Финансовая грамотность (ЗПР вариант 7.2)

УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 15
от 31.08.2023г. № 134-од

Приложение к Адаптированной основной
образовательной
программе
начального
общего образования для обучающихся с ЗПР
(вариант 7.2)

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с задержкой
психического развития (вариант 7.2)
«Финансовая грамотность»
2-4 класс

Подписано цифровой
подписью: Директор
Комолова Полина
Владимировна
Дата: 2024.01.21 18:25:54
+05'00'
г. Серов

Содержание
2 класс
Тема 1. Дети и деньги: программа финансовой грамотности - детям.
Понятие финансовая грамотность; понятие денег.
Тема 2. Наш семейный бюджет: учимся экономить. Что нужно семье. Понятие семейного
бюджета; статьи доходов и расходов. Расходы семьи, обязательные и необязательные расходы.
Тема 3. Экономить и беречь мы учимся с детства.
Понятия "экономия", "бережливость", "скупость"; экономия и ограниченность ресурсов;
рациональное поведение потребителя.
Тема 4. Как распоряжаться карманными деньгами.
Карманные деньги, покупки, накопления.
Тема 5. Сколько стоит автомобиль.
Стоимость, затраты, деньги, обслуживание покупки.
Тема 6. Что такое «свое дело».
Товар, продукция, свое дело. Своё дело требует особых умений и позволяетзарабатывать,
занимаясь тем, что интересно и привлекательно.
3-4 классов
Тема 1. Что такое деньги и откуда они взялись.
Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег —
товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость)
делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты разных государств.
Основные понятия
Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные
деньги. Банкноты. Купюры.
Компетенции
• Объяснять причины и приводить примеры обмена.
• Объяснять проблемы, возникающие при обмене.
• Описывать свойства товарных денег.
• Приводить примеры товарных денег.
• Приводить примеры первых монет.
Тема 2.Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.
Устройство монеты. Изобретение бумажных денег. Защита монет от подделок.
Современные монеты. Способы защиты от подделок бумажных денег.
Основные понятия
Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра.Фальшивые
деньги. Фальшивомонетчики.
Компетенции
• Объяснять, почему появились монеты.
• Описывать купюры и монеты.
• Сравнивать металлические и бумажные деньги.
• Объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением.
Тема 3. Какие деньги были раньше в России.
Древнерусские товарные деньги. Происхождение слов «деньги», «рубль»,
«копейка». Первые русские монеты.
Основные понятия
«Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна.Грош. Алтын.
Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.
Компетенции
• Описывать старинные российские деньги.
• Объяснять происхождение названий денег.
Тема 4. Современные деньги России и других стран.
Современные деньги России. Современные деньги мира. Появление безналичных денег.
Безналичные деньги как информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов.
Функции банкоматов.
Основные понятия

Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат.
Пластиковая карта.
Компетенции
• Описывать современные российские деньги.
• Решать задачи с элементарными денежными расчётами.
• Объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта.
• Приводить примеры иностранных валют.
Тема 5.Откуда в семье деньги.
Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад. Основным
источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы
зависит от профессии. Собственник может получать арендную плату и проценты. Государство
помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке
денег их можно взять взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.
Основные понятия
Доходы. Клады. Лотерея. Наследство. Товары. Услуги. Заработная плата. Профессия.
Сдельная зарплата. Почасовая зарплата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда.
Проценты по вкладам. Кредиты.
Компетенции
• Описывать и сравнивать источники доходов семьи.
• Объяснять причины различий в заработной плате.
• Объяснять, кому и почему платят пособия.
• Приводить примеры того, что можно сдать в аренду.
Тема 6.На что тратятся деньги.
Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными и
необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего приходится делать
сбережения. Если сбережений не хватает или появляются непредвиденные расходы, деньги можно
взять в долг. Некоторые люди тратят много денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.
Основные понятия
Расходы. Продукты. Коммунальные платежи. Счёт. Одежда. Обувь. Образование.
Непредвиденные расходы. Сбережения. Долги. Вредные привычки. Хобби.
Компетенции
•
Объяснять, что влияет на намерения людей совершать покупки.
•
Сравнивать покупки по степени необходимости.
•
Различать планируемые и непредвиденные расходы.
•
Объяснять, как появляются сбережения и долги.
Тема 7. Как умно управлять своими деньгами.
Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов,чтобы
избежать финансовых проблем.
Основные понятия
Расходы и доходы. Бюджет. Банкрот. Дополнительный заработок.
Компетенции
•
Объяснять, как управлять деньгами.
•
Сравнивать доходы и расходы.
•
Объяснять, как можно экономить.
•
Составлять бюджет на простом примере.
Тема 8. Как делать сбережения.
Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Сбережения,вложенные в банк
или ценные бумаги, могут принести доход.
Основные понятия
Копилки. Коллекционирование. Банковский вклад. Недвижимость. Ценныебумаги.
Фондовый рынок. Акции. Дивиденды.
Компетенции
•
Объяснять, в какой форме можно делать сбережения.
•
Приводить примеры доходов от различных вложений денег.
•
Сравнивать разные виды сбережений.

