Музыка 1-4 класс(ЗПР вариант 7.2)

УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 15
от 31.08.2023г. № 134-од

Приложение к Адаптированной
основной
образовательной
программе начального общего
образования для обучающихся
с ЗПР (вариант 7.2)

Адаптированная рабочая программа для
обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7.2)
«Музыка»
1-4 класс

Подписано цифровой
подписью: Директор
Комолова Полина
Владимировна
Дата: 2024.01.21
18:17:54 +05'00'

г. Серов
1

Содержание
Mодуль № 1 «Музыкальная грамота»
Данный модуль является вспомогательным и не может изучаться в отрыве от других модулей.
Освоение музыкальной грамоты не является самоцелью и всегда подчиняется задачам освоения
исполнительского, в первую очередь певческого репертуара, а также задачам воспитания
грамотного слушателя. Распределение ключевых тем модуля в рамках календарно-тематического
планирования возможно по арочному принципу либо на регулярной основе по 5—10 минут на
каждом уроке. Новые понятия и навыкипосле их освоения не исключаются из учебной деятельности,
а используются в качестве актуального знания, практического багажа при организации работы над
следующим музыкальным материалом.
№ блока,
кол-во
Тема
Содержание
Виды деятельности обучающихся
часов
А)
Весь мир Звуки музыкальные и Знакомство со звуками музыкальными и шумовыми.
0,5—2 уч. звучит
шумовые. Свойства
Различение, определение на слух звуков различного
часа
звука: высота,
качества.
громкость,
Игра — подражание звукам и голосам природы с
длительность, тембр использованием шумовых музыкальных инструментов,
вокальной импровизации.
Артикуляционные упражнения, разучивание и
исполнение попевок и песен с использованием
звукоподражательных элементов, шумовых звуков
2

№ блока,
кол-во
Тема
Содержание
Виды деятельности обучающихся
часов
Б) 0,5—2 Звукоряд
Нотный стан,
Знакомство с элементами нотной записи. Различение
уч. часа
скрипичный ключ. понотной записи, определение на слух звукоряда в
Ноты первой октавы
отличиеот других последовательностей звуков.
Пение с названием нот, игра на металлофоне
звукоряда отноты «до».
Разучивание и исполнение вокальных упражнений,
песен,построенных на элементах звукоряда
В) 0,5—2 Интонация Выразительные
Определение на слух, прослеживание по нотной
уч.
и изобразительные записи кратких интонаций изобразительного (ку-ку,
часа
интонации
тик-так и др.) и выразительного (просьба, призыв и
др.) характера.Разучивание, исполнение попевок,
вокальных упражнений, песен, вокальные и
инструментальные импровизации на основе данных
интонаций.
Слушание фрагментов музыкальных произведений,
включающих примеры изобразительных интонаций
Г) 0,5—2
Ритм
Звуки длинные
Определение на слух, прослеживание по нотной
уч. часа
и короткие (восьмые
записи ритмических рисунков, состоящих из
и четвертные
различных длительностей и пауз.
длительности), такт, Исполнение, импровизация с помощью звучащих
тактовая черта
жестов(хлопки, шлепки, притопы) и/или ударных
3

Д) 0,5—4 Ритмическ
Длительности
уч.
ий
половинная, целая,
часа1
рисунок
шестнадцатые.

инструментовпростых ритмов.
Игра «Ритмическое эхо», прохлопывание ритма по
ритмическим карточкам, проговаривание с
использованием ритмослогов. Разучивание,
исполнение на ударных инструментах ритмической
партитуры.
Паузы. Ритмические
Слушание музыкальных произведений с ярко
рисунки.
выраженным ритмическим рисунком,
Ритмическая
воспроизведение данногоритма по памяти
партитура
(хлопками).
На выбор или факультативно:
Исполнение на клавишных или духовых
инструментах (фортепиано, синтезатор, свирель,
блокфлейта, мелодика и др.) попевок, остинатных
формул, состоящих из различных длительностей

Данная тема в сочетании с другими темами и модулями может прорабатываться в течение значительно более
длительного времени (в зависимости от количества и разнообразия конкретных ритмических рисунков, выбираемых
учителем для освоения).

1

4

Е) 0,5—2
уч.часа

№ блока,
кол-во
часов

Размер

Тема

Равномерная
Ритмические упражнения на ровную пульсацию,
пульсация. Сильные выделение сильных долей в размерах 2/4, 3/4, 4/4
и слабые доли.
(звучащимижестами или на ударных инструментах).
Размеры 2/4, 3/4, 4/4 Определение на слух, по нотной записи размеров 2/4,
3/4, 4/4.
Исполнение вокальных упражнений, песен в
размерах2/4, 3/4, 4/4 с хлопками-акцентами на
сильную долю,элементарными дирижёрскими
жестами.
Слушание музыкальных произведений с ярко
выраженным музыкальным размером, танцевальные,
двигательные импровизации под музыку.
На выбор или факультативно:
Исполнение на клавишных или духовых
инструментахпопевок, мелодий в размерах 2/4, 3/4,
4/4.
Вокальная и инструментальная импровизация в
заданномразмере
Содержание

Виды деятельности обучающихся

5

Ж) 1—4 Музыкаль
Темп, тембр.
Знакомство с элементами музыкального языка,
уч.часа ныйязык Динамика (форте, специальными терминами, их обозначением в нотной
пиано, крещендо,
записи.
диминуэндо и др.).
Определение изученных элементов на слух при
Штрихи (стаккато,
восприятии музыкальных произведений.
легато, акцент и др.) Наблюдение за изменением музыкального образа при
изменении элементов музыкального языка (как
меняетсяхарактер музыки при изменении темпа,
динамики, штрихов и т. д.).
Исполнение вокальных и ритмических упражнений,
песен с ярко выраженными динамическими,
темповыми,штриховыми красками.
Использование элементов музыкального языка для
создания определённого образа, настроения в
вокальныхи инструментальных импровизациях.
На выбор или факультативно:
Исполнение на клавишных или духовых
инструментах попевок, мелодий с ярко выраженными
динамическими,темповыми, штриховыми красками.
Исполнительская интерпретация на основе их
изменения.Составление музыкального словаря

6

З) 1—2 уч.
часа

Высота
звуков

Регистры. Ноты
Освоение понятий «выше-ниже». Определение на
певческого
слух принадлежности звуков к одному из регистров.
диапазона.
Прослеживание по нотной записи отдельных мотивов,
Расположение нот на фрагментов знакомых песен, вычленение знакомых
клавиатуре. Знаки
нот, знаков альтерации.
альтерации
(диезы, бемоли, Наблюдение за изменением музыкального образа при
бекары)
изменении регистра.
На выбор или факультативно:
Исполнение на клавишных или духовых
инструментахпопевок, кратких мелодий по нотам.
Выполнение упражнений на виртуальной клавиатуре
И) 1—2 уч. Мелодия Мотив, музыкальная Определение на слух, прослеживание по нотной
часа
фраза. Поступенное,
записи мелодических рисунков с поступенным,
плавное движение
плавным движением, скачками, остановками.
мелодии, скачки.
Исполнение, импровизация (вокальная или на
Мелодический
звуковысотных музыкальных инструментах)
рисунок
различных мелодических рисунков.
На выбор или факультативно:
Нахождение по нотам границ музыкальной фразы,
мотива.Обнаружение повторяющихся и
неповторяющихся мотивов, музыкальных фраз,
похожих друг на друга.
Исполнение на духовых, клавишных инструментах
7

иливиртуальной клавиатуре попевок, кратких
мелодий по нотам

К) 1—2 уч. Сопровож
часа
дение

№ блока,
кол-во

Тема

Аккомпанемент.
Остинато.
Вступление,
заключение,
проигрыш

Определение на слух, прослеживание по нотной
записи главного голоса и сопровождения.
Различение, характеристика мелодических и
ритмических особенностей главногоголоса и
сопровождения. Показ рукой линии движения
главного голоса и аккомпанемента.
Различение простейших элементов музыкальной
формы:вступление, заключение, проигрыш.
Составление наглядной графической схемы.
Импровизация ритмического аккомпанемента к
знакомой песне (звучащими жестами или на ударных
инструментах).

