Химия 8-9 класс (вариант 7)

УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 15
от 31.08.2023г. № 134-од

Приложение к Адаптированной
основной
образовательной
программе основного общего
образования для обучающихся с
ЗПР (вариант 7)

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с
задержкой психического развития (вариант 7)
Химия
8-9 класс

Подписано цифровой
подписью: Директор
Комолова Полина
Владимировна
Дата: 2024.01.21 19:03:46
+05'00'

г. Серов
2

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Содержание курса химии 8 КЛАСС (первый год обучения на уровне
основного общего образования)
Первоначальные химические понятия
Предмет химии. Тела и вещества. Основные методы познания: наблюдение,
измерение, эксперимент. Физические и химические явления. Чистые
вещества и смеси. Способы разделения смесей. Атом. Молекула.
Химический элемент. Знаки химических элементов. Простые и сложные
вещества. Валентность. Закон постоянства состава вещества. Химические
формулы. Индексы. Относительная атомная и молекулярная массы.
Массовая доля химического элемента в соединении. Закон сохранения
массы веществ. Химические уравнения. Коэффициенты. Условия и
признаки протекания химических реакций. Моль – единица количества
вещества. Молярная масса.
Кислород. Водород
Кислород – химический элемент и простое вещество. Озон. Состав воздуха.
Физические и химические свойства кислорода. Получение и применение
кислорода. Тепловой эффект химических реакций. Понятие об экзо- и
эндотермических реакциях. Водород – химический элемент и простое
вещество. Физические и химические свойства водорода. Получение
водорода в лаборатории. Получение водорода в промышленности.
Применение водорода. Закон Авогадро. Молярный объем газов.
Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород).
Объемные отношения газов при химических реакциях.
Вода. Растворы
Вода в природе. Круговорот воды в природе. Физические и химические
свойства воды. Растворы. Растворимость веществ в воде. Концентрация
растворов. Массовая доля растворенного вещества в растворе.
Основные классы неорганических соединений
Оксиды. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оксидов.
Химические свойства оксидов. Получение и применение оксидов. Основания.
Классификация. Номенклатура. Физические свойства оснований. Получение
оснований. Химические свойства оснований. Реакция нейтрализации.
Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические свойства кислот.
Получение и применение кислот. Химические свойства кислот. Индикаторы.
Изменение окраски индикаторов в различных средах. Соли. Классификация.
Номенклатура. Физические свойства солей. Получение и применение солей.
Химические свойства солей. Генетическая связь между классами
неорганических соединений. Проблема безопасного использования веществ
3

и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и
взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.
Строение атома. Периодический закон и периодическая система
химических элементов Д.И. Менделеева
Строение атома: ядро, энергетический уровень. Состав ядра атома:
протоны, нейтроны. Изотопы. Периодический закон Д.И. Менделеева.
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента,
номера группы и периода периодической системы. Строение
энергетических уровней атомов первых 20 химических элементов
периодической системы Д.И. Менделеева. Закономерности изменения
свойств атомов химических элементов и их соединений на основе
положения в периодической системе Д.И. Менделеева и строения атома.
Значение Периодического закона Д.И. Менделеева.
Строение веществ. Химическая связь
Электроотрицательность атомов химических элементов. Ковалентная
химическая связь: неполярная и полярная. Понятие о водородной связи и ее
влиянии на физические свойства веществ на примере воды. Ионная связь.
Металлическая связь. Типы кристаллических решеток (атомная,
молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических свойств
веществ от типа кристаллической решетки.
Химические реакции
Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость
химической реакции. Понятие о катализаторе. Классификация химических
реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных
веществ; изменению степеней окисления атомов химических элементов;
поглощению или выделению энергии. Электролитическая диссоциация.
Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Реакции ионного
обмена. Условия протекания реакций ионного обмена. Электролитическая
диссоциация кислот, щелочей и солей. Степень окисления. Определение
степени окисления атомов химических элементов в соединениях.
Окислитель. Восстановитель. Сущность окислительно-восстановительных
реакций.
Содержание курса химии 9 КЛАСС (второй год обучения на уровне
основного общего образования)
Неметаллы IV – VII групп и их соединения
Положение неметаллов в периодической системе химических элементов
Д.И. Менделеева. Общие свойства неметаллов. Галогены: физические и
химические
свойства.
Соединения
галогенов:
хлороводород,
4