Планируемые результаты
Личностные результаты освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР включают
индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, социально значимые
ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования ―
введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР личностные результаты освоения АООП НОО должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление
гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Метапредметные результаты отражают:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные
способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных
задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными
задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью
клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать
изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим
сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с
задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии
с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного
учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе
универсальных учебных действий.
Предметные результаты:
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• представление о роли денег в семье и обществе;
• умение характеризовать виды и функции денег;
• знание источников доходов и направлений расходов семьи;
• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
• проведение элементарных финансовых расчётов.

Тематическое планирование
2 класс
№ Раздел, тема урока

1.
2.

3.
4.

5.
6.

Количест Электронные
Деятельность учителя с учётом рабочей программы
во часов (цифровые)
воспитания
Образовательные
ресурсы
внимания
обучающихся
к
Тема 1. Дети и деньги: программа финансовой грамотности - детям. (2 Привлечение
обсуждаемой на уроке информации, активизации
часа)
познавательной деятельности
1
https://sberegiplanet
Что такое финансовая грамотность?
обучающихся.
1
u.ru/cat
Решение практических задач.
Установление
доверительных отношений между
egories/obuchenieучителем и обучающимися.
detey
https://learningapps
.org/ind
ex.php?s=финансо
вая+гра
мотность
Тема 2. Наш семейный бюджет: учимся экономить. (2 часа)
1
https://fmc.hse.ru/p
Наш семейный бюджет: учимся экономить.
rimarySchool
1
Мини-исследование «Расходы моей семьи».
https://school.skys
mart.ru/fi
nansovayagramotnost
Тема 3. Экономить и беречь мы учимся с детства. (2 часа)
1
https://sberegiplane
Нахождение ценностного аспекта учебного знанияи
В гостях у гнома Эконома.
tu.ru/cat
информации, обеспечение его понимания и
1
Понятия "экономия", "бережливость",
egories/obuchenieпережвания обучающимися;
"скупость".
detey
Привлечение внимания обучающихся к
https://minfin.gov.r
обсуждаемой на уроке информации, активизвция
u/ru/om/
познавательной деятельности обучающихся;

fingram/directions/
program
s/books/

7.

8.
9.
10.

11.
12.
13.
14.
15.

Организация работы обучающихся с социально
Тема 4. Как распоряжаться карманными деньгами. (2 часа)
значимой информацией по поводу получаемой на
1
https://sberegiplanet
Карманные деньги.
уроке социально значимой информации –
u.ru/cat
обсуждать, высказывать мнение;
egories/obucheniedetey
Экскурсия к банкомату.
1
Тема 2. Сколько стоит автомобиль. (2 часа)
1
https://sberegi
Затраты, деньги, обслуживание покупки.
planetu.ru/ca
t
Мини-исследование «Необходимые
1
egories/obuc
затраты».
henie-detey
Побуждение обучающихся к соблюдению на уроке
Тема 6. Что такое «свое дело». (7 часов)
1
https://minfin.gov.ru принципов учебной дициплины и самоорганизации;
Что такое «свое дело»?
Сотрудничество с другими педагогическими
/ru/om/
fingram/directions/pro работниками и другими специалистами в решении
1
Подготовка проекта «Сказочные герои
воспитательных задач;
grams/books/
открывают «свое дело».
https://learningapps.org/i Создание вучебных группах (классе, кружке,секции
Ролевая игра «Идём за покупками».
1
и т.д.) разновозрастные детско взрослые общности
nd
Практикум «Отмечаем день рождения».
1
ex.php?s=финансовая+г обучающхся;
1
рамотность
Творческая работа «Мастерская этикеток».

16. Мини-исследование
наших родителей».
17. Подведение итогов.

«Прибыльные

дела

1
1

3 класс
№

1.
2.
3.

4.
5.
6.
7.
8.
9.

Содержание
(разделы, темы)

ЦОР/ЭОР

Кол-во
часов
Тема 1. Что такое деньги и какими они бывают (9 часов)
Что такое деньги и откуда они взялись.
1
https://sberegiplanetu.r
u/cat
Рассмотрим
деньги поближе.
Защита от
1
egories/obuchenieподделок.
detey
1
Мини-исследование «Финансы в русских
сказках».
https://minfin.gov.ru/ru
/om/
fingram/directions/pro
gram
s/books/
https://minfin.gov.ru/ru
Рассмотрим деньги поближе.
1
/om/
fingram/directions/pro
Какие деньги были раньше в России.
1
grams/books/
Мини-исследование «Русские пословицы и
поговорки о деньгах».
https://learningapps.or
Современные
деньги
России
и других
1
g/ind
стран.
ex.php?s=финансовая
Экскурсия к банкомату.
1
+грамотность
Знакомство с пластиковой картой,
сберкнижкой.

