Функциональная грамотность (ЗПР вариант 7.2)

УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 15
от 31.08.2023г. № 134-од

Приложение к Адаптированной основной
образовательной
программе
начального
общего образования для обучающихся с ЗПР
(вариант 7.2)

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности
для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)
«Функциональная грамотность»
2-4 класс

Подписано цифровой
подписью: Директор
Комолова Полина
Владимировна
Дата: 2024.01.21 18:26:25
+05'00'
г. Серов

Содержание
Раздел 1. Настоящий читатель
Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе.
Любимая книга. Обложка любимой книжки. Книги С.Я.Маршака, С.В.Михалкова и др. Экскурсия
в библиотеку. Карточки, стеллажи, разделители книг. Алфавитный порядок расстановки книг.
Правила поведения в библиотеке. Книги-«калеки», «лечение книг». Домашняя библиотека. Личная
библиотека. Члены семьи – собиратели книг. Настоящий читатель много читает. Лента времени
для учёта длительности чтения. Писатели и их книги. Портреты писателей. Быстрое чтение.
Получение информации. Проверка скорости и качества чтения. Читаем всё, что задано.
Особенности чтения текстов математических задач. Чтение текстов из учебника русского языка
и окружающего мира. Сходство и различие текстов разных предметов. Творческая работа «Твоё
представление о настоящем читателе». Выражение своей позиции в сочинении, рисунке или
аппликации.
Раздел 2. Технология продуктивного чтения
Продуктивное чтение – что это? Высказывание предположений. Опрос взрослых друзей,
одноклассников. Запись ответов. Продуктивное чтение и значение слова «продукт». Глубокое
восприятие и понимание текста. Восприятие – активное включение человека в чтение. Читаем и
переживаем. Читаем и реагируем на прочитанное: грустим, удивляемся, радуемся – испытываем
эмоции. Технология – последовательность этапов (шагов) при чтении.
Раздел 3. Проект «Дружим с книгой»
Обсуждение общей темы. Уточнение, выбор под тем проекта: «Электронная книга
будущего», «Самая фантастическая книга», «Книги о детях» и т.д. Участие и помощь родителей.
Составление плана работы над проектом. Подготовка проекта. Сбор информации. Работа с
картотекой, с источниками. Выполнение проекта. Фиксация хода работы над проектом. Плакат для
защиты проекта. Подготовка презентации к защите проекта. Защита проекта. Обобщение знаний в
ходе праздника «Я – настоящий читатель!».
3 класс
Модуль «Основы читательской грамотности»
Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как
источник информации. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в
текстах. Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? Типы текстов:
описание, повествование, рассуждение. Работа над различными типами текстов.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
Изучать природу – значит любить и охранять её. Науки о природе. Как изучают природу.
Наблюдения в природе, описание живых объектов.
Условия, в которых мы живем. Солнце - источник тепла и света на Земле. Климат и
сезоны года. Сезонные явления нашей местности. Особенности весны, лета, осени, зимы.
Неблагоприятные и необычные явления природы. Как уменьшить влияние опасных явлений
погоды на природу родного края. Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как сделать воздух в
городе чище. Вода — это жизнь. Природные родники и их охрана.
Кто и как живет рядом с нами. Свет, тепло, влага в жизни растений. Нужны ли комнатные
растения в доме. Чужестранные пришельцы на подоконнике - что мы о них знаем. Почему надо
беречь и охранять растения. Растения Красной книги. Грибы - удивительное царство.
Грибы ядовитые и съедобные. Где растут лишайники, о чем они могут рассказать.
Многообразие животных родного края. Какие рыбы встречаются в водоемах края. Аквариумные
рыбы - что мы знаем о них. Почему лягушка - земноводное животное. Как дышит, чем питается
лягушка. Почему надо охранять земноводных. Древние ящеры и современные ящерицы. Почему
птицы - пернатые. Перелетные, зимующие и кочующие птицы края. Как помочь птицам зимой.
Охрана и привлечение птиц. Млекопитающие родного края. Домашние животные. Кормление и
уход за ними. Кто и как живет в почве? Что надо знать о бактериях. Почему надо поддерживать
чистоту в доме и соблюдать правила личной гигиены. Зависимость человека от природы.
Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. Культурные растения. Охота в истории людей.

Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления. Отрицательное воздействие человека на
природу. Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе. Почему надо соблюдать правила
поведения в природе. Что охраняют в заповедниках и заказниках Самарской области. Охранять
природу — значит охранять здоровье.
Выясняем, что такое экология. Экология - наука о связях между живыми существами и
окружающей их средой, между человеком и природой. Организм и окружающая среда.
Простейшая квалификация экологических связей.
Модуль «Основы математической грамотности»
«Удивительный мир чисел».
История развития математики. Из истории чисел и цифр. Интересные приёмы устного
счёта. Виды цифр. Римская нумерация. Римские цифры от 1 до 50. Единицы времени: час, минута,
сутки, месяц. Работа с часами (циферблат с римскими цифрами), с календарем (запись даты
рождения с использованием римских цифр в обозначении месяца, запись знаменательных дат).
Ребус. Правила разгадывание ребусов: прибавление при чтении буквы «у», прибавление
при чтении предлогов «за» или «перед», добавление при чтении слога «по», прибавление при
чтении предлога «с». Что такое математический ребус. Решение математических ребусов. Монеты
в 1 р., 2 р., 5 р., 10 р, 1 к., 5 к.,10 к. Купюры в 10 р., 50 р. Размен монет и купюр. Оплата проезда.
«Мир занимательных задач».
Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач. Выбор необходимой
информации, содержащей в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные
вопросы. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых
чисел (величин). Задачи
с
некорректными
данными,
с
избыточным
составом
условия. Задачи на оперирование понятиями «все», «некоторые»,
«отдельные».
Задачи на установления сходства и соответствия. Задачи на установление временных,
пространственных и функциональных отношений. Задачи
на
комбинированные действия.
Задачи на
активный
перебор
вариантов отношений. Выбор наиболее
эффективных способов решения.
Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры.
4 класс
Модуль «Основы читательской грамотности» (9 ч) Раздел 1.
Определение основной темы и главной мысли в произведении. Определение авторской
позиции в художественном тексте. Рассказы современных писателей: Е.Велтистов
«Мальчик из чемодана», «Миллион и один день каникул». Е.В.Медведев «Баранкин, будь
человеком» и др.
Раздел 2.
Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте, как
преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.
Ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте
информацию. Типы текстов: текст-повествование, описание рассуждение. Практическая работа с
текстами разных жанров. Учебный текст как источник информации. Интерпретировать
информацию, отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию.
Поиск ошибок в предложенном тексте. Составление плана на основе исходного текста.
Оценивать достоверность предложенной информации, высказывать оценочные суждения на
основе текста. Создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении
учебно-практических задач.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (8 ч) Раздел 1.
Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций.
Воздух и его свойства. Углекислый газ в природе и его значение. Вода. Уникальность
воды. Почвы и их свойства.
Раздел 2.

Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой.
Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых
организмов.
Модуль «Основы математической грамотности» (8 ч) Раздел 1.
Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления.
Раздел 2.
Сюжетные задачи, решаемые с конца. Задачи на взвешивание. Логические задачи: задачи
о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду.
Раздел 3.
Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части
и составление модели.
Раздел 4.
Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Модуль «Основы финансовой грамотности» (9 ч) Раздел 1.
Как появились деньги. Что могут деньги. Деньги в разных странах. Деньги настоящие и
ненастоящие.
Раздел 2.
Как разумно делать покупки. Кто такие мошенники.
Раздел 3.
Личные деньги. Сколько стоит «своё дело».

Планируемые результаты
Личностные результаты освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР включают
индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, социально
значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного
образования ― введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими социо-культурным
опытом.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР личностные результаты освоения АООП НОО должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе
в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации
к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Метапредметные результаты отражают:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных
задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными
задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью
клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать
изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим

сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с
задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон
и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного
учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе
универсальных учебных действий.
Предметные результаты:
Модуль «Основы читательской грамотности»
•
правил пользования библиотекой;
•
основные элементы книги (титульный лист, оглавление, предисловие, аннотация,
послесловие, форзац);
•
уметь самостоятельно определять жанр книги (художественная, научно-популярная,
справочная), иметь представление о различных видах литературы;
•
использовать для решения познавательных и коммуникативных задач справочной,
научно-популярной литературы, периодических изданий для младших школьников;
•
знать основные этапы развития книжного дела, исторический процесс формирования
внешнего вида книги и ее структуры;
•
понимать значение терминов, определенных программой;
•
знать рациональные приемы и способы самостоятельного поиска информации в
соответствии с возникающими в ходе обучения задачами;
•
овладение методами аналитико–синтетической переработки информации;
•
изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления
результатов самостоятельной учебной и познавательной работы;
•
ориентироваться в информационной среде библиотеки и Интернета, уметь критически
оценить и обработать найденную информацию;
•
уметь оформить и представить результаты самостоятельной работы.
Модуль «Математическая грамотность»
Обучающийся научится:
•
использовать приобретённые математические знания для описания и объяснения
окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и
пространственных отношений;
•
овладеет основами логического и алгоритмического мышления, пространственного
воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его
оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и