хлороводородная кислота и ее соли. Сера: физические и химические
свойства. Соединения серы: сероводород, сульфиды, оксиды серы. Серная,
сернистая и сероводородная кислоты и их соли. Азот: физические и
химические свойства. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота. Азотная
кислота и ее соли. Фосфор: физические и химические свойства. Соединения
фосфора: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и ее соли. Углерод:
физические и химические свойства. Аллотропия углерода: алмаз, графит,
карбин, фуллерены. Соединения углерода: оксиды углерода (II) и (IV),
угольная кислота и ее соли. Кремний и его соединения.
Металлы и их соединения
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.
Менделеева. Металлы в природе и общие способы их получения. Общие
физические свойства металлов. Общие химические свойства металлов:
реакции с неметаллами, кислотами, солями. Электрохимический ряд
напряжений металлов. Щелочные металлы и их соединения.
Щелочноземельные металлы и их соединения. Алюминий. Амфотерность
оксида и гидроксида алюминия. Железо. Соединения железа и их свойства:
оксиды, гидроксиды и соли железа (II и III).
Первоначальные сведения об органических веществах
Первоначальные
сведения
о
строении
органических
веществ.
Углеводороды: метан, этан, этилен. Источники углеводородов: природный
газ, нефть, уголь. Кислородсодержащие соединения: спирты (метанол,
этанол, глицерин), карбоновые кислоты (уксусная кислота, аминоуксусная
кислота, стеариновая и олеиновая кислоты). Биологически важные
вещества: жиры, глюкоза, белки. Химическое загрязнение окружающей
среды и его последствия.
Типы расчетных задач:
1. Вычисление массовой доли химического элемента по формуле
соединения. Установление простейшей формулы вещества по массовым
долям химических элементов.
2. Вычисления по химическим уравнениям количества, объема, массы
вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции.
3. Расчет массовой доли растворенного вещества в растворе.
Примерные темы практических работ:
1. Лабораторное оборудование и приемы обращения с ним. Правила
безопасной работы в химической лаборатории.
2. Очистка загрязненной поваренной соли.
3. Признаки протекания химических реакций.
4. Получение кислорода и изучение его свойств.
5. Получение водорода и изучение его свойств.
5

6. Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного
вещества.
7. Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы
неорганических соединений».
8. Реакции ионного обмена.
9. Качественные реакции на ионы в растворе.
10. Получение аммиака и изучение его свойств.
11. Получение углекислого газа и изучение его свойств.
12. Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы IV – VII групп и
их соединений».
13. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
ХИМИИ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты:
• осознание единства и целостности окружающего мира, возможности
его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;
• выстраивание целостного мировоззрения;
• оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа
жизни и сохранения здоровья;
• оценка экологического риска взаимоотношений человека и природы;
• формирование экологического мышления: умение оценивать свою
деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения
окружающей среды — гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
• обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель
учебной деятельности;
• выдвигать версии решения экспериментальной проблемы, осознавать
конечный результат, выбирать из предложенных средства достижения цели;
• составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при
необходимости, исправлять ошибки;
• в диалоге с учителем совершенствовать критерии оценки.

6

Коммуникативные:
• организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие
цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
Познавательные:
• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать
химические факты и явления;
• выявлять причины и следствия простых химических явлений;
• осуществлять сравнение, классификацию химических веществ по
заданным основаниям и критериям для указанных логических операций;
• строить логическое суждение после предварительного анализа,
включающее установление причинно-следственных связей;
• создавать схематические модели с выделением существенных
характеристик химического объекта;
• составлять тезисы, различные виды планов;
• преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в
текст и пр.).
• уметь определять возможные источники необходимых сведений,
производить поиск информации, анализировать и оценивать ее
достоверность.
Предметные результаты освоения обучающимися программы
учебного предмета «Химия».
Выпускник научится:
• характеризовать основные методы познания: наблюдение,
измерение, эксперимент;
• описывать с опорой на план свойства твердых, жидких, газообразных
веществ, выделяя их существенные признаки;
• понимать смысл основных химических понятий «атом», «молекула»,
«химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество»,
«валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;
• понимать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства
состава, атомно-молекулярной теории;
• различать после предварительного анализа химические и физические
явления;
• называть химические элементы;
• определять состав веществ по их формулам;
• определять валентность и степень окисления атомов элементов в
соединениях с опорой на алгоритм учебных действий;
7

• определять тип химических реакций;
• называть признаки и условия протекания химических реакций;
• выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической
реакции при выполнении химического опыта;
• составлять
формулы
бинарных
соединений
и
формулы
неорганических соединений изученных классов с опорой на алгоритм
учебных действий;
• составлять молекулярные уравнения химических реакций,
молекулярные полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена;
составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей,
солей;
• соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
• пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
• вычислять относительную молекулярную и молярную массы
веществ; массовую долю химического элемента с использованием формул;
• вычислять количество, объем или массу вещества по количеству,
объему, массе реагентов или продуктов реакции с опорой на алгоритм
учебных действий или образец;
• характеризовать физические и химические свойства простых
(кислорода, водорода) и сложных веществ;
• характеризовать физические и химические свойства кислорода,
водорода, воды по плану, а также общие свойства веществ, принадлежащих к
изученным классам неорганических веществ: оксидов (основных, кислотных,
амфотерных), оснований, кислот, солей (средних) с использованием схемы
«Генетические взаимосвязи»;
• получать, собирать кислород и водород;
• распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород,
водород;
• применять закон Авогадро;
• оперировать на базовом уровне понятием «тепловой эффект
реакции», «молярный объем» при решении задач;
• характеризовать физические и химические свойства воды;
• оперировать на базовом уровне понятием «раствор»;
• вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;
• приготовлять растворы с определенной массовой долей
растворенного вещества;
• называть соединения изученных классов неорганических веществ;
• определять принадлежность веществ к определенному классу
8