Содержание

Виды деятельности обучающихся
8

часов

Л) 1—2 уч.
часа

Песня

На выбор или факультативно:
Импровизация, сочинение вступления, заключения,
проигрыша к знакомой мелодии, попевке, песне
(вокально или на звуковысотных инструментах).
Исполнение простейшего сопровождения (бурдонный
бас,остинато) к знакомой мелодии на клавишных или
духовых инструментах
Куплетная форма.
Знакомство со строением куплетной формы.
Запев, припев
Составление наглядной буквенной или графической
схемы куплетнойформы.
Исполнение песен, написанных в куплетной форме.
Различение куплетной формы при слушании
незнакомыхмузыкальных произведений.
На выбор или факультативно:
Импровизация, сочинение новых куплетов к знакомой
песне

9

М) 1—2
уч.часа

Лад

Понятие лада.
Определение на слух ладового наклонения музыки.
Семиступенные лады
Игра
мажор и минор.
«Солнышко — туча». Наблюдение за изменением
Краска звучания.
музыкального образа при изменении лада.
Ступеневый состав Распевания, вокальные упражнения, построенные на
чередовании мажора иминора.
Исполнение песен с ярко выраженной ладовой
окраской.
На выбор или факультативно: Импровизация,
сочинение в заданном ладу. Чтение сказок о нотах и
музыкальных ладах
Н) 1—2 уч. Пентатони Пентатоника —
Слушание инструментальных произведений,
часа
ка
пятиступенный лад,
исполнениепесен, написанных в пентатонике.
распространённый у Импровизация на чёрных клавишах фортепиано.
многих народов
На выбор или факультативно:
Импровизация в пентатонном ладу на других
музыкальных инструментах (свирель, блокфлейта,
штабшпили сосъёмными пластинами)

10

О) 1—2 уч. Нотыв Ноты второй и малой Знакомство с нотной записью во второй и малой
часа
разных
октавы. Басовый октаве.Прослеживание по нотам небольших мелодий
октавах
ключ
в соответствующем диапазоне.
Сравнение одной и той же мелодии, записанной в
разныхоктавах.
Определение на слух, в какой октаве звучит
музыкальный фрагмент.
На выбор или факультативно:
Исполнение на духовых, клавишных инструментах
иливиртуальной клавиатуре попевок, кратких
мелодий по нотам
П) 0,5—1 Дополните Реприза, фермата, Знакомство с дополнительными элементами нотной
уч. час
льные
вольта, украшения
записи. Исполнение песен, попевок, в которых
обозначен (трели, форшлаги)
присутствуют данные элементы
ия
в нотах
Р)1—3 уч. Ритмическ Размер 6/8. Нота с
Определение на слух, прослеживание по нотной
часа
ие
точкой.
записиритмических рисунков в размере 6/8.
рисунки в
Шестнадцатые.
Исполнение, импровизация с помощью звучащих
размере6/8 Пунктирный ритм
жестов(хлопки, шлепки, притопы) и/или ударных
инструментов. Игра «Ритмическое эхо»,
прохлопывание ритма по
№ блока,
кол-во
Тема
Содержание
Виды деятельности обучающихся
11

часов
ритмическим карточкам, проговаривание ритмослогами.
Разучивание, исполнение на ударных инструментах
ритмической партитуры.
Слушание музыкальных произведений с ярко выраже
ным ритмическим рисунком, воспроизведение
данногоритма по памяти (хлопками).
На выбор или факультативно:
Исполнение на клавишных или духовых
инструментахпопевок, мелодий и аккомпанементов в
размере 6/8
С) 2—6 уч. Тональнос Тоника, тональность.
Определение на слух устойчивых звуков. Игра
часа
ть. Гамма Знаки при ключе.
«устой —неустой». Пение упражнений — гамм с
Мажорные и
названием нот, прослеживание по нотам. Освоение
минорные
понятия «тоника». Упражнение на допевание
тональности
неполной музыкальной фразыдо тоники «Закончи
(до 2—3 знаковпри
музыкальную фразу».
ключе)
На выбор или факультативно: Импровизация в
заданной тональности

12

Т) 1—3 уч. Интервалы
часа

Понятие
Освоение понятия «интервал». Анализ ступеневого
музыкального
состава мажорной и минорной гаммы (тон-полутон).
интервала. Тон,
Различение на слух диссонансов и консонансов,
полутон.
параллельного движения двух голосов в октаву,
Консонансы: терция, терцию, сексту.Подбор эпитетов для определения
кварта, квинта,
краски звучания различных интервалов.
секста, октава.
Диссонансы:секунда,
септима
Разучивание, исполнение попевок и песен с ярко
выраженной характерной интерваликой в
мелодическом движении. Элементы двухголосия.
На выбор или факультативно:
Досочинение к простой мелодии подголоска,
повторяющего основной голос в терцию, октаву.
Сочинение аккомпанемента на основе движения
квинтами, октавами

13

У)
1—3 уч.
часа

Гармония Аккорд. Трезвучие
Различение на слух интервалов и аккордов.
мажорное и
Различениена слух мажорных и минорных аккордов.
минорное. Понятие
Разучивание, исполнение попевок и песен с
фактуры. Фактуры
мелодическимдвижением по звукам аккордов.
аккомпанемента
Вокальные упражнения
басаккорд,
с элементами трёхголосия.
аккордовая,
Определение на слух типа фактуры аккомпанемента
арпеджио
исполняемых песен, прослушанных
инструментальныхпроизведений.
На выбор или факультативно:
Сочинение аккордового аккомпанемента к мелодии
песни
Ф)
Музыкаль Контраст и повтор
Знакомство со строением музыкального
1—3 уч. наяформа
как принципы
произведения, понятиями двухчастной и трёхчастной
часа
строения
формы, рондо. Слушание произведений: определение
музыкального
формы их строенияна слух. Составление наглядной
произведения.
буквенной или графической схемы.
Двухчастная,
Исполнение песен, написанных в двухчастной или
трёхчастная и
трёхчастной форме.
трёхчастная
На выбор или факультативно:
репризная форма.
Коллективная импровизация в форме рондо,
Рондо: рефрен и
трёхчастнойрепризной форме.
эпизоды
14

№ блока,
кол-во
часов

Тема

Х)
Вариации
1—3 уч.
часа

Содержание

Варьирование как
принцип развития.
Тема. Вариации

Виды деятельности обучающихся
Создание художественных композиций (рисунок,
аппликация и др.) по законам музыкальной формы
Слушание произведений, сочинённых в форме
вариаций.Наблюдение за развитием, изменением
основной темы. Составление наглядной буквенной
или графической схемы.
Исполнение ритмической партитуры, построенной по
принципу вариаций.
На выбор или факультативно:
Коллективная импровизация в форме вариаций

15

Модуль № 2 «Народная музыка России»
Данный модуль является одним из наиболее значимых. Цели воспитания национальной и
гражданской идентичности, а также принцип «вхожденияв музыку от родного порога» предполагают,
что отправной точкой для освоения всего богатства и разнообразия музыки должна быть
музыкальная культура родного края, своего народа, других народов нашей страны. Необходимо
обеспечить глубокое и содержательное освоение основ традиционного фольклора, отталкиваясь в
первую очередь от материнского и детского фольклора, календарных обрядов и праздников. Особое
внимание необходимо уделить подлинному, аутентичному звучанию народной музыки, научить детей
отличать настоящую народную музыку от эстрадных шоу-программ, эксплуатирующих
фольклорный колорит.
№ блока,
кол-во
часов
А) 1—2
уч.часа

Тема

Содержание

Виды деятельности обучающихся

Край, в
котором
ты
живёшь

Музыкальные
традиции малой
Родины. Песни,
обряды,
музыкальные
инструменты

Разучивание, исполнение образцов традиционного
фольклора своей местности, песен, посвящённых
своей малойродине, песен композиторов-земляков.
Диалог с учителем о музыкальных традициях своего
родного края.
На выбор или факультативно:
Просмотр видеофильма о культуре родного края.
Посещение краеведческого музея.
Посещение этнографического спектакля, концерта
16

№ блока,
кол-во
Тема
часов
Б) 1—3 уч. Русский
часа
фольклор

Содержание

Виды деятельности обучающихся

Русские народные
Разучивание, исполнение русских народных песен
песни (трудовые,
разныхжанров.
солдатские,
Участие в коллективной традиционной музыкальной
хороводные и др.).
игре1.
Детский фольклор
Сочинение мелодий, вокальная импровизация на
(игровые, заклички,
основетекстов игрового детского фольклора.
потешки, считалки,
Ритмическая импровизация, сочинение
прибаутки)
аккомпанемента на ударных инструментах к
изученным народным песням.На выбор или
факультативно:
Исполнение на клавишных или духовых
инструментах (фортепиано, синтезатор, свирель,
блокфлейта, мелодикаи др.) мелодий народных песен,
прослеживание мелодиипо нотной записи

1
По выбору учителя могут быть освоены игры «Бояре», «Плетень», «Бабка-ёжка», «Заинька» и др. Важным
результатом освоения данного блока является готовность обучающихся играть в данные игры во время перемен и
после уроков.

17

В) 1—3 уч. Русские
Народные
Знакомство с внешним видом, особенностями
часа
народные
музыкальные
исполнения и звучания русских народных
музыкальн
инструменты
инструментов.
ые
(балалайка, рожок,
Определение на слух тембров инструментов.
инструмен свирель, гусли,
Классификация на группы духовых, ударных,
ты
гармонь, ложки). струнных. Музыкальная викторина на знание тембров
Инструментальные
народных инструментов.
наигрыши.
Двигательная игра — импровизация-подражание игре
Плясовые мелодии
намузыкальных инструментах.
Слушание фортепианных пьес композиторов,
исполнениепесен, в которых присутствуют
звукоизобразительные элементы, подражание голосам
народных инструментов.
На выбор или факультативно:
Просмотр видеофильма о русских музыкальных
инструментах.
Посещение музыкального или краеведческого музея.
Освоение простейших навыков игры на свирели,
ложках

18

Г)
1—3 уч.
часа

Сказки, Народные сказители. Знакомство с манерой сказывания нараспев. Слушание
мифы и Русские народные сказок, былин, эпических сказаний, рассказываемых
легенды сказания, былины.
нараспев.
1
Эпос народов России . В инструментальной музыке определение на слух
Сказки и легендыо музыкальных интонаций речитативного характера.
музыке
Создание иллюстраций к прослушанным
и музыкантах
музыкальными литературным произведениям.
На выбор или факультативно:
Просмотр фильмов, мультфильмов, созданных на
основебылин, сказаний.
Речитативная импровизация — чтение нараспев
фрагмента сказки, былины
Д)
Жанры
Фольклорные
Различение на слух контрастных по характеру
2—4 уч. музыкальн жанры, общие для
фольклорных жанров: колыбельная, трудовая,
часа
ого
всех народов:
лирическая, плясовая. Определение, характеристика
фольклора
лирические,
типичных элементов музыкального языка (темп,
трудовые,
ритм, мелодия, динамика
колыбельные песни,
и др.), состава исполнителей.
танцы

По выбору учителя отдельные сказания или примеры из эпоса народов России, например: якутского Олонхо, карелофинской Калевалы, калмыцкого Джангара,Нартского эпоса и т. п.

