социуме (классе); мониторинги сформированности духовно-нравственных ценностей личности, включающие традиционные ценности как опорные элементы ценностных ориентаций обучающихся. 3 . При этом непосредственное оценивание остаётся прерогативной образовательного учреждения с учётом обозначенных в программе предметных, личностных и метапредметных результатов . Тематическое планирование 5 класс (34 ч) № Тема Количество часов Электронные цифровые образовательные ресурсы Деятельность учителя с учетом рабоч программы воспитания Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом» 1 Зачем изучать курс «Основы духовнонравственной культуры народов России»? 1 • • • • 2 3 4 5 6 Наш дом — Россия Язык и история Русский язык — язык обще- ния и язык возможностей Истоки родной культуры Материальная культура 1 1 1 • • • • 7 8 9 10 11 устанавливать доверительные отношен между учителем и обучающимися, спос ствующих позитивному восприятию у щимися требований и просьб учителя; побуждать обучающихся соблюдать на у ке общепринятые нормы поведения, пра ла общения со старшими и сверстниками поддерживать в детском коллективе де вую, дружелюбную атмосферу; инициировать обучающихся к обсуждени высказыванию своего мнения, вырабо своего отношения по поводу получаемой уроке социально значимой информации; строить воспитательную деятельность учетом культурных различий детей, по возрастных и индивидуальных особен стей; привлекать внимание обучающихся к ц ностному аспекту изучаемых на уроке лений, понятий, приемов;\ анализировать реальное состояние дел учебном классе; находить ценностный аспект учебного з ния и информации, обеспечивать его по мание и переживание обучающимися; Духовная 1 культура Культура и 1 религия 1 Культура и образование 1 Многообразие культур России (практическое занятие) Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности» Семья — хранитель духовных ценностей 1 • привлекать внимание обучающихся к суждаемой на уроке информации, активи ции познавательной деятельности обуча щихся; 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Родина начинается с семьи Традиции семейного воспитания в России Образ семьи в культуре народов России Труд в истории семьи Семья в современном мире (практическое занятие) 1 • организовывать работу обучающихся с циально значимой информацией по пово получаемой на уроке социально значим информации – обсуждать, высказыв 1 мнение; • побуждать обучающихся соблюдать на у ке принципы учебной дисциплины и сам организации; 1 • сотрудничать с другими педагогически работниками и другими специалистами решении воспитательных задач; 1 • создавать в классах разновозрастные д ско-взрослые общности обучающихся; 1 • управлять учебными группами с целью влечения обучающихся, мотивируя их учебно-познавательной деятельности; защищать достоинство и интересы обучающи ся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации или неблагоприятных условиях Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» Личность — 1 общество — культура Духовный мир 1 человека . Человек — творец культуры Личность и 1 духовнонравственные ценности Тематический блок 4. «Культурное единство России» Историческая 1 • устанавливать доверительные отношен между учителем и обучающимися, спос память как ствующих позитивному восприятию у духовнощимися требований и просьб учителя; нравственная • побуждать обучающихся соблюдать на у ценность ке общепринятые нормы поведения, пра Литература как 1 ла общения со старшими и сверстниками язык куль- туры • поддерживать в детском коллективе де Взаимовлияние 1 вую, дружелюбную атмосферу; культур • инициировать обучающихся к обсуждени Духовно1 высказыванию своего мнения, вырабо нравственные своего отношения по поводу получаемой ценности уроке социально значимой информации; российского • строить воспитательную деятельность народа учетом культурных различий детей, по возрастных и индивидуальных особен стей; привлекать внимание обучающихся к ц ностному аспекту изучаемых на уроке лений, понятий, приемов;\ • анализировать реальное состояние дел учебном классе; • находить ценностный аспект учебного з ния и информации, обеспечивать его по мание и переживание обучающимися; 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Регионы России: культурное многообразие Праздники в культуре народов России Памятники в культуре народов России Музыкальная культура народов России Изобразительное искусство народов России Фольклор и литература народов России Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие) Культурная карта России (практическое занятие) Единство страны — залог будущего России Повторительно — обобщающий урок по тематическому блоку 4 «Культурное единство России» Итоговое повторение Всего часов • 1 привлекать внимание обучающихся к суждаемой на уроке информации, активи ции познавательной деятельности обуча щихся; • организовывать работу обучающихся с циально значимой информацией по пово получаемой на уроке социально значим информации – обсуждать, высказыв мнение; • побуждать обучающихся соблюдать на у ке принципы учебной дисциплины и сам организации; • сотрудничать с другими педагогически работниками и другими специалистами решении воспитательных задач; • создавать в классах разновозрастные д ско-взрослые общности обучающихся; • управлять