соединений с опорой на определения, в том числе структурированные;
• составлять формулы неорганических соединений изученных классов;
• проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных
классов неорганических веществ;
• распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по
изменению окраски индикатора;
• характеризовать взаимосвязь между классами неорганических
соединений с использованием схемы «Генетические взаимосвязи»;
• понимать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;
• объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера
химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе
Д.И. Менделеева с опорой на определения физического смысла;
• объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств
элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп с использованием
схемы изменения радиусов химических элементов;
• характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на
основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и
особенностей строения их атомов по плану;
• составлять схемы строения атомов первых 20 элементов
периодической системы Д.И. Менделеева по плану;
• использовать
понятия:
«химическая
связь»,
«электроотрицательность»;
• иметь представления о зависимости физических свойств веществ от
типа кристаллической решетки;
• определять вид химической связи в неорганических соединениях по
образцу;
• изображать схемы строения молекул веществ, образованных
разными видами химических связей с помощью педагога;
• использовать понятия «ион», «катион», «анион», «электролиты»,
«неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень
окисления» «восстановитель», «окисление», «восстановление»;
• иметь представление о теории электролитической диссоциации;
• объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и
реакций ионного обмена;
• определять возможность протекания реакций ионного обмена;
• применять качественные реакции для распознавания при
выполнении заданий или лабораторных опытов: хлорид-, бромид-, иодид-,
сульфат-, карбонат-, силикат-, фосфат-анионы, гидроксид-ионы, катионы
9

аммония, магния, кальция, алюминия, железа(2+) и (3+), меди(2+), цинка,
присутствующие в водных растворах с использованием таблицы
«Качественные реакции на катионы и анионы»;
• определять окислитель и восстановитель;
• составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций с
опорой на алгоритм учебных действий;
• различать химические реакции по различным признакам с опорой на
схемы;
• характеризовать взаимосвязь между составом, строением и
свойствами неметаллов;
• проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических
свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;
• распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ
и аммиак;
• характеризовать взаимосвязь между составом, строением и
свойствами металлов;
• называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен,
метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная кислота,
стеариновая кислота, олеиновая кислота, глюкоза;
• оценивать после предварительного анализа влияние химического
загрязнения окружающей среды на организм человека;
• грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;
• определять
возможность
протекания
реакций
некоторых
представителей органических веществ с кислородом, водородом, металлами,
основаниями, галогенами.
Выпускник получит возможность научиться:
• выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических
свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности
вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных
химических реакций под руководством педагога;
• характеризовать вещества по составу, строению и свойствам,
устанавливать
причинно-следственные
связи
между
данными
характеристиками вещества;
• составлять молекулярные и полные ионные уравнения по
сокращенным ионным уравнениям;
• прогнозировать способность вещества проявлять окислительные
или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов,
входящих в его состав;
10

• составлять
уравнения
реакций,
соответствующих
последовательности превращений неорганических веществ различных
классов;
• выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах
воздействия различных факторов на изменение скорости химической
реакции с помощью педагога;
• использовать приобретенные знания для экологически грамотного
поведения в окружающей среде;
• использовать
приобретенные
ключевые
компетенции
при
выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению
свойств, способов получения и распознавания веществ под руководством
педагога;
• объективно оценивать информацию о веществах и химических
процессах с помощью педагога;
• критически
относиться
к
псевдонаучной
информации,
недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;
• осознавать значение теоретических знаний по химии для
практической деятельности человека;
• создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных
задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в
инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.
Требования к предметным результатам освоения учебного
предмета «Химия», распределенные по годам обучения
Результаты по годам формулируются по принципу добавления новых
результатов от года к году, уже названные в предыдущих годах позиции, как
правило, дословно не повторяются, но учитываются (результаты очередного
года по умолчанию включают результаты предыдущих лет).
Предметные результаты по итогам первого года изучения учебного
предмета «Химия» должны отражать сформированность умений:
ориентироваться в понятиях и оперировать ими на базовом уровне:
химический элемент, атом, молекула, вещество, простое и сложное
вещество, смесь (однородная и неоднородная), относительные атомная и
молекулярная массы, валентность, химическая связь, количество
вещества, моль, молярная масса, молярный объем, оксид, кислота,
основание, соль, химическая реакция, реакции соединения, реакции
разложения, реакции замещения, реакции обмена, тепловой эффект
11