выполнения алгоритмов;
Обучающийся получит возможность научиться:
•
умению выполнять устно, строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать
и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами,
цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные;
•
приобретения первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на
клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме).
Модуль «Естественно-научная грамотность»
Обучающиеся научатся:
•
осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности,
элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм
здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
•
осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись,
измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов,
от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
Обучающиеся получат возможность научиться:
•
развивать навыки устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем
мире;
•
оценивать правильность поведения людей в природе, быту.
Модуль «Финансовая грамотность»
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• представление о роли денег в семье и обществе;
• умение характеризовать виды и функции денег;
• знание источников доходов и направлений расходов семьи;
• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
• проведение элементарных финансовых расчетов.

Тематическое планирование
2 класс
№п/п

1
2
3

Тема

Кого можно считать
настоящим читателем?
Любимая книга.
Книги С.Я. Маршака,
С.В. Михалкова и др.

Кол-во
часов

Электронные(
цифровые)
образовательные
ресурсы
Я - настоящий читатель.
1
1

1
4

Экскурсия в библиотеку.

5
6
7

Домашняя библиотека.
Писатели и их книги.
Быстрое чтение и
получение
информации.

8
9

10
11

1
1

Деятельность учителя с
учетом рабочей
программы воспитания
Установление
доврительных отношений
между учителем и
обучающимися,
способствующих
позитивному восприятию
учащимися требований и
просьб учителя;
Побуждение обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые нормы
поведения, правила
общения со старшими
(учителями) и
сверстниками
(обучающимися);
Поддержание в детском
коллективе деловой
дружелюбной атмосферы;

Сходство и различие
текстов разных
1
предметов.
Творческая работа
1
«Твоё представление о
настоящем читателе».
Технология продуктивного чтения.
Иницииирование
Продуктивное чтение –
обучающихся к
что это?
1
обсуждению,
Мониторинг.
высказыванию своего
мнения,выработке своего
Глубокое восприятие и
1
отношения по поводу
понимание текста.
получаемой на уроке
социально значимой
информации;
Привлечение внимания
обучающихся к
ценностному аспекту
изучаемых на уроке
явлений, понятий, приёмов;

12

13

Читаем и реагируем на
прочитанное: грустим,
8
удивляемся, радуемся
– испытываем эмоции.
Технология –
последовательность
8
этапов (шагов) при
чтении
Проект «Я дружу с книгой»

15

Уточнение, выбор под
тем проекта.
Составление плана
работы над проектом.
Выполнение проекта.

16
17

Защита проекта.
Итоговый мониторинг.

14

Привлечение внимания
обучающихся к
обсуждаемой на уроке
информации, активизвция
познавательной
деятельности
обучающихся;

Организация работы
обучающихся с социально
значимой информацией по
поводу получаемой на
уроке социально значимой
информации – обсуждать,
высказывать мнение;
Побуждение обучающихся
к соблюдению на уроке
принципов учебной
дициплины и
самоорганизации;
Сотрудничество с другими
педагогическими
работниками и другими
специалистами в решении
воспитательных задач

2
6

1
1

3 класс
№п/п

1.

2

3

4
5
6

Кол-во
часов

Электронные(
Деятельность учителя с
цифровые)
учетом рабочей
образовательные
программы воспитания
ресурсы
Модуль «Основы читательской грамотности»
Фольклор. Пословицы,
1
поговорки как
источник информации.
Вводный мониторинг.
Установление
Сопоставление
доврительных отношений
2
содержания текстов
между учителем и
разговорного стиля.
обучающимися,
способствующих
позитивному восприятию
Работа с текстом: как
учащимися требований и
выделить главную
3
мысль текста или его
просьб учителя;
Побуждение обучающихся
частей?
соблюдать на уроке
общепринятые нормы
Типы текстов: текст
3
описание
поведения, правила
общения со старшими
Типы текстов: текст
(учителями) и
3
повествование.
сверстниками
(обучающимися);
Типы текстов: текст
3
Поддержание в