учебными группами с целью влечения обучающихся, мотивируя их учебно-познавательной деятельности; защищать достоинство и интересы обучающи ся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации или неблагоприятных условиях 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 6 класс (34 ч) № Тема Количество часов Электронные цифровые Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания образовательные ресурсы 1 2 3 4 5 6 7 8 Тематический блок 1. «Культура как социальность» 1 Мир культуры: его структура 1 Культура России: многообразие регионов История быта как история 1 культуры Прогресс: технический и социальный Образование в культуре народов России Права и обязанности человека Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие Современный мир: самое важное (практическое занятие) • • 1 • 1 • 1 1 • 1 • • 9 10 11 12 13 14 Тематический блок 2 «Человек и его отражение в культуре» 1 Каким должен быть человек? Духовнонравственный облик и идеал человека Взросление человека в куль- 1 туре народов России Религия как источник 1 нравственности Наука как источник знания 1 о человеке и человеческом 1 Этика и нравственность как категории духовной культуры Самопознание(практическое 1 занятие) • • • • • • устанавливать доверительные отношения между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя; побуждать обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками; поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу; инициировать обучающихся к обсуждению, высказыванию своего мнения, выработке своего отношения по поводу получаемой на уроке социально значимой информации; строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей; привлекать внимание обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, понятий, приемов;\ анализировать реальное состояние дел в учебном классе; находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечивать его понимание и переживание обучающимися; привлекать внимание обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности обучающихся; организовывать работу обучающихся с социально значимой информацией по поводу получаемой на уроке социально значимой информации – обсуждать, высказывать мнение; побуждать обучающихся соблюдать на уроке принципы учебной дисциплины и самоорганизации; сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач; создавать в классах разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся; управлять учебными группами с це- лью вовлечения обучающихся, мотивируя их к учебно-познавательной деятельности; защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации или неблагоприятных условиях. 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 Тематический блок 3 «Человек как член общества» Труд делает человека чело1 веком Подвиг: как узнать героя? 1 Люди в обществе: духовно1 нравственное взаимовлияние 1 Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного самосознания Духовно-нравственные 1 ориентиры социальных отношений Гуманизм как сущностная 1 характеристика духовнонравственной культуры народов России 1 Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного облика общества Выдающиеся 1 благотворители в истории . Благотворительность как нравственный долг Выдающиеся учёные России 1 . Наука как источник социального и духовного прогресса общества Моя профессия 1 (практическое занятие) Тематический блок 4. «Родина и патриотизм» Гражданин 1 Патриотизм 1 Защита Родины: подвиг или 1 долг? 1 Государство. Россия — наша родина Гражданская идентичность 1 (практическое занятие) Моя школа и мой класс 1 (практическое занятие) Человек: какой он? 1 (практическое занятие) Человек и культура (проект) 1 • • • • • • • • • • • устанавливать доверительные отношения между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя; побуждать обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками; поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу; инициировать обучающихся к обсуждению, высказыванию своего мнения, выработке своего отношения по поводу получаемой на уроке социально значимой информации; строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей; привлекать внимание обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, понятий, приемов;\ анализировать реальное состояние дел в учебном классе; находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечивать его понимание и переживание обучающимися; привлекать внимание обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности обучающихся; организовывать работу обучающихся с социально значимой информацией по поводу получаемой на уроке социально значимой информации – обсуждать, высказывать мнение; побуждать обучающихся соблюдать на уроке принципы учебной дисциплины и самоорганизации; сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими спе- 33 34 Повторительно — обобщающий урок по тематическому блоку 4 «Культурное единство России» Итоговое повторение Всего часов 1 1 34 циалистами в решении воспитательных задач; • создавать в классах разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся; • управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся, мотивируя их к учебно-познавательной деятельности; защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации или неблагоприятных условиях.