-

-

-

-

-

-

-

реакции,
экзои
эндотермические
реакции,
раствор,
электроотрицательность, степень окисления, массовая доля химического
элемента в соединении, массовая доля вещества в растворе (процентная
концентрация), для установления взаимосвязей с помощью учителя
между изученным материалом и при получении новых знаний, а также в
процессе выполнения учебных заданий и при работе с источниками
химической информации;
применять при выполнении учебных заданий и решении расчетных
задач с опорой на алгоритм учебных действий изученные законы и
теории: закон постоянства состава, атомно-молекулярное учение, закон
сохранения массы веществ, закон Авогадро;
составлять формулы бинарных веществ по валентностям, степеням
окисления, названиям веществ с визуальной опорой;
определять валентность и степень окисления атомов элементов в
бинарных соединениях с опорой на определения, в том числе
структурированные; принадлежность веществ к определенному классу
соединений;
различать изученные типы химических реакций (по числу и составу
участвующих в реакции веществ, по тепловому эффекту) с опорой на
схемы;
понимать смысл закона сохранения массы; формулировать
Периодический закон Д.И. Менделеева; понимать существование
периодической зависимости свойств химических элементов (изменение
радиусов атомов, электроотрицательности) от их положения в
Периодической системе и строения атома; иметь представление о
коротко- и длиннопериодной формах таблицы Д.И. Менделеева;
объяснять связь положения элемента в Периодической системе с
числовыми характеристиками строения атомов химических элементов
(состав и заряд ядра, общее число электронов и распределение их по
электронным слоям) и моделями атомов первых трех периодов;
классифицировать химические элементы с опорой на определения
физического смысла цифровых данных периодической таблицы;
характеризовать химические элементы первых трех периодов, калия,
кальция по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева на
основе опорного плана;
подтверждать на примерах зависимость свойств химических
элементов от их положения в Периодической системе и строения атома;
причинно-следственную связь между строением атомов химических
12

-

-

-

-

-

элементов и свойствами образованных ими простых и сложных веществ;
характеризовать физические и химические свойства кислорода,
водорода, воды по плану, а также общие свойства веществ,
принадлежащих к изученным классам неорганических веществ: оксидов
(основных, кислотных, амфотерных), оснований, кислот, солей (средних)
с использованием схемы «Генетические взаимосвязи»;
составлять с опорой на образец молекулярные уравнения реакций,
иллюстрирующих химические свойства изученных классов / групп
веществ, а также подтверждающих генетическую взаимосвязь между
ними;
определять возможность протекания химических реакций между
изученными веществами в зависимости от их состава и строения;
вычислять относительную молекулярную и молярную массы
веществ; массовую долю химического элемента в соединении; массовую
долю вещества в растворе; количество вещества, объем газов, массу
вещества с использованием формул;
следовать правилам пользования химической посудой и
лабораторным оборудованием, а также правилам обращения с
веществами в соответствии с инструкциями по выполнению
лабораторных химических опытов;
планировать и проводить простейшие химические эксперименты под
руководством учителяс обсуждением плана работы или составления
таблицы: изучение и описание физических свойств образцов веществ;
ознакомление с примерами физических и химических явлений; опыты,
иллюстрирующие признаки протекания химических реакций; изучение
способов разделения смесей, методов очистки поваренной соли;
получение, собирание кислорода и изучение его свойств; получение,
собирание, распознавание и изучение свойств водорода (горение);
приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного
вещества; исследование образцов неорганических веществ различных
классов; изучение изменения окраски растворов кислот и щелочей при
добавлении индикаторов (лакмуса, метилоранжа и фенолфталеина);
изучение взаимодействия оксида меди(II) с раствором серной кислоты,
кислот с металлами, с растворимыми и нерастворимыми основаниями;
получение нерастворимых оснований, вытеснение одного металла другим
из раствора соли; решение экспериментальных задач по теме «Основные
классы неорганических соединений»; формулировать обобщения и
выводы по результатам проведения опытов с визуальной опорой;
13

-

наблюдать и описывать с опорой на план химические эксперименты:
опыт, иллюстрирующий закон сохранения массы (возможно
использование видеоматериалов); взаимодействие веществ с кислородом
и условия возникновения и прекращения горения (пожара); ознакомление
с образцами оксидов и описание их свойств; качественное определение
содержания
кислорода
в
воздухе
(возможно
использование
видеоматериалов); ознакомление с процессами разложения воды
электрическим током и синтеза воды (возможно использование
видеоматериалов); взаимодействие воды с металлами (натрием и / или
кальцием), кислотными и основными оксидами; взаимодействие
водорода
с
оксидами
металлов
(возможно
использование
видеоматериалов); исследование особенностей растворения веществ с
различной растворимостью; ознакомление с образцами металлов и
неметаллов;
приводить примеры применения изученных веществ и материалов в
быту, сельском хозяйстве, на производстве; использовать полученные
химические знания в процессе выполнения учебных заданий и решения
практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений,
наносящих вред здоровью человека и окружающей среде;
применять с опорой на алгоритм учебных действий основные
естественнонаучные методы познания (в том числе наблюдение,
измерение, эксперимент, моделирование) для решения учебных задач, в
проведении учебных исследований и подготовке учебных проектов с
помощью педагога;
создавать с опорой на справочный материал собственные
письменные и устные сообщения по химии, используя понятийный
аппарат науки и 2–3 источника информации, сопровождать выступление
презентацией.
Предметные результаты по итогам второго года изучения учебного
предмета «Химия» должны отражать сформированность умений:
-