1

19

№ блока,
кол-во
часов

Тема

Содержание

Виды деятельности обучающихся

и пляски.
Традиционные
музыкальные
инструменты

Определение тембра музыкальных инструментов,
отнесение к одной из групп (духовые, ударные,
струнные).
Разучивание, исполнение песен разных жанров,
относящихся к фольклору разных народов
Российской Федерации.
Импровизации, сочинение к ним ритмических
аккомпанементов (звучащими жестами, на ударных
инструментах).
На выбор или факультативно:
Исполнение на клавишных или духовых
инструментах(см. выше) мелодий народных песен,
прослеживание мелодии по нотной записи

20

Е)
Народные
1—3 уч. праздники
часа

Ж)
1—3 уч.
часа

Обряды, игры,
хороводы,
праздничная
символика —
на примере одного
или нескольких
народных
праздников1

Знакомство с праздничными обычаями, обрядами,
бытовавшими ранее и сохранившимися сегодня у
различныхнародностей Российской Федерации.
Разучивание песен, реконструкция фрагмента обряда,
участие в коллективной традиционной игре2.
На выбор или факультативно:
Просмотр фильма/ мультфильма, рассказывающегоо
символике фольклорного праздника.
Посещение театра, театрализованного представления.
Участие в народных гуляньях на улицах родного
города,посёлка
Первые
Скоморохи.
Чтение учебных, справочных текстов по теме. Диалог
артисты, Ярмарочный балаган.
с учителем.
народный
Вертеп
Разучивание, исполнение скоморошин.
театр
На выбор или факультативно:
Просмотр фильма/ мультфильма, фрагмента
музыкального спектакля. Творческий проект —
театрализованная постановка

1

По выбору учителя внимание обучающихся может быть сосредоточено на русских традиционных народных праздниках (Рождество,
Осенины, Масленица, Троица и др.) и/или праздниках других народов России (Сабантуй, Байрам, Навруз, Ысыах и т. д.).
2
По выбору учителя могут быть освоены традиционные игры территориально близких или, наоборот, далёких регионов. Важным
результатом освоения данного блока является готовность обучающихся играть в данные игры во время перемен и после уроков.

21

З)
Фольклор
2—8 уч. народов
часов
России

№ блока,
кол-во
часов

Тема

Музыкальные
Знакомство с особенностями музыкального
традиции,
фольклора различных народностей Российской
особенности
Федерации. Определение характерных черт,
народной музыки
характеристика типичных элементов музыкального
республик
языка (ритм, лад, интонации).Разучивание песен,
Российской
танцев, импровизация ритмическихаккомпанементов
Федерации1.
на ударных инструментах.
Жанры, интонации,
На выбор или факультативно:
музыкальные
Исполнение на клавишных или духовых
инструменты,
инструментахмелодий народных песен,
музыкантыпрослеживание мелодии по нотной записи.
исполнители
Содержание

Виды деятельности обучающихся
Творческие, исследовательские проекты, школьные
фестивали, посвящённые музыкальному творчеству
народов России

1

В зависимости от выбранного варианта календарно-тематического планирования может быть представлена культура 2—3 регионов
России на выбор учителя. Особое внимание следует уделить как наиболее распространённым чертам, так и уникальным самобытным
явлениям, например: тувинское горловое пение, кавказская лезгинка, якутский варган, пентатонные лады в музыке республик
Поволжья, Сибири.

22

И)
Фольклор
Собиратели
Диалог с учителем о значении фольклористики.
2—8 уч.
в
фольклора.
Чтение учебных, популярных текстов о собирателях
часов творчестве Народные мелодиив
фольклора.Слушание музыки, созданной
профессио
обработке
композиторами на основенародных жанров и
нальных
композиторов.
интонаций. Определение приёмов обработки,
музыканто Народные жанры,
развития народных мелодий.
в
интонации
Разучивание, исполнение народных песен в
как основа
композиторской обработке. Сравнение звучания
для композиторского
одних и тех же мелодий в народном и
творчества
композиторском варианте. Обсуждение
аргументированных оценочных суждений на основе
сравнения.
На выбор или факультативно:
Аналогии с изобразительным искусством —
сравнение фотографий подлинных образцов
народных промыслов (гжель, хохлома, городецкая
роспись и т. д.) с творчеством современных
художников, модельеров, дизайнеров,работающих в
соответствующих техниках росписи

23

Модуль № 3 «Музыка народов мира»
Данный модуль является продолжением и дополнением модуля «Народная музыка России».
«Между музыкой моего народа и музыкой других народов нет непереходимых границ» — тезис,
выдвинутый Д. Б. Кабалевским во второй половине ХХ века, остаётся по-прежнему актуальным.
Интонационная и жанровая близость русского, украинского и белорусского фольклора,
межнациональные семьи с кавказскими, среднеазиатскими корнями — это реальная картина
культурного разнообразия, сохраняющегося в современной России.
Не менее важным фактором является принципиальная многомерность современной культуры,
вбирающей в себя национальные традиции и стили народов всего мира. Изучение данного модуля в
начальной школе соответствует не только современному облику музыкального искусства, но и
принципиальным установкам концепции базовых национальных ценностей. Понимание и принятие
через освоение произведений искусства — наиболее эффективный способ предупреждения этнических
и расовых предрассудков, воспитания уважения к представителям других народов и религий.
№ блока,
кол-во
часов
А)
2—6 уч.
часов

Тема

Содержание

Виды деятельности обучающихся

Музыка
наших
соседей

Фольклор и музыкальные традиции
Белоруссии, Украины, Прибалтики
(песни, танцы, обычаи, музыкальные
инструменты)

Знакомство с особенностями
музыкального фольклора народов
другихстран. Определение
характерных черт, типичных
элементов музыкального

24

№ блока,
кол-во
Тема
Содержание
часов
Б)
Кавказски Музыкальные традиции и праздники,
2—6 уч. е мелодии
народные инструменты и жанры.
1
часов
и ритмы
Композиторы и музыкантыисполнители Грузии,Армении,
Азербайджана2. Близость музыкальной
культуры этих стран с российскими
республиками Северного Кавказа
В)
Музыка
Танцевальный и песенный фольклор
2—6 уч. народов
европейских народов3. Канон.
часов
Европы Странствующие музыканты. Карнавал

1

Виды деятельности обучающихся
языка (ритм, лад, интонации).
Знакомство с внешним видом,
особенностями исполнения и
звучания народных инструментов.
Определение на слух тембров
инструментов.
Классификация на группы
духовых,ударных, струнных.
Музыкальная викторина на знание
тембров народных инструментов.

Изучение данного блока рекомендуется в первую очередь в классах с межнациональным составом обучающихся.
На выбор учителя здесь могут быть представлены творческие портреты А. Хачатуряна, А. Бабаджаняна, О. Тактакишвили, К.
Караева, Дж. Гаспаряна и др.
3 По выбору учителя в данном блоке могут быть представлены итальянские, французские, немецкие, польские, норвежские народные
песни и танцы. В календарно-тематическом планировании данный блок рекомендуется давать в сопоставлении с блоком И) этого же
модуля.
2

25

Г)
Музыка Фламенко. Искусство игры на гитаре,
Двигательная игра —
2—6 уч. Испаниии кастаньеты, латиноамериканские ударные импровизация-подражание игре на
часов Латинской инструменты. Танцевальные жанры1.
музыкальных инструментах.
Америки
Профессиональные композиторы и
Сравнение интонаций, жанров,
исполнители2
ладов, инструментов других
народовс фольклорными
Д)
Музыка Смешение традиций и культур в музыке
элементами народов России.
2—6 уч.
США
Северной Америки. Африканские
Разучивание и исполнение песен,
часов
ритмы, трудовые песни негров.
танцев, сочинение, импровизация
Спиричуэлс. Джаз.Творчество Дж.
ритмических аккомпанементов
Гершвина
к ним (с помощью звучащих
Е)
Музыка Древние истоки музыкальной культуры
жестовили на ударных
2—6 уч. Япониии
стран Юго-Восточной Азии.
инструментах).
часов
Китая
Императорские церемонии,
На
выбор
или факультативно:
музыкальные инструменты.
Исполнение на клавишных или
Пентатоника
духовых инструментах народных

1

На выбор учителя могут быть представлены болеро, фанданго, хота, танго, самба, румба, ча-ча-ча, сальса, босса-нова и др.
На выбор учителя могут быть представлены несколько творческих портретов. Среди них, например: Э. Гранадос, М. де Фалья, И.
Альбенис. П. де Сарасате, Х. Каррерас, М. Кабалье, Э. Вила-Лобос, А. Пьяццолла.