1

Привлечение внимания обучающихся
к обсуждаемой на уроке информации,
активизации
познавательной
деятельности
обучающихся.
Установление доверительных
отношений между учителем и
обучающимися.
Нахождение ценностного аспекта
учебного знанияи информации,
обеспечение его понимания и
пережвания обучающимися;
Привлечение внимания обучающихся
к обсуждаемой на уроке информации,
активизвция познавательной
деятельности обучающихся;
Организация работы обучающихся с
социально значимой информацией по
поводу получаемой на уроке
социально значимой информации –
обсуждать, высказывать мнение;

10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Тема 2. Из чего складываются доходы в семье (8 часов)
https://fmc.hse.ru/primaryS
Откуда в семье деньги.
1
chool
«Дерево решений» - «Доходы бывают
1
разные».
https://minfin.gov.ru/ru/om/
На что тратятся деньги.
1
fingram/directions/program
1
Ролевая игра «Идём за покупками».
s/books/
1
Мини-исследование «Готовим
праздничный пирог».
https://minfin.gov.ru/ru/om/
Как делать сбережения.
1
fingram/directions/program
Творческая работа «Моя копилка».
1
s/books/
1
Мини-исследование
«Бюджет
сказочных
героев».
https://sberegiplanetu.ru/cat

Побуждение обучающихся к
соблюдению на уроке
принципов учебной дициплины
и самоорганизации;
Сотрудничество с другими
педагогическими работниками и
другими специалистами в
решении воспитательных задач;
Создание вучебных группах
(классе, кружке,секции и т.д.)
разновозрастные детско
взрослые общности
обучающхся.

egories/obuchenie-detey
4 класс
№

1.
2.
3.

4.

Содержание
(разделы, темы)

ЦОР/ЭОР

Кол-во
часов
Тема 1. Что такое деньги и какими они бывают (9 часов)
Что такое деньги и откуда они взялись.
1
https://sberegiplanetu.r
u/cat
Рассмотрим
деньги поближе.
Защита от
1
egories/obuchenieподделок.
detey
1
Мини-исследование «Финансы в русских
сказках».
https://minfin.gov.ru/ru
/om/
fingram/directions/pro
gram
s/books/
https://minfin.gov.ru/ru
Рассмотрим деньги поближе.
1

Привлечение внимания обучающихся
к обсуждаемой на уроке информации,
активизации
познавательной
деятельности
обучающихся.
Установление доверительных
отношений между учителем и
обучающимися.
Нахождение ценностного аспекта
учебного знанияи информации,
обеспечение его понимания и
пережвания обучающимися;
Привлечение внимания обучающихся
к обсуждаемой на уроке информации,
активизвция познавательной
деятельности обучающихся;

5.
6.
7.
8.
9.

10.
11.
12.
13.
14.
15.

Какие деньги были раньше в России.
Мини-исследование «Русские пословицы и
поговорки о деньгах».
Современные
деньги
России
и других
стран.
Экскурсия к банкомату.

1

/om/
fingram/directions/pro
grams/books/

1

https://learningapps.or
g/ind
ex.php?s=финансовая
+грамотность

1

1
Знакомство с пластиковой картой,
сберкнижкой.
Тема 2. Из чего складываются доходы в семье (8 часов)
https://fmc.hse.ru/prim
Откуда в семье деньги.
1
aryS
«Дерево решений» - «Доходы бывают
1
chool
разные».
На что тратятся деньги.
1
https://minfin.gov.ru/ru
1
Ролевая игра «Идём за покупками».
/om/
fingram/directions/pro
1
Мини-исследование «Готовим
grams/books/
праздничный пирог».
https://minfin.gov.ru/ru
Как делать сбережения.
1
/om/
fingram/directions/pro
gram
s/books/
https://sberegiplanetu.r
u/cat
egories/obucheniedetey

Организация работы обучающихся с
социально значимой информацией по
поводу получаемой на уроке
социально значимой информации –
обсуждать, высказывать мнение;

Побуждение обучающихся к
соблюдению на уроке принципов
учебной дициплины и
самоорганизации;
Сотрудничество с другими
педагогическими работниками и
другими специалистами в решении
воспитательных задач;
Создание вучебных группах (классе,
кружке,секции и т.д.)
разновозрастные детско взрослые
общности обучающхся.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».