ориентироваться в понятиях и оперировать ими на базовом уровне:
химическая связь, полярная и неполярная ковалентная связь, ионная
связь, металлическая связь, кристаллическая решетка, ион, катион, анион,
электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, реакции
ионного обмена, окислительно-восстановительные реакции, окислитель и
восстановитель, окисление и восстановление, обратимые и необратимые
реакции, скорость химической реакции, предельно допустимая
концентрация (ПДК), коррозия металлов, сплавы, в том числе в процессе
14

-

-

-

-

-

-

-

выполнения учебных заданий и при работе с источниками химической
информации;
составлять формулы сложных веществ изученных классов с
использованием таблицы растворимости;
определять степень окисления атомов химических элементов в
соединениях различного состава с опорой на образец; принадлежность
веществ к определенному классу соединений с опорой на определения;
виды химической связи (ковалентной, ионной, металлической) в
неорганических соединениях; заряд иона; характер среды в водных
растворах кислот и щелочей;
объяснять общие закономерности в изменении свойств химических
элементов и их соединений в пределах малых периодов и главных
подгрупп с учетом строения их атомов с использованием схемы
изменения радиусов химических элементов;
определять и классифицировать с помощью учителя изученные типы
химических реакций (по изменению степеней окисления атомов
химических элементов, обратимости реакций); определять изученные
типы химических реакций;
описывать с опорой на план физические и химические свойства
простых веществ, образованных элементами: углерод, кремний, азот,
фосфор, сера, хлор, натрий, калий, магний, кальций, алюминий, железо;
описывать с опорой на план химические свойства сложных веществ
(и их растворов): аммиака, хлороводорода, сероводорода, оксидов и
гидроксидов металлов I-IIA групп, оксида и гидроксида алюминия,
оксида и гидроксида меди(II), оксида и гидроксида цинка, оксидов железа
и гидроксидов (II и III), оксидов углерода(II и IV), оксида кремния(IV),
оксидов азота и фосфора(III и V), сернистой, серной азотистой, азотной,
фосфорной, угольной, кремниевой кислот и их средних солей, а также
гидрокарбонатов, подтверждая это описание примерами молекулярных и
ионных
уравнений
соответствующих
химических
реакций
предварительно идентифицировать вещества под руководством учителя;
прогнозировать свойства веществ на основе общих химических
свойств изученных классов/групп веществ, к которым они относятся с
опорой на справочную информацию;
составлять с опорой на алгоритм учебных действий уравнения
электролитической диссоциации кислот, оснований и солей; полные и
сокращенные уравнения реакций ионного обмена; составлять уравнения
окислительно-восстановительных реакций и раскрывать их сущность,
15

-

-

-

-

-

используя для этого электронный баланс;
проводить с опорой на алгоритм учебных действий расчеты по
уравнениям химических реакций: количества, объема, массы вещества по
известному количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции;
следовать правилам пользования химической посудой, реактивами и
лабораторным оборудованием, а также правилам обращения с
веществами в соответствии с инструкциями по выполнению
лабораторных химических экспериментов;
применять качественные реакции для распознавания при
выполнении заданий или лабораторных опытов: хлорид-, бромид-, иодид, сульфат-, карбонат-, силикат-, фосфат-анионы, гидроксид-ионы,
катионы аммония, магния, кальция, алюминия, железа(2+) и (3+),
меди(2+), цинка, присутствующие в водных растворах с использованием
таблицы «Качественные реакции на катионы и анионы»;
планировать и проводить химические эксперименты с помощью
педагога, иллюстрирующие признаки протекания реакций ионного
обмена; определять характер среды в растворах кислот и оснований с
помощью индикаторов; решать экспериментальные задачи по теме
«Электролитическая диссоциация»; изучать химические свойства
растворов соляной и серной кислот; получать, собирать, распознавать
аммиак, углекислый газ и изучать их свойства; исследовать амфотерные
свойства гидроксидов алюминия и цинка; решать экспериментальные
задачи по темам «Важнейшие неметаллы и их соединения» и
«Важнейшие металлы и их соединения», формулировать обобщения и
выводы по результатам проведения опытов с помощью педагога;
наблюдать и описывать с опорой на план химические эксперименты:
опыты, иллюстрирующие физические и химические свойства галогенов и
их
соединений
(возможно
использование
видеоматериалов);
ознакомление с образцами хлоридов (галогенидов); ознакомление с
моделями кристаллических решеток неорганических веществ: металлов и
неметаллов (графита, фуллерена и алмаза), сложных веществ (хлорида
натрия); опыты, иллюстрирующие зависимость скорости химической
реакции
от
воздействия
различных
факторов;
исследование
электропроводности растворов веществ; опыты, иллюстрирующие
процесс диссоциации кислот, щелочей и солей (возможно использование
видеоматериалов); ознакомление с образцами металлов и сплавов;
изучение результатов коррозии металлов, взаимодействия оксида кальция
с водой, процесса горения железа в кислороде (возможно использование
16