2

26

Ж)
2—6 уч.
часов

Музыка
Средней
Азии1

З)
2—6 уч.
часов

Певец
своего
народа

№ блока,
кол-во
часов

Тема

Музыкальные традиции и праздники,
народные инструменты и современные
исполнители Казахстана, Киргизии,
и других стран региона

мелодий, прослеживание их по
нотной записи.
Творческие, исследовательские
проекты, школьные фестивали,
посвящённые музыкальной
культуренародов мира
Интонации народной музыки в
Знакомство с творчеством
творчествезарубежных композиторов —
композиторов. Сравнение их
ярких представителей национального
сочинений
2
музыкального стиля своей страны
с народной музыкой. Определение
формы, принципа развития
фольклорного
Содержание

Виды деятельности обучающихся

Изучение данного блока рекомендуется в первую очередь в классах с межнациональным составом обучающихся.
Данный блок рекомендуется давать в сопоставлении с блоком И) модуля «Народная музыка России». По аналогии с музыкой
русских композиторов, которые развивали русскую песенную традицию, могут быть рассмотрены творческие портреты зарубежных
композиторов: Э. Грига, Ф. Шопена, Ф. Листа и др., опиравшихся на фольклорные интонации и жанры музыкального творчества
своего народа.

1
2

27

И)
2—6 уч.
часов

Диалог Культурные связи между музыкантами
культур
разных стран.
Образы, интонации фольклора других
народов и стран в музыке отечественных
и зарубежных композиторов (в том
числеобразы других культур в музыке
русскихкомпозиторов и русские
музыкальные
цитаты в творчестве зарубежных
композиторов)

28

музыкального материала.
Вокализация наиболее ярких тем
инструментальных сочинений.
Разучивание, исполнение
доступныхвокальных сочинений.
На выбор или факультативно:
Исполнение на клавишных или
духовых инструментах
композиторских мелодий,
прослеживание их по нотной
записи.
Творческие, исследовательские
проекты, посвящённые выдающимся
композиторам

Модуль № 4 «Духовная музыка»
Музыкальная культура Европы и России на протяжении нескольких столетий была
представлена тремя главными направлениями — музыкой народной, духовной и светской. В рамках
религиозной культуры были созданы подлинные шедевры музыкального искусства. Изучение данного
модуля поддерживает баланс, позволяет в рамках календарно-тематического планирования
представить обучающимся максимально широкую сферу бытования музыкального искусства (варианты
№ 1, 3). Однако знакомство с отдельными произведениями, шедеврами духовной музыки
возможно и в рамках изучения других модулей (вариант № 2).
№ блока,
кол-во
часов

Тема

Содержание

Виды деятельности обучающихся

29

А)
1—3 уч.
часа

№ блока,
кол-во
часов

1

Звучание
Колокола.
Обобщение жизненного опыта, связанного со
храма Колокольные звоны звучаниемколоколов. Диалог с учителем о традициях
(благовест, трезвон и изготовленияколоколов, значении колокольного
др.).
звона. Знакомство
Звонарские
с видами колокольных звонов.
приговорки.
Слушание музыки русских композиторов1 с ярко
Колокольность
выраженным изобразительным элементом
в музыке русских
колокольности. Выявление, обсуждение характера,
композиторов
выразительных средств, использованных
композитором.
Двигательная импровизация — имитация движений
звонаря на колокольне.
Тема

Содержание

Виды деятельности обучающихся

По выбору учителя в данном блоке могут звучать фрагменты из музыкальных произведений
М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, М. И. Глинки, С. В. Рахманинова и др.

30

Б)
Песни
1—3 уч. верующих
часа

В)
Инструме
1—3 уч. нтальная
часа
музыка в
церкви

Ритмические и артикуляционные упражнения на
основезвонарских приговорок.
На выбор или факультативно:
Просмотр документального фильма о колоколах.
Сочинение, исполнение на фортепиано, синтезаторе
или металлофонах композиции (импровизации),
имитирующей звучание колоколов
Молитва, хорал,
Слушание, разучивание, исполнение вокальных
песнопение,
произведений религиозного содержания. Диалог с
духовный стих.
учителем
Образы духовной
о характере музыки, манере исполнения,
музыки в творчестве
выразительныхсредствах.
композиторовЗнакомство с произведениями светской музыки, в
классиков
которых воплощены молитвенные интонации,
используетсяхоральный склад звучания.
На выбор или факультативно:
Просмотр документального фильма о значении
молитвы.Рисование по мотивам прослушанных
музыкальных произведений
Орган и его рольв
Чтение учебных и художественных текстов,
богослужении.
посвящённыхистории создания, устройству органа,
Творчество
его роли в католическом и протестантском
И. С. Баха
богослужении. Ответы на вопросы учителя.
31

Слушание органной музыки И. С. Баха. Описание
впечатления от восприятия, характеристика
музыкально-выразительных средств.
Игровая имитация особенностей игры на органе (во
времяслушания).
Звуковое исследование — исполнение (учителем) на
синтезаторе знакомых музыкальных произведений
тембром органа. Наблюдение за трансформацией
музыкального образа.
На выбор или факультативно:
Посещение концерта органной музыки.
Рассматривание иллюстраций, изображений органа.
Проблемная ситуация — выдвижение гипотез о
принципах работы этого музыкального инструмента.
Просмотр познавательного фильма об органе.
Литературное, художественное творчество на основе
музыкальных впечатлений от восприятия органной
музыки

32

Г)
Искусство
Музыка в
Разучивание, исполнение вокальных произведений
1—3 уч. Русской православном храме. религиозной тематики, сравнение церковных мелодий
часа
православ
Традиции
и народных песен, мелодий светской музыки.
ной церкви исполнения, жанры Прослеживание исполняемых мелодий по нотной
(тропарь, стихира,
записи.Анализ типа мелодического движения,
величание и др.).
особенностей ритма, темпа, динамики и т. д.
Музыка и живопись, Сопоставление произведений музыки и живописи,
посвящённые
посвящённых святым, Христу, Богородице.
святым. Образы
На выбор или факультативно:Посещение храма.
Христа, Богородицы Поиск в Интернете информации о Крещении Руси,
святых, об иконах
№ блока,
кол-во
Тема
Содержание
Виды деятельности обучающихся
часов

33

Д)
Религиозн Праздничная служба, Слушание музыкальных фрагментов праздничных
1—3 уч.
ые
вокальная
богослужений, определение характера музыки, её
часа
праздники
(в том числе
религиозного содержания.
хоровая)музыка Разучивание (с опорой на нотный текст), исполнение
религиозного
доступных вокальных произведений духовной
1
содержания
музыки.На выбор или факультативно:
Просмотр фильма, посвящённого религиозным
праздникам.
Посещение концерта духовной музыки.
Исследовательские проекты, посвящённые музыке
религиозных праздников

1

Данный блок позволяет сосредоточиться на религиозных праздниках той конфессии, которая наиболее почитаема в данном регионе.
В рамках православной традиции возможно рассмотрение традиционных праздников с точки зрения как религиозной символики, так
и фольклорных традиций (например: Рождество, Троица, Пасха). Рекомендуется знакомство с фрагментами литургической музыки
русских композиторов-классиков (С. В. Рахманинов, П. И. Чайковский и др.).

34

Модуль № 5 «Классическая музыка»
Данный модуль является одним из важнейших. Шедевры мировой музыкальной классики
составляют золотой фонд музыкальной культуры. Проверенные временем образцы камерных и
симфонических сочинений позволяют раскрыть перед обучающимися богатую палитру мыслей и
чувств, воплощённую в звуках музыкальным гением великих композиторов, воспитывать их
музыкальный вкус на подлинно художественных произведениях.
№ блока,
кол-во
Тема
Содержание
Виды деятельности обучающихся
часов
А)
Композит
Кого называют
Просмотр видеозаписи концерта. Слушание музыки,
0,5—1 уч. ор —
композитором,
рассматривание иллюстраций. Диалог с учителем по
час
исполните
исполнителем?
темезанятия. «Я — исполнитель». Игра — имитация
ль —
Нужно ли учиться исполнительских движений. Игра «Я — композитор»
слушатель слушать музыку? Что (сочинение небольших попевок, мелодических фраз).
значит «уметь
Освоение правил поведения на концерте1.
слушать музыку»?
На выбор или факультативно:
Концерт, концертный «Как на концерте» — выступление учителя или
зал.
одноклассника, обучающегося в музыкальной школе,

1

В данном блоке необходимо познакомить учащихся с основными правилами поведения во время слушания музыки (во время
звучания музыки нельзя шуметь иразговаривать; если в зале (классе) звучит музыка — нужно дождаться окончаниязвучания за дверью;
после исполнения музыкального произведения слушатели благодарят музыкантов аплодисментами и т. д.) и в дальнейшем тщательно
следить за их выполнением.

35

Правила поведенияв с исполнением краткого музыкального произведения.
концертном зале
Посещение концерта классической музыки

№ блока,
Тема
кол-во
Содержание
Виды деятельности обучающихся
часов
Б)
Композито Детская музыка Слушание музыки, определение основного характера,
2—6
ры —
П. И.
музыкально-выразительных средств, использованных
уч. часов
детям Чайковского,С. С. композитором. Подбор эпитетов, иллюстраций к музыке.
Прокофьева, Д. Б.
Определение жанра.
Кабалевскогои др.
Музыкальная викторина.
Понятие жанра. Вокализация, исполнение мелодий инструментальных
Песня, танец,
пьес со словами. Разучивание, исполнение песен.
марш
Сочинение ритмических аккомпанементов (с помощью
звучащих жестов или ударных и шумовых
инструментов)к пьесам маршевого и танцевального
характера

36

В)
2—6
уч. часов

Оркестр

Оркестр —
Слушание музыки в исполнении оркестра. Просмотр
большой
видеозаписи. Диалог с учителем о роли дирижёра.
коллектив
«Я — дирижёр» — игра — имитация дирижёрских
музыкантов.
жестов во время звучания музыки.
Дирижёр,
Разучивание и исполнение песен соответствующей
партитура,
тематики.
репетиция. Жанр Знакомство с принципом расположения партий в партитуре.
концерта —
Разучивание, исполнение (с ориентацией на нотную
музыкальное
запись)ритмической партитуры для 2—3 ударных
соревнование
инструментов.
солиста с
На выбор или факультативно:
оркестром1
Работа по группам — сочинение своего варианта
ритмической партитуры
Г)
Музыкаль Рояль и пианино.
Знакомство с многообразием красок фортепиано.
1—2
ные
История
Слушаниефортепианных пьес в исполнении известных
уч. часа инструмен
изобретения
пианистов.
ты.
фортепиано,
«Я — пианист» — игра — имитация исполнительских
«секрет»

1

В данном блоке внимание учащихся по традиции может быть сосредоточено на звучании Первого концерта для фортепиано с
оркестром П. И. Чайковского. Однако возможна и равноценная замена на концерт другого композитора с другим солирующим
инструментом.

