Математика и конструирование (ЗПР вариант 7.2)

УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 15
от 31.08.2023г. № 134-од

Приложение к Адаптированной основной
образовательной
программе
начального
общего образования для обучающихся с ЗПР
(вариант 7.2)

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности
для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)
«Математика и конструирование»
2-4 класс

Подписано цифровой
подписью: Директор
Комолова Полина
Владимировна
Дата: 2024.01.21 18:22:51
+05'00'
г. Серов

Содержание
Содержание курса «Математика и конструирование» направлено на воспитание интереса к
предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать,
догадываться, рассуждать, доказывать, умениярешать учебную задачу творчески. Содержание может
быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми
они овладевают на уроках математики.
Основное содержание факультативного курса представлено двумя крупными разделами:
«Геометрическая составляющая курса» и «Конструирование».
Геометрическая составляющая
Точка. Линия. Линии прямые и кривые. Линии замкнутые и незамкнутые. Прямая линия.
Свойства прямой. Отрезок. Деление отрезка пополам. Луч. Взаимное расположение отрезков
на плоскости и в пространстве. Геометрическая сумма и разность двух отрезков. Угол. Виды
углов: прямой, острый, тупой, развёрнутый. Ломаная. Вершины, звенья ломаной. Длина ломаной.
Многоугольник — замкнутая ломаная. Углы, вершины, стороны многоугольника. Виды
многоугольников: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и т. д. Периметр многоугольника.
Виды треугольников: по соотношению сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний);
по углам: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный, разносторонний. Построение треугольника
по трём сторонам с использованием циркуля и неоцифрованной линейки. Прямоугольник. Квадрат.
Диагонали прямоугольника (квадрата) и их свойства. Построение прямоугольника (квадрата) с
использованием свойств его диагоналей. Периметр многоугольника. Площадь прямоугольника
(квадрата), площадь прямоугольного треугольника. Обозначение геометрических фигур буквами.
Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Взаимное расположение
прямоугольника (квадрата) и окружности. Прямоугольник, вписанный в окружность; окружность,
описанная около прямоугольника (квадрата). Вписанный в окружность треугольник. Деление
окружности на 2, 4, 8 равных частей. Деление окружности на 3, 6, 12 равных частей. Взаимное
расположение окружностей на плоскости. Кольцо. Прямоугольный параллелепипед. Грани, рёбра,
вершины прямоугольного параллелепипеда. Свойства граней и рёбер прямоугольного
параллелепипеда. Развёртка прямоугольного параллелепипеда. Куб. Грани, рёбра, вершины куба.
Развёртка куба. Изображение прямоугольного параллелепипеда (куба) в трёх проекциях. Треугольная
пирамида. Грани, рёбра, вершины треугольной пирамиды. Прямой круговой цилиндр. Шар. Сфера.
Осевая симметрия. Фигуры, имеющие одну, две и более
осей симметрии.
Конструирование
Виды бумаги. Основные приёмы обработки бумаги: сгибание, складывание, разметка по
шаблону, разрезание ножницами, соединение деталей из бумаги с использованием клея.
Разметка бумаги по шаблону. Конструирование из полосок бумаги разной длины моделей
«Самолёт», «Песочница». Изготовление заготовок прямоугольной формы заданных размеров.
Преобразование листа бумаги прямоугольной формы в лист квадратной формы.
Изготовление аппликаций с использованием различных многоугольников. Изготовление набора
«Геометрическая мозаика» с последующим его использованием для
конструирования различных геометрических фигур, бордюров, сюжетных картин.
Знакомство с техникой «Оригами» и изготовление изделий с использованием этой техники. Чертёж.
Линии на чертеже: основная (изображение видимого контура), сплошная тонкая (размерная и
выносная), штрих-пунктирная (обозначение линий сгиба). Чтение чертежа, изготовление аппликаций
и изделий по чертежу. Технологический рисунок. Изготовление аппликаций по
технологическому рисунку. Технологическая карта. Изготовление изделий по
технологической карте.
Набор «Конструктор»: название и назначение деталей, способы их крепления: простое,
жёсткое, внахлёстку двумя болтами, шарнирное; рабочие инструменты. Сборка из деталей
«Конструктора» различных моделей геометрических фигур и изделий.
Развёртка. Модель прямоугольного параллелепипеда, куба, треугольной пирамиды,
цилиндра, шара и моделей объектов, имеющих форму названных многогранников. Изготовление игр
геометрического содержания «Танграмм», «Пентамино». Изготовление фигур, имеющих заданное
количество осей симметрии.

Планируемые результаты
Личностные результаты освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР включают
индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, социально значимые
ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования ―
введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР личностные результаты освоения АООП НОО должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление
гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Метапредметные результаты отражают:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные
способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных
задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными
задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью
клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать
изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим
сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с
задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии
с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного
учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе
универсальных учебных действий.
Предметные результаты:
• Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут
передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление
движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на
листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
• Решение разных видов задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее
эффективных способов решения.
• Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и
несколько осей симметрии.
• Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники,таны, уголки, спички).
Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
• Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции.
Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по
собственному замыслу.
• Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
• Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
• Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
• Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление
(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
• Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки.
Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная,
куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная
пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр.