-

-

-

-

видеоматериалов); опыты, иллюстрирующие примеры окислительновосстановительных реакций; ознакомление с образцами серы, азота,
фосфора и их соединениями; взаимодействие концентрированной
азотной кислоты с медью; изучение моделей кристаллических решеток
алмаза, графита, молекулы фуллерена, металлов, хлорида натрия;
ознакомление с процессом адсорбции растворенных веществ
активированным углем и устройством противогаза; ознакомление с
образцами удобрений и продукции силикатной промышленности;
процесс окрашивания пламени катионами металлов;
использовать химические эксперименты как для подтверждения
изучаемых закономерностей и свойств веществ, так и для проверки
предположений и прогнозов; планировать проведение опытов,
формулировать обобщения и выводы по результатам проведения
эксперимента с помощью педагога;
применять с опорой на алгоритм учебных действий основные
операции мыслительной деятельности для изучения свойств веществ и
химических реакций; приемы естественнонаучного метода познания (в
том числе наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) для
решения учебных задач, в проведении учебных исследований и
подготовке учебных проектов с помощью педагога;
использовать полученные химические знания в различных
ситуациях: применение изученных веществ и материалов в быту,
сельском хозяйстве, на производстве; применение продуктов переработки
природных источников углеводородов (уголь, природный газ, нефть) в
быту и промышленности; понимание вреда (опасности) воздействия на
человека определенных веществ, а также способов уменьшения и
предотвращения их вредного воздействия; понимание значения жиров,
белков, углеводов для организма человека;
осуществлять с опорой на алгоритм учебных действий поиск и отбор
химической информации, необходимой для создания письменных и
устных сообщений, грамотно используя в них понятийный аппарат науки
и иллюстративный материал; публично представлять полученные
результаты экспериментальной и/или теоретической деятельности.

17

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№
п/п

Тема урока

Количество
часов

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

Всего

Воспитательный
модуль

Раздел 1. Первоначальные химические понятия
1

Предмет химии. Роль химии в жизни
человека. Тела и вещества

1

2

Понятие о методах познания в химии

1

3

Практическая работа № 1 «Правила работы
в лаборатории и приёмы обращения с
лабораторным оборудованием»

1

4

Чистые вещества и смеси. Способы
разделения смесей

1

5

Практическая работа № 2 «Разделение
смесей (на примере очистки поваренной
соли)»

1

6

Атомы и молекулы

1

7

Химические элементы. Знаки (символы)
химических элементов

1

8

Простые и сложные вещества

1

9

Атомно-молекулярное учение

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d210c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d227e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d23dc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d26ca

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d28c8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d2a6c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d2be8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d2a6c

Библиотека ЦОК

18

Установление
доверительных
отношений между
педагогическим
работником и его
обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию
обучающимися
требований и просьб
педагогического
работника, привлечению
их внимания к
обсуждаемой на уроке
информации,
активизации их
познавательной
деятельности;
Побуждение
обучающихся соблюдать

https://m.edsoo.ru/ff0d2d50

10

Закон постоянства состава веществ.
Химическая формула. Валентность атомов
химических элементов

1

11

Относительная атомная масса.
Относительная молекулярная масса

1

12

Массовая доля химического элемента в
соединении

1

13

Количество вещества. Моль. Молярная
масса

1

14

Физические и химические явления.
Химическая реакция

1

15

Признаки и условия протекания
химических реакций

1

16

Закон сохранения массы веществ.
Химические уравнения

1

17

Вычисления количества, массы вещества по
уравнениям химических реакций

1

18

Классификация химических реакций
(соединения, разложения, замещения,
обмена)

1

19

М. В. Ломоносов — учёныйэнциклопедист. Обобщение и
систематизация знаний

1

20

Контрольная работа №1 по теме «Вещества
и химические реакции»

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d2eae

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d323c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d350c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d5230

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d37fa

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d3a16

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d3b88

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d5708

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d3f34

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d40c4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d4290

Раздел 2. Важнейшие представители неорганических веществ
19

на уроке общепринятые
нормы поведения,
правила общения со
старшими
(педагогическими
работниками)
и сверстниками
(обучающимися),
принципы учебной
дисциплины
и самоорганизации;
Привлечение
внимания обучающихся
к ценностному аспекту
изучаемых на уроках
явлений, организация их
работы с получаемой на
уроке социально
значимой информацией
– инициирование ее
обсуждения,
высказывания
обучающимися своего
мнения по ее поводу,
выработки своего к ней
отношения;

21

Воздух — смесь газов. Состав воздуха.
Кислород — элемент и простое вещество.
Озон

1

22

Физические и химические свойства
кислорода (реакции окисления, горение).
Понятие об оксидах

1

23

Способы получения кислорода в
лаборатории и промышленности.
Применение кислорода

1

24

Тепловой эффект химической реакции,
понятие о термохимическом уравнении,
экзо- и эндотермических реакциях