37

Фортепиа
но

названия
инструмента
(форте + пиано).
«Предки» и
«наследники»
фортепиано
(клавесин,
синтезатор)

движений во время звучания музыки.
Слушание детских пьес на фортепиано в исполнении
учителя. Демонстрация возможностей инструмента
(исполнение одной и той же пьесы тихо и громко, в
разных регистрах, разными штрихами). Игра на
фортепианов ансамбле с учителем1.
На выбор или факультативно:
Посещение концерта фортепианной музыки.
Разбираем инструмент — наглядная демонстрация
внутреннего устройства акустического пианино.
«Паспорт инструмента» — исследовательская работа,
предполагающая подсчёт параметров (высота, ширина,
количество клавиш, педалей и т. д.)
Д)
Музыкаль
Предки
Знакомство с внешним видом, устройством и тембрами
1—2
ные
современной
классических музыкальных инструментов.
уч. часа инструмен флейты. Легенда
Слушание музыкальных фрагментов в исполнении
ты.
о нимфе Сиринкс.
известных музыкантов-инструменталистов.
Флейта
Музыка для
Чтение учебных текстов, сказок и легенд,
флейтысоло,
рассказывающих о музыкальных инструментах, истории
флейты в
их появления

1

Игровое четырёхручие (школьники играют 1—2 звука в ансамбле с развёрнутой партией учителя) ввёл в своей программе ещё Д. Б.
Кабалевский. Аналогичные ансамбли есть и у классиков (парафразы на тему «та-ти-та-ти» у композиторов — членов «Могучей
кучки»), и у современных композиторов (И. Красильников и др.).

38

сопровождении
фортепиано,
оркестра1

№ блока,
кол-во
Тема
Содержание
Виды деятельности обучающихся
часов
Е)
Музыкаль Певучесть тембров Игра-имитация исполнительских движений во время
2—4
ные
струнных смычковых
звучания музыки.
уч. часа инструмен
инструментов.
Музыкальная викторина на знание конкретных
ты.
Композиторы,
произведений и их авторов, определения тембров
Скрипка,
сочинявшие
звучащих инструментов.
виолончел скрипичную музыку.
Разучивание, исполнение песен, посвящённых
ь
Знаменитые
музыкальным инструментам.
исполнители,
На выбор или факультативно:
мастера,
Посещение концерта инструментальной музыки.
изготавливавшие «Паспорт инструмента» — исследовательская работа,
инструменты
предполагающая описание внешнего вида и
особенностей звучания инструмента, способов игры на
нём
1

В данном блоке могут быть представлены такие произведения, как «Шутка» И. С. Баха, «Мелодия» из оперы «Орфей и
Эвридика» К. В. Глюка, «Сиринкс»К. Дебюсси.

39

Ж)
Вокальная Человеческий голос Определение на слух типов человеческих голосов
2—6
музыка
— самый
(детские, мужские, женские), тембров голосов
уч. часов
совершенный
профессиональных вокалистов.
инструмент.
Знакомство с жанрами вокальной музыки. Слушание
Бережное отношениек вокальных произведений композиторов-классиков.
своему голосу.
Освоение комплекса дыхательных, артикуляционных
Известные певцы.
упражнений. Вокальные упражнения на развитие
Жанры вокальной
гибкости голоса, расширения его диапазона.
музыки: песни,
Проблемная ситуация: что значит красивое пение?
вокализы, романсы,
Музыкальная викторина на знание вокальных
арии из опер.
музыкальных произведений и их авторов.
Кантата. Песня,
Разучивание, исполнение вокальных произведений
романс, вокализ,кант
композиторов-классиков.
На выбор или факультативно: Посещение концерта
вокальной музыки.Школьный конкурс юных
вокалистов
З)
Инструме Жанры камерной
Знакомство с жанрами камерной инструментальной
2—6
нтальная инструментальной
музыки. Слушание произведений композиторовуч. часов музыка музыки: этюд, пьеса. классиков. Определение комплекса выразительных
Альбом. Цикл.
средств.
Сюита. Соната.
Описание своего впечатления от восприятия.
Квартет
Музыкальная викторина.
На выбор или факультативно:
Посещение концерта инструментальной музыки.
40

Составление словаря музыкальных жанров

И)
Программ
2—6
ная
уч. часов музыка

Программная
музыка.
Программное
название, известный
сюжет, литературный
эпиграф

К)
Симфонич
2—6
еская
уч. часов музыка

Симфонический
оркестр. Тембры,
группы
инструментов.
Симфония,
симфоническая
картина

Слушание произведений программной музыки.
Обсуждение музыкального образа, музыкальных
средств, использованных композитором.
На выбор или факультативно:
Рисование образов программной музыки.
Сочинение небольших миниатюр (вокальные или
инструментальные импровизации) по заданной
программе
Знакомство с составом симфонического оркестра,
группами инструментов. Определение на слух
тембров инструментов симфонического оркестра.
Слушание фрагментов симфонической музыки.
«Дирижирование» оркестром.
Музыкальная викторина
На выбор или факультативно:
Посещение концерта симфонической музыки.
Просмотр фильма об устройстве оркестра
41

№ блока,
кол-во
Тема
часов
Л)
Русские
2—6
композито
уч. часов рыклассик
и
М)
Европейск
2—6
ие
уч. часов композито
рыклассик
и

Содержание

Виды деятельности обучающихся

Творчество
выдающихся
отечественных
композиторов
Творчество
выдающихся
зарубежных
композиторов

Знакомство с творчеством выдающихся
композиторов, отдельными фактами из их биографии.
Слушание музыки. Фрагменты вокальных,
инструментальных, симфонических сочинений. Круг
характерных образов (картины природы, народной
жизни, истории и т. д.). Характеристика музыкальных
образов, музыкально-выразительныхсредств.
Наблюдение за развитием музыки. Определение
жанра, формы.
Чтение учебных текстов и художественной
литературыбиографического характера.
Вокализация тем инструментальных сочинений.
Разучивание, исполнение доступных вокальных
сочинений.На выбор или факультативно:
Посещение концерта. Просмотр биографического
фильма

42

Н)
Мастерств
2—6
о
уч. часов исполните
ля

Творчество
выдающихся
исполнителей —
певцов,
инструменталистов,
дирижёров.
Консерватория,
филармония,
Конкурс имениП. И.
Чайковского

Знакомство с творчеством выдающихся исполнителей
классической музыки. Изучение программ, афиш
консерватории, филармонии.
Сравнение нескольких интерпретаций одного и того
жепроизведения в исполнении разных музыкантов.
Дискуссия на тему «Композитор — исполнитель —
слушатель».
На выбор или факультативно:
Посещение концерта классической музыки. Создание
коллекции записей любимого исполнителя.Деловая
игра «Концертный отдел филармонии»

43

Модуль № 6 «Современная музыкальная культура»
Наряду с важнейшими сферами музыкальной культуры (музыка народная, духовная и
светская), сформировавшимися в прошлые столетия, правомерно выделить в отдельный пласт
современную музыку. Объективной сложностью в данном случае является вычленение явлений,
персоналий и произведений, действительно достойных внимания, тех, которые не забудутся через
несколько лет как случайное веяние моды. В понятие «современная музыка» входит широкий круг
явлений (от академического авангарда до фри-джаза, от эмбиента до рэпа и т. д.), для восприятия
которых требуется специфический и разнообразный музыкальный опыт. Поэтому в начальной
школе необходимо заложить основы для последующего развития в данном направлении. Помимо
указанных в модуле тематических блоков, существенным вкладом в такую подготовку является
разучивание и исполнение песен современных композиторов, написанных современным
музыкальным языком. При этом необходимо удерживать баланс между современностью песни и её
доступностью детскому восприятию, соблюдать критерии отбора материала с учётом требований
художественного вкуса, эстетичного вокально-хорового звучания.
№ блока,
кол-во
Тема
Содержание
Виды деятельности обучающихся
часов
А)
Современ Понятие обработки, Различение музыки классической и её современной
ные
1—4
творчество
обработки.
современных
учебных обработки
композиторов
Слушание обработок классической музыки, сравнение
их

часа
№ блока,
кол-во
часов

классичес
кой

и исполнителей,

с оригиналом. Обсуждение комплекса выразительных

Тема

Содержание

Виды деятельности обучающихся

музыки

Б)
2—4
учебных
часа

Джаз

обрабатывающих
средств, наблюдение за изменением характера
классическую
музыки. Вокальное исполнение классических тем в
музыку.
сопровождениисовременного ритмизованного
Проблемная
аккомпанемента.
ситуация: зачем
На выбор или факультативно:
музыканты делают
Подбор стиля автоаккомпанемента (на клавишном
обработкиклассики?
синтезаторе) к известным музыкальным темам
композиторов-классиков
Особенности джаза:
Знакомство с творчеством джазовых музыкантов.
импровизационность, Узнавание, различение на слух джазовых композиций
ритм (синкопы,
в отличиеот других музыкальных стилей и
триоли, свинг).
направлений.
Музыкальные
Определение на слух тембров музыкальных
инструменты джаза, инструментов,исполняющих джазовую композицию.
особые приёмы игры Разучивание, исполнение песен в джазовых ритмах.
на них.
Сочинение, импровизация ритмического

Творчество джазовых
музыкантов1

аккомпанементас джазовым ритмом, синкопами.
На выбор или факультативно:
Составление плейлиста, коллекции записей джазовых
музыкантов

В)
Исполните Творчество одного Просмотр видеоклипов современных исполнителей.
1—4
ли
или нескольких Сравнение их композиций с другими направлениямии
учебных современн
исполнителей
стилями (классикой, духовной, народной музыкой).
часа
ой музыки
современной
На выбор или факультативно:
музыки, популярных
Составление плейлиста, коллекции записей
у молодёжи2
современноймузыки для друзей-одноклассников (для
проведения совместного досуга).
Съёмка собственного видеоклипа на музыку одной из
современных популярных композиций

1

В данном блоке по выбору учителя может быть представлено как творчество всемирно известных джазовых музыкантов — Э.
Фитцджеральд, Л. Армстронга,Д. Брубека, так и молодых джазменов своего города, региона.
2 В данном блоке рекомендуется уделить внимание творчеству исполнителей, чьи композиции входят в топы текущих чартов
популярных стриминговых сервисов. Таких, например, как Billie Eilish, Zivert, Miyagi & AndyPanda. При выборе конкретных
персоналий учителю необходимо найти компромиссное решение, которое учитывало бы не только музыкальные вкусы обучающихся, но
и морально-этические и художественно-эстетические стороны рассматриваемых музыкальных композиций.

Г)
Электронн
1—4
ые
учебных музыкальн
часа
ые
инструмен
ты

Современные
«двойники»
классических
музыкальных
инструментов:
синтезатор,
электронная
скрипка, гитара,
барабаны и т. д.
Виртуальные
музыкальные
инструменты в
компьютерных
программах

Слушание музыкальных композиций в исполнении на
электронных музыкальных инструментах. Сравнение
ихзвучания с акустическими инструментами,
обсуждение результатов сравнения.
Подбор электронных тембров для создания музыкик
фантастическому фильму.
На выбор или факультативно:
Посещение музыкального магазина (отдел
электронныхмузыкальных инструментов).
Просмотр фильма об электронных музыкальных
инструментах.
Создание электронной композиции в компьютерных
программах с готовыми семплами (Garage Band и др.)

Модуль № 7 «Музыка театра и кино»
Модуль «Музыка театра и кино» тесно переплетается с модулем «Классическая музыка»,
может стыковаться по ряду произведений с модулями «Современная музыка» (мюзикл), «Музыка в
жизни человека» (музыкальные портреты, музыка о войне).
Для данного модуля особенно актуально сочетание различных видов урочной и внеурочной
деятельности, таких как театрализованные постановки силами обучающихся, посещение
музыкальных театров, коллективный просмотр фильмов.
№ блока,
кол-во
часов
А)
2—6
учебных
часов

Тема

Содержание

Виды деятельности обучающихся

Музыкаль
ная сказка
на сцене,
на экране

Характеры
персонажей,
отражённые
в музыке. Тембр
голоса. Соло. Хор,
ансамбль

Видеопросмотр музыкальной сказки. Обсуждение
музыкально-выразительных средств, передающих
повороты сюжета, характеры героев. Игра-викторина
«Угадай по голосу».
Разучивание, исполнение отдельных номеров из
детскойоперы, музыкальной сказки.
На выбор или факультативно:
Постановка детской музыкальной сказки, спектакль
дляродителей.
Творческий проект «Озвучиваем мультфильм»

Б)
Театр
Особенности
Знакомство со знаменитыми музыкальными театрами.
2—6
оперы
музыкальных
Просмотр фрагментов музыкальных спектаклей с
учебных и балета спектаклей.Балет.
комментариями учителя.
часов
Опера. Солисты, хор, Определение особенностей балетного и оперного
оркестр, дирижёр в
спектакля. Тесты или кроссворды на освоение
музыкальном
специальных терминов.
спектакле
Танцевальная импровизация под музыку фрагмента
балета.
Разучивание и исполнение доступного фрагмента,
обработки песни / хора из оперы.
«Игра в дирижёра» — двигательная импровизация во
время слушания оркестрового фрагмента
музыкального спектакля.
На выбор или факультативно:
Посещение спектакля или экскурсия в местный
музыкальный театр.
Виртуальная экскурсия по Большому театру.
Рисование по мотивам музыкального спектакля,
созданиеафиши

В)
Балет.
Сольные номера и Просмотр и обсуждение видеозаписей — знакомство
2—6
Хореограф массовые сцены с несколькими яркими сольными номерами и сценами
учебных
ия — балетного спектакля.
избалетов русских композиторов. Музыкальная
часов
искусство
Фрагменты,
викторина на знание балетной музыки.
танца отдельные номера из
Вокализация, пропевание музыкальных тем;
балетов
исполнениеритмической партитуры —
отечественных
аккомпанемента к фрагментубалетной музыки.
композиторов1
На выбор или факультативно:
Посещение балетного спектакля или просмотр
фильма-балета.
Исполнение на музыкальных инструментах мелодий
избалетов
№ блока,
кол-во
Тема
Содержание
Виды деятельности обучающихся
часов

1

В данном блоке могут быть представлены балеты П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна, В. А. Гаврилина, Р. К.
Щедрина. Конкретные музыкальные спектакли и их фрагменты — на выбор учителя и в соответствии с материалом соответствующего
УМК.

Г)
2—6
учебных
часов

1

Опера.
Ария, хор, сцена,
Главные
увертюра —
герои и
оркестровое
номера
вступление.
оперного Отдельные номера
спектакля из опер русских
и зарубежных
композиторов1

Слушание фрагментов опер. Определение характера
музыки сольной партии, роли и выразительных
средстворкестрового сопровождения.
Знакомство с тембрами голосов оперных певцов.
Освоение терминологии. Звучащие тесты и
кроссворды на проверкузнаний.
Разучивание, исполнение песни, хора из оперы.
Рисование героев, сцен из опер.
На выбор или факультативно:Просмотр фильмаоперы.
Постановка детской оперы

В данном тематическом блоке могут быть представлены фрагменты из опер Н. А. Римского-Корсакова («Садко», «Сказка о
царе Салтане», «Снегурочка»), М. И. Глинки («Руслан и Людмила»), К. В. Глюка («Орфей и Эвридика»), Дж. Верди и др.
Конкретизация — на выбор учителя и в соответствии с материалом соответствующего УМК.

Д)
Сюжет Либретто. Развитие
Знакомство с либретто, структурой музыкального
2—3
музыкальн
музыки в
спектакля. Пересказ либретто изученных опер и
учебных
ого
соответствии с
балетов.
часа
спектакля
сюжетом.
Анализ выразительных средств, создающих образы
Действия и сцены в
главных героев, противоборствующих сторон.
опере и балете.
Наблюдениеза музыкальным развитием,
Контрастные образы,
характеристика приёмов, использованных
лейтмотивы
композитором.
Вокализация, пропевание музыкальных тем;
пластическое интонирование оркестровых
фрагментов.
Музыкальная викторина на знание музыки. Звучащие
итерминологические тесты.
На выбор или факультативно:
Коллективное чтение либретто в жанре сторителлинг.
Создание любительского видеофильма на основе
выбранного либретто.
Просмотр фильма-оперы или фильма-балета

Е)
2—3
учебных
часа

Оперетта,
мюзикл

История
Знакомство с жанрами оперетты, мюзикла. Слушание
возникновения и
фрагментов из оперетт, анализ характерных
особенности жанра.
особенностейжанра.
Отдельные номера
Разучивание, исполнение отдельных номеров из
из оперетт
популярных музыкальных спектаклей.
И. Штрауса, И.
Сравнение разных постановок одного и того же
Кальмана,мюзиклов
мюзикла.
Р. Роджерса, Ф. Лоу
На выбор или факультативно:
и др.
Посещение музыкального театра: спектакль в жанре
оперетты или мюзикла.
Постановка фрагментов, сцен из мюзикла —
спектакльдля родителей
Ж)
Кто
Профессии
Диалог с учителем по поводу синкретичного
2—3
создаёт
музыкального
характера музыкального спектакля. Знакомство с
учебных музыкальн театра: дирижёр,
миром театральных профессий, творчеством
часа
ый
режиссёр,оперные
театральных режиссёров, художников и др.
спектакль? певцы, балерины и Просмотр фрагментов одного и того же спектакля в
танцовщики,
разных постановках. Обсуждение различий в
художники и т. д.
оформлении,режиссуре.
Создание эскизов костюмов и декораций к одному из
изученных музыкальных спектаклей.
№ блока,
кол-во
Тема
Содержание
Виды деятельности обучающихся
часов

На выбор или факультативно: Виртуальный квест по
музыкальному театру
З)
Патриотич История создания, Чтение учебных и популярных текстов об истории
2—6
ескаяи
значение
создания патриотических опер, фильмов, о
учебных народная
музыкальнотворческих поискахкомпозиторов, создававших к ним
часов
тема в
сценических и
музыку. Диалог
театре и
экранных
с учителем.
кино
произведений,
Просмотр фрагментов крупных сценических
посвящённых
произведений, фильмов. Обсуждение характера
нашему народу, его героев и событий.Проблемная ситуация: зачем нужна
истории, теме
серьёзная музыка? Разучивание, исполнение песен о
служения Отечеству.
Родине, нашей стране,исторических событиях и
Фрагменты,
подвигах героев.
отдельные номера из
На выбор или факультативно:
опер,балетов,
Посещение театра/кинотеатра — просмотр спектакля/
музыки
фильма патриотического содержания.
1
к фильмам
Участие в концерте, фестивале, конференции
патриотической тематики

1

В данном блоке могут быть освещены такие произведения, как опера «Иван Сусанин» М. И. Глинки; опера «Война и мир», музыка к
кинофильму «Александр Невский» С. С. Прокофьева, оперы «Борис Годунов» и «Хованщина» М. П. Мусоргского и др.

искусства, так и в непосредственном общении с другими людьми. Формы бытования музыки, типичный комплек
жанров выступают как обобщённые жизненные ситуации, порождающие различные чувства и настроения. Свер
прекрасного, пробуждение и развитие эстетических потребностей.
№ блока,кол-во
часов
Тема
Содержание
А)
Красота и
Стремление человекак красоте
1—3
вдохновение
Особое состояние —
учебныхчаса
вдохновение.
Музыка — возможность вместе
переживать вдохновение,
наслаждаться красотой.
Музыкальное единство людей
— хор, хоровод
№ блока,кол-во
часов
Тема
Б)
Музыкальные
2—4
пейзажи
учебныхчаса

Виды деятельности обуча
Диалог с учителем о значении красоты и вдо
Слушание музыки, концентрация на её вос
состоянии.
Двигательная импровизация под музыку лир
распускаются под муз
Выстраивание хорового унисона — вокаль
Одновременное взятие и снятие звука, навыки
дирижёра.
Разучивание, исполнение красивой песни.На
Разучивание хоровода, социа

Содержание
Виды деятельности обуча
Образы природы в музыке. Слушание произведений программной музыки,
Настроение музыкальных
Подбор эпитетов для описания настроения, хар
пейзажей. Чувства человека,
музыки
любующегося природой.
с произведениями изобразительного искусств
Музыка —выражение
пластическое интонирование. Разучивание, одух
глубокихчувств, тонких
природе, её красот
оттенков настроения,которые
На выбор или факульта
трудно передать словами
Рисование «услышанных» пейзажей и/или абс
настроения цветом, точкам
Игра-импровизация «Угадай м

«Портреты»,выраженные
в музыкальныхинтонациях

Г)
2—4
учебныхчаса

Д)
2—4
учебныхчаса

№ блока,кол-во
часов

Двигательная импровизация в образе героя м
Разучивание, харáктерное исполнение песн
На выбор или факульта
Рисование, лепка героя музыкального произ
«Угадай мой характ
Инсценировка — импровизация в жанре ку
помощью кукол, силуэт
Какой же
Музыка, создающаянастроение Диалог с учителем о значении музыки на празд
праздникбез
праздника25.
торжественного, праздничного характера. «Д
музыки?
Музыка в цирке,
произведений.Конкурс на лучш
на уличном шествии,
Разучивание и исполнение тематических пес
спортивном празднике
Проблемная ситуация: почему на праздниках
На выбор или факульта
Запись видеооткрытки с музыкальным поздрав
шутливые двигательные импровизаци
Танцы,игры и
Музыка — игра звуками.
Слушание, исполнение музыки скерцозно
веселье
Танец — искусство
исполнение танцевальных
и радость движения.Примеры
Танец-игра.
26
популярных танцев
Рефлексия собственного эмоционального
танцевальных композициях и импровизациях
люди танцуют?
Вокальная, инструментальная, ритмическ
определённого танцевальн
Тема

Содержание

Виды деятельности обуча
На выбор или факульта
Звуковая комбинаторика — эксперименты
музыкальных звуков, тембр

Ж)
2—4
учебныхчаса

Главный
музыкальный
символ

З)
2—4
учебныхчаса

Искусство
времени

(призывная кварта,
пунктирныйритм, тембры
малогобарабана, трубы
и т. д.)
Гимн России — главный
музыкальный символнашей
страны.
Традиции исполнения Гимна
России.Другие гимны

почему? Как влияет на наше восприятие инфо
создавалась?
На выбор или факультативно:Сочинен

Разучивание, исполнение Гимна Российско
историей создания, правилам
Просмотр видеозаписей парада, церемонии нагр
гордости, понятия достоинства и чести. Обсу
связанных
с государственными символами страны. Разучи
республики,города, ш
Музыка — временно́еискусство.
Слушание, исполнение музыкальных произ
Погружение в поток
непрерывного движе
музыкального звучания.
Наблюдение за своими телесными реакциями
Музыкальные образы
тонус) при восприятии
движения, изменения и
Проблемная ситуация: как музыка воз
развития
На выбор или факульта
Программная ритмическая или инструментал
«Космический кораб

Планируемые результаты

ичностные результаты освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР
льно-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, социальн
е установки, необходимые для достижения основной цели современного обр
бучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.
учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных п
хся с ЗПР личностные результаты освоения АООП НОО должны отражать
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства горд
оссийский народ и историю России, осознание своей этнической и н
ности; формирование ценностей многонационального российского общества
ческих и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на
м единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и кул

овладение начальными навыками адаптации в динамично измен
щемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие моти
ти и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,
ионной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах
вости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональности, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
му труду, работе на результат, бережному отношению к материальным
.
етапредметные результаты отражают:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной д
дств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебны
ии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
остижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной де
ти конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления инфо

) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
ации по родовидовым признакам, установления аналогий и причиннотроения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
ания различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать св
ровать свою точку зрения и оценку событий;
) определение общей цели и путей ее достижения; умение догов
ении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимны
й деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окру
) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интер
ества;
) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов
йствительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
ием конкретного учебного предмета;
) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, о
ные связи и отношения между объектами и процессами;
) умение работать в материальной и информационной среде началь
ия (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
предмета; формирование начального уровня культуры пользования словаря
ьных учебных действий.
редметные результаты:
редметные результаты в целом оцениваются после освоения всей АООП НОО
формирование первоначальных представлений о роли музыки в
жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
формирование элементов музыкальной культуры, интереса к
музыкальному искусству и музыкальной деятельности, формирование
элементарных эстетических суждений;
развитие эмоционального осознанного восприятия музыки, как в
процессе активной музыкальной деятельности, так и во время слушания
музыкальных произведений;
формирование эстетических чувств в процессе слушания
. музыкальных произведений различных жанров;
. использование музыкальных образов при создании
. театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении
. вокально-хоровых произведений, в импровизации.

Тематическое планирование
1 класс
Наименование темы
(раздела)

Количе
ство
часов

I Музыка вокруг нас
а вечная со мной

14
1

вод муз. Повсюду музыка
на

1

музыки – мелодия
ка осени
ка, азбука каждому
а…
кальная азбука
ни музыку
кальные инструменты

1
1
1

о
щие картины
шло Рождество, начинается
ество

1
1
1
1
1
1

ой обычай старины

1

ый праздник среди зимы
оркестр. Я артист

1
1

II Музыка и ты

Электронные
(цифровые)
Образовательные
ресурсы

Деятельность
учетом рабочей
воспита

https://resh.edu.ru/sub
ject/lesson/5092/

Побуждение об
соблюдать на ур
поведения, прав
общения со стар
(учителями) и
сверстниками.
Поддержание в
коллективе дело
дружелюбную а
Реализация на у
мотивирующего
потенциала юмо
разряжение нап
обстановки в кл
Применение на
интерактивных
работы с обучаю
интеллектуальн
стимулирующи
познавательную
мотивацию обуч

https://resh.edu.ru/sub
ject/lesson/5954/

https://resh.edu.ru/sub
ject/lesson/4159/

https://resh.edu.ru/sub
ject/lesson/3994/
https://resh.edu.ru/sub
ject/lesson/5953/
https://resh.edu.ru/sub
ject/lesson/3928/

19

в котором ты живешь

1

https://resh.edu.ru/sub
ject/lesson/5956/

художник, композитор

1

https://resh.edu.ru/sub
ject/lesson/5957/

Побуждение обу
соблюдать на ур
общепринятые н
поведения, прав
общения со стар
(педагогическим

сная лютня
ка в цирк
щие картины

1
1
1

который звучит
а-сказка
го на свете лучше нет

1
1
1

ист
ша. Программа
музыкальный словарик

1
1
1

https://resh.edu.ru/sub
ject/lesson/4181/

https://resh.edu.ru/sub
ject/lesson/4167/

отношений в кл
помогают устан
доброжелательн
атмосферы во в
Привлечение в
обучающихся
к обсуждаемой
информации, ак
их познавательн
деятельности.

https://resh.edu.ru/sub
ject/lesson/6406/
2 класс

Раздел, тема урока

Колво
часов

I Россия – Родина моя
лодия – душа музыки.

2
1

имн России. Здравствуй,
дина моя!