№
п.п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

13
14
15
16

17

Тематическое планирование
2 класс
Наименование темы
Коли
Электронные
Деятельность учителя с учетом
честв
(цифровые)
рабочей программы
о
Образовательные
воспитания
часов
ресурсы
Отрезок, угол, ломаная,
1
Установление доврительных
прямоугольник, квадрат.
отношений между учителем и
обучающимися,
Геометрические фигуры
1
способствующих позитивному
заданной длины
восприятию учащимися
Изготовление изделий в
1
требований и просьб учителя;
технике
оригами
—
Побуждение обучающихся
«Воздушный змей»
соблюдать на уроке
Треугольник.
1
общепринятые нормы
Соотношение длин сторон
1
поведения, правила общения
треугольника
со старшими (учителями) и
Прямоугольник.
1
сверстниками
Практическая
работа
1
(обучающимися);
«Изготовление
модели
Поддержание в детском
складного метра».
коллективе деловой
Свойство противоположных
1
дружелюбной атмосферы;
сторон прямоугольника.
Иницииирование
Диагонали прямоугольника
1
обучающихся к обсуждению,
и их свойства.
высказыванию своего
Квадрат.
1
мнения,выработке своего
Диагонали квадрата и их
отношения по поводу
свойства
получаемой на уроке
Построение прямоугольника
1
социально значимой
на нелинованной бумаге с
информации;
помощью
чертёжного
Привлечение внимания
треугольника.
обучающихся к ценностному
Отрезка
1
аспекту изучаемых на уроке
Середина отрезка
1
явлений, понятий, приёмов;
Построение
отрезка,
1
Привлечение внимания
равного данному, с по
обучающихся к обсуждаемой
мощью циркуля
на уроке информации,
Практическая
работа
1
активизвция познавательной
«Изготовление пакета для
деятельности обучающихся;
хранения счётных палочек»
Организация работы
обучающихся с социально
Практическая
работа
1
значимой информацией по
«Преобразование фигур по
поводу получаемой на уроке
заданному правилу и по
социально значимой
воображению»
информации – обсуждать,
высказывать мнение;
Побуждение обучающихся к
соблюдению на уроке
принципов учебной
дициплины и
самоорганизации;
Сотрудничество с другими
педагогическими работниками
и другими специалистами в
решении воспитательных задач

№
п.п

Наименование темы

Количе
ство
часов

1
2
3
4
5

Отрезок.
Построение отрезка.
Ломаная.
Многоугольник.
Треугольник.

1
1
1

6

Виды треугольника по
сторонам.
Построение треугольника
по трём сторонам,
заданным отрезками
Построение треугольника.
Соотношение между
сторонами треугольниками
Конструирование фигур из
треугольников
Правильная треугольная
пирамида
Изготовление модели
правильной треугольной
пирамиды.
Изготовление игрушки
«Флексатон»
Периметр многоугольника
Свойства диагоналей
прямоугольника.
Составление
прямоугольников из
данных частей
Вычерчивание
прямоугольника (квадрат)
на нелинованной бумаге.

1

7
8
9
10
11
12
13
14
15

16

Изготовление по чертежу
аппликации “Домик”

17

1

1

1

1

1
1
1

1

1
1
1
1

1

3 класс
Электронные
(цифровые)
Образовательные
ресурсы

Деятельность учителя с
учетом рабочей программы
воспитания
Установление доврительных
отношений между учителем и
обучающимися,
способствующих
позитивному восприятию
учащимися требований и
просьб учителя;
Побуждение обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые нормы
поведения, правила общения
со старшими (учителями) и
сверстниками
(обучающимися);
Поддержание в детском
коллективе деловой
дружелюбной атмосферы;
Иницииирование
обучающихся к обсуждению,
высказыванию своего
мнения,выработке своего
отношения по поводу
получаемой на уроке
социально значимой
информации;
Привлечение внимания
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроке
явлений, понятий, приёмов;
Организация работы
обучающихся с социально
значимой информацией по
поводу получаемой на уроке
социально значимой
информации – обсуждать,
высказывать мнение;
Побуждение обучающихся к
соблюдению на уроке
принципов учебной
дициплины и
самоорганизации;
Сотрудничество с другими
педагогическими
работниками и другими
специалистами в решении
воспитательных задач

4 класс
№

Наименование темы

п.п

Количе
ство
часов

Электронные
(цифровые)

Деятельность учителя с
учетом рабочей программы
воспитания

Образовательные
ресурсы

1

Повторение материала,
изученного в 3 классе.

1

2

1

11

Геометрический КВН.
Равносторонний и
равнобедренный
треугольники.
Измерение углов.
Транспортир
Построение углов заданной
градусной меры.
Построение углов по трем
заданным сторонам.
Построение
равностороннего и
равнобедренного
треугольников.
Площадь. Вычисление
площади фигур сложной
конфигурации.
Обобщение изученного
материала.
Площадь. Измерение
площади палеткой.
Числовой луч.

12

Числовой луч (закрепление)

1

13

1

15

Сетки. Игра «Морской
бой».
Сетки. Координатная
плоскость.
Осевая симметрия.

16

Симметрия.

1

17

Симметрия (закрепление).

1

3
4
5
6
7

8

9
10

14

1
1
1
1
1

Установление доврительных
отношений между учителем
и обучающимися,
способствующих
позитивному восприятию
учащимися требований и
просьб учителя;
Побуждение обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые нормы
поведения, правила
общения со старшими
(учителями) и сверстниками
(обучающимися);

1

Поддержание в детском
коллективе деловой
дружелюбной атмосферы;

1

Построение воспитательной
деятельности с учётом
культурных различий детей,
половозрастны и
ндивидуальных
особенностей;

1
1

1
1

Привлечение внимания
обучающихся к
ценностному аспекту
изучаемых на уроке
явлений, понятий, приёмов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».