1

25

Топливо (нефть, уголь и метан).
Загрязнение воздуха, способы его
предотвращения

1

26

Практическая работа № 3 по теме
«Получение и собирание кислорода,
изучение его свойств»

1

27

Водород — элемент и простое вещество.
Нахождение в природе

1

28

Физические и химические свойства
водорода. Применение водорода

1

29

Понятие о кислотах и солях

1

30

Способы получения водорода в
лаборатории

1

31

Практическая работа № 4 по теме

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d448e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d4614

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d497a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d4790

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d4c4a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d4ae2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d4dd0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d4dd0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d50d2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d4dd0

Библиотека ЦОК

20

Инициирование и
поддержка
исследовательской
деятельности
обучающихся в рамках
реализации ими
индивидуальных и
групповых
исследовательских
проектов, что даст
обучающимся
возможность
приобрести навык
самостоятельного
решения теоретической
проблемы, навык
генерирования и
оформления
собственных идей,
навык уважительного
отношения к чужим
идеям, оформленным в
работах других
исследователей, навык
публичного
выступления перед
аудиторией,
аргументирования и
отстаивания своей
точки зрения.

https://m.edsoo.ru/ff0d4f42

«Получение и собирание водорода,
изучение его свойств»
32

Молярный объём газов. Закон Авогадро

1

33

Вычисления объёма, количества вещества
газа по его известному количеству
вещества или объёму

1

34

Вычисления объёмов газов по уравнению
реакции на основе закона объёмных
отношений газов

1

35

Физические и химические свойства воды

1

36

Состав оснований. Понятие об индикаторах

1

37

Вода как растворитель. Насыщенные и
ненасыщенные растворы. Массовая доля
вещества в растворе

1

38

Практическая работа № 5 по теме
«Приготовление растворов с определённой
массовой долей растворённого вещества»

1

39

Контрольная работа №2 по теме
«Кислород. Водород. Вода»

1

40

Оксиды: состав, классификация,
номенклатура

1

41

Получение и химические свойства
кислотных, основных и амфотерных
оксидов

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d542e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d55a0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d5708

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d587a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d59e2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d5b40

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d5eba

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d6342

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d664e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d664e

21

Применение на уроке
групповой работы или
работы в парах,
которые учат
обучающихся
командной работе и
взаимодействию с
другими
обучающимися.
Использование
воспитательных
возможностей
содержания учебного
предмета через подбор
соответствующих
текстов для чтения,
задач для решения,
проблемных ситуаций
для обсуждения в
классе.

42

Основания: состав, классификация,
номенклатура

1

43

Получение и химические свойства
оснований

1

44

Кислоты: состав, классификация,
номенклатура

1

45

Получение и химические свойства кислот

1

46

Соли (средние): номенклатура, способы
получения, химические свойства

1

47

Практическая работа № 6. Решение
экспериментальных задач по теме
«Основные классы неорганических
соединений»

1

48

Генетическая связь между классами
неорганических соединений

1

49

Обобщение и систематизация знаний

1

50

Контрольная работа №3 по теме "Основные
классы неорганических соединений"

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d67ca

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d67ca

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0dfee2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0dfee2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad9474

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad9b7c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad9a50

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad9cb2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad9e1a

Раздел 3. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атомов.
Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции
51

Первые попытки классификации
химических элементов. Понятие о группах
сходных элементов

1

52

Периодический закон и Периодическая
система химических элементов Д. И.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad9ffa

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ada52c

22

Привлечение
внимания
обучающихся к
ценностному аспекту
изучаемых на уроках

Менделеева
53

Периоды, группы, подгруппы

1

54

Строение атомов. Состав атомных ядер.
Изотопы

1

55

Строение электронных оболочек атомов
элементов Периодической системы Д. И.
Менделеева

1

56

Характеристика химического элемента по
его положению в Периодической системе
Д. И. Менделеева

1

57

Значение Периодического закона для
развития науки и практики. Д. И.
Менделеев — учёный, педагог и гражданин

1

58

Электроотрицательность атомов
химических элементов

1

59

Ионная химическая связь

1

60

Ковалентная полярная химическая связь

1

61

Ковалентная неполярная химическая связь

1

62

Степень окисления

1

63

Окислительно-восстановительные реакции

1

64

Окислители и восстановители

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ada52c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ada342

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ada6bc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ada824

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ada96e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adaab8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adac34

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adaab8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adaab9

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adae28

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adb076

Библиотека ЦОК

23

явлений, организация
их работы с
получаемой на уроке
социально значимой
информацией –
инициирование ее
обсуждения,
высказывания
обучающимися своего
мнения по ее поводу,
выработки своего к ней
отношения;
Инициирование и
поддержка
исследовательской
деятельности
обучающихся в рамках
реализации ими
индивидуальных и
групповых
исследовательских
проектов, что даст
обучающимся
возможность
приобрести навык
самостоятельного
решения теоретической
проблемы, навык
генерирования и
оформления
собственных идей,

https://m.edsoo.ru/00adb076

65

Контрольная работа №4 по теме «Строение
атома. Химическая связь»

1

66

Резервный урок. Обобщение и
систематизация знаний

1

67

Резервный урок. Обобщение и
систематизация знаний

1

68

Резервный урок. Обобщение и
систематизация знаний

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adb486

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adb33c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad9cb2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d61c6

68

24

навык уважительного
отношения к чужим
идеям, оформленным в
работах других
исследователей, навык
публичного
выступления перед
аудиторией,
аргументирования и
отстаивания своей
точки зрения.