1

II День, полный событий
узыкальные инструменты

8
1

ирода и музыка
огулка

1
1

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Деятельность
учетом рабочей
воспита

https://resh.edu.ru/subjec
t/lesson/5092/start/27065
5/
https://resh.edu.ru/subjec
t/lesson/5954/conspect/2
25630/

Установл
доврител
отношений
учителе
обучающи
способств
позитив
восприя
учащимися тр
и просьб у

https://resh.edu.ru/subjec
t/lesson/3928/start/22600
3/

Побуждение
обучающихся
соблюдать на
общеприняты
поведения, пр

мнения,выраб
своего отнош
поводу получ
уроке социаль
значимой инф
Построение
воспитательн
деятельности
культурных р
детей, полово
ндивидуальны
особенностей

III О России петь – что
стремиться в храм
ликий колокольный звон
ятые земли Русской.
ександр Невский. Сергий
донежский. Верхотурье
ренняя молитва.
В
ркви.
С
Рождеством
истовым.

3

IV «Гори, гори ясно,
чтобы не погасло»
сские
народные
струменты.
Народные
струменты
народов
ала
ясовые наигрыши

6

ыходили
красны
вицы», «Бояре, а мы к

1

1
1
1

1

1

Поддержание
https://resh.edu.ru/subjec детском колл
t/lesson/7430/main/2552 деловой друж
51/
атмосферы;
https://resh.edu.ru/subjec
Иницииирова
t/lesson/485/
обучающихся
обсуждению,
высказыванию
мнения,выраб
своего отнош
поводу получ
уроке социаль
значимой инф

Привлечение
обучающихся
ценностному
https://resh.edu.ru/subjec изучаемых на
t/lesson/4181/start/22675 явлений, поня
приёмов;
2/
Анализ реаль
https://resh.edu.ru/subjec
t/lesson/4159/main/2266
32/

обсуждаемой
информации,
активизвция
познавательн
деятельности
обучающихся

V В музыкальном
театре
казка будет впереди»,
олшебная палочка»
тский
музыкальный
тр. Театр оперы и балета

3

ера
«Руслан
и
юдмила».
Увертюра.
нал

1

VI В концертном зале
мфоническая
сказка
етя и волк»
ртинки с выставки
узыкальные впечатления
учит
нестареющий
оцарт. Симфония №40
А.Моцарта. Увертюра

4
1

VII Чтоб музыкантом
ыть, так надобно уменье
лшебный
цветикмицветик
узыкальные инструмент.
ган

8

1
1

1
1
1

1
1

https://resh.edu.ru/subjec
t/lesson/7418/start/25511
9/
https://resh.edu.ru/subjec
t/lesson/4334/start/22690
8/

Поддержание
детском колл
деловой друж
атмосферы;
Иницииирова
обучающихся
обсуждению,
высказыванию
мнения,выраб
своего отнош
поводу получ
уроке социаль
значимой инф

Привлечение
обучающихся
ценностному
изучаемых на
https://resh.edu.ru/subjec
t/lesson/4339/conspect/2 явлений, поня
приёмов;
27753/
Анализ реаль
состояния дел
учебном клас

Привлечение
обучающихся
обсуждаемой

артист.
следовательский проект
Могут ли иссякнуть
лодии»

– обсуждать,
высказывать м
Побуждение
обучающихся
соблюдению
принципов уч
дициплины и
самоорганиза

1

3 класс
Наименование раздела
(темы)

Коли

Электронные

чество
часов

(цифровые)
Образовательны
е
ресурсы

Россия – Родина моя
Мелодия – душа
узыки

4
1

Природа и музыка.
вучащие картинки
Виват, Россия. Наша
лава – русская держава

1

Кантата «Александр
Невский», опера «Иван
Сусанин»

1

День, полный событий
Утро.

Деятельность учите
рабочей программы

1

Включение в урок иг
https://resh.edu.ru процедур, которые п
/subject/lesson/52 поддержать мотивац
62/start/270679/ обучающихся к полу
знаний, налаживанию
позитивных межличн
https://resh.edu.ru отношений в классе,
/subject/lesson/44 установлению
71/start/227919/ доброжелательной ат
https://resh.edu.ru во время урока.
/subject/lesson/52 Побуждение обучаю
63/start/227948/ соблюдать на уроке н
поведения, правила о
старшими (учителям
сверстниками.

Поддержание в детск
коллективе деловую,
дружелюбную атмос
6
1

Привлечение вниман
обучающихся к ценн

адуйся
Древнейшая песнь
атеринства. Тихая
оя, нежная моя,
обрая моя мама!
Вербное воскресенье.
Вербочки.
Святые земли Русской.
Княгиня Ольга, князь
Владимир

1

1
1

Гори, гори ясно, чтобы
не погасло
Настрою гусли на
таринный лад…
Певцы русской
тарины. Былина о
адко и Морском царе
Лель, мой Лель…
вучащие картины.
Прощание с
Масленицей

4

В музыкальном театре
Опера «Руслан и
Людмила». Фарлаф.
Увертюра.
Опера «Орфей и
вредика»
Опера «Снегурочка».
Опера «Садко»
алет «Спящая

5
1

1
1
1
1

примеров ответствен
гражданского поведе
проявления человеко
добросердечности, ч
соответствующих тек
чтения, задач для реш
проблемных ситуаци
для обсуждения в кл
Привлечение вниман
обучающихся к ценн
аспекту изучаемых
на уроках явлений, о
их работы с получаем
уроке социально знач
информацией – иниц
ее обсуждения, выск
обучающимися своег
по ее поводу, вырабо
к ней отношения.

Включение в урок иг
процедур, которые п
поддержать мотивац
обучающихся к полу
знаний, налаживанию
позитивных межличн
отношений в классе,
установлению
доброжелательной ат
во время урока.

1

Применение на уроке
интерактивных форм
обучающимися
интеллектуальных иг
стимулирующих
познавательную моти
обучающихся.

1

Побуждение обучаю

1

Музыкальное
остязание

1

Музыкальные
нструменты. Флейта.
Скрипка.
Сюита «Пер Гюнт»
Героическая». Призыв
мужеству.
Мир Бетховена

1

Чтоб музыкантом быть,
так надобно уменье
Острый ритм – джаза
вуки
Певцы родной природы
Люблю я грусть твоих
росторов
Мир Прокофьева

6

Прославим радость на
емле
Радость к миру нас
овёт»
сследовательский
роект

1

1
1
1

1
1
1
1

1

https://resh.edu.ru
/subject/lesson/52
69/start/228249/
https://resh.edu.ru
/subject/lesson/44
76/start/228196/

интерактивных форм
обучающимися:
интеллектуальных иг
стимулирующих
познавательную моти
обучающихся; дидак
театра, где полученн
знания обыгрываютс
в театральных постан
https://resh.edu.ru дискуссий, которые д
/subject/lesson/44 обучающимся возмож
приобрести опыт вед
75/
конструктивного диа
групповой работы ил
парах, которые учат
обучающихся команд
и взаимодействию с
обучающимися
Инициирование и по
исследовательской д
обучающихся
в рамках реализации
индивидуальных и гр
исследовательских п
https://resh.edu.ru что даст обучающим
/subject/lesson/44 возможность приобр
72/
самостоятельного ре
теоретической пробл
генерирования и офо
собственных идей, на
https://resh.edu.ru
/subject/lesson/44 уважительного отнош
33/start/228364/ чужим идеям, оформ
работах других иссле
навык публичного вы
перед аудиторией,
аргументирования и
отстаивания своей то

ложили песнюТы откуда,
ая, зародилась, музыка?
ду по полю белому… На
ий праздник собралася

1

I О России петь – что
стремиться в храм
ые земли Русской. Илья
мец.

4

лл и Мефодий
дников праздник,
ество из торжеств.
ой обычай старины.
ый праздник.

1
1

День, полный событий
т спокойствия, трудов и
овенья…
ее утро. Зимний вечер.
а прелесть эти сказки! Три

5
1

рочное гуляние.
огорский монастырь
т, сияньем муз одетый…
Гори, гори ясно, чтобы не
погасло
озитор – имя ему народ
кальные инструменты
и. Гусли, балалайка,
нь
стр русских народных
ументов. Музыкант ей

1

1

1

1

1
1

просьб учителя;
побуждение
https://resh.edu.ru/subje обучающихся с
ct/lesson/5273/start/550 на уроке общеп
нормы поведени
43/
правила общени
старшими (учит
сверстниками
(обучающимися

https://resh.edu.ru/subje Поддержание в
ct/lesson/4608/start/552 коллективе дело
00/
дружелюбной
атмосферы;
иницииировани
обучающихся к
обсуждению,
высказыванию с
мнения,выработ
отношения по п
получаемой на у
социально значи
информации

Построение
воспитательной
деятельности с
культурных раз
детей, половозр
ндивидуальных
особенностей

1
4
1
1
1

Привлечение вн
обучающихся к
ценностному ас
изучаемых на у
явлений, поняти
приёмов;
анализ реальног

ка
етическая» соната
странствий. Царит
ния оркестра

1
1

В музыкальном театре

5

а «Иван Сусанин»
дила младёшенька
ий Восток
«Петрушка»
музыкальной комедии.
етта
Чтоб музыкантом быть,
так надобно уменье
юдия .Исповедь души
ерство
нителя.Музыкальные
ументы. Гитара
кальный сказочник

1
1
1
1
1

едовательский проект
музыкальная культура»

1

https://resh.edu.ru/subje
ct/lesson/5281/start/633
83/

Привлечение вн
обучающихся к
обсуждаемой на
информации,
активизвция
познавательной
деятельности
обучающихся

4
1
1
1

Организация ра
обучающихся с
социально значи
информацией п
https://resh.edu.ru/subje получаемой на у
ct/lesson/4570/start/634 социально значи
информации –
48/
обсуждать, выск
мнение;
Побуждение
обучающихся к
соблюдению на
принципов учеб
дициплины и
самоорганизаци


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».