9 КЛАСС
№ п/п

Тема урока

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

Количество
часов

Воспитательный модуль

Раздел 1. Вещество и химические реакции
1

Периодический закон. Периодическая
система химических элементов Д. И.
Менделеева

1

2

Классификация и номенклатура
неорганических веществ

1

3

Классификация химических реакций
по различным признакам

1

4

Понятие о скорости химической
реакции. Понятие о гомогенных и
гетерогенных реакциях

1

5

Теория электролитической
диссоциации. Сильные и слабые
электролиты

1

6

Ионные уравнения реакций

1

7

Обобщение и систематизация знаний

1

8

Практическая работа № 1. «Решение
экспериментальных задач»

1

9

Контрольная работа №2 по теме
«Электролитическая диссоциация.
Химические реакции в растворах»

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adb59e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adb7e2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adbcb0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adbe9a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adcd68

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00add448

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00addd12

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00addbfa

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00addec0

25

Установление доверительных
отношений между
педагогическим работником
и его обучающимися,
способствующих
позитивному восприятию
обучающимися требований и
просьб педагогического
работника, привлечению их
внимания к обсуждаемой на
уроке информации,
активизации их
познавательной
деятельности;

Раздел 2. Неметаллы и их соединения
10

Общая характеристика галогенов.
Химические свойства на примере
хлора

1

11

Аллотропные модификации серы.
Нахождение серы и её соединений в
природе. Химические свойства серы

1

12

Сероводород, строение, физические и
химические свойства

1

13

Оксиды серы. Серная кислота,
физические и химические свойства,
применение

1

14

Общая характеристика элементов VАгруппы. Азот, распространение в
природе, физические и химические
свойства

1

15

Аммиак, его физические и химические
свойства, получение и применение

1

16

Практическая работа № 3 по теме
«Получение аммиака, изучение его
свойств»

1

17

Азотная кислота, её физические и
химические свойства

1

18

Фосфор. Оксид фосфора (V) и
фосфорная кислота, физические и
химические свойства, получение

1

19

Углерод, распространение в природе,

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00addfe2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ade64a

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ade802

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adea28

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adeea6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adf004

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adf180

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adf306

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adf68a

Библиотека ЦОК
26

Привлечение внимания
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их
работы с получаемой на
уроке социально значимой
информацией –
инициирование ее
обсуждения, высказывания
обучающимися своего
мнения по ее поводу,
выработки своего к ней
отношения;
Инициирование и поддержка
исследовательской
деятельности обучающихся в
рамках реализации ими
индивидуальных и
групповых
исследовательских проектов,
что даст обучающимся
возможность приобрести
навык самостоятельного
решения теоретической
проблемы

https://m.edsoo.ru/00adfd9c

физические и химические свойства
20

Оксиды углерода, их физические и
химические свойства. Экологические
проблемы, связанные с оксидом
углерода (IV)

1

21

Угольная кислота и её соли

1

22

Практическая работа № 4 по теме
"Получение углекислого газа.
Качественная реакция на карбонатион"

1

23

Кремний и его соединения

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adfebe

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae006c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae027e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae080a

Раздел 3. Металлы и их соединения
24

Общая характеристика химических
элементов — металлов.

1

25

Общие способы получения металлов.
Сплавы

1

26

Понятие о коррозии металлов

1

27

Щелочные металлы
Оксиды и гидроксиды натрия и калия

1

28

Щелочноземельные металлы –
кальций и магний

1

29

Алюминий
Амфотерные свойства оксида и
гидроксида

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae103e

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae1156

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae1278

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae14b2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae15e8

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae1c64

27

Инициирование и поддержка
исследовательской
деятельности обучающихся в
рамках реализации ими
индивидуальных и
групповых
исследовательских проектов,
что даст обучающимся
возможность приобрести
навык самостоятельного
решения теоретической
проблемы.

30

Железо
Оксиды, гидроксиды и соли железа (II)
и железа (III)

1

31

Практическая работа № 7. Решение
экспериментальных задач по теме
«Важнейшие металлы и их
соединения»

1

32

Контрольная работа №4 по теме
«Важнейшие металлы и их
соединения»

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae1d86

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae3de8

Раздел 4. Химия и окружающая среда

33

Вещества и материалы в повседневной
жизни человека

1

34

Химическое загрязнение окружающей
среды
Роль химии в решении экологических
проблем

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae3f50

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae4270

34

28

Организация шефства
мотивированных и
эрудированных обучающихся
над их неуспевающими
одноклассниками, дающего
обучающимся социально
значимый опыт
сотрудничества и взаимной
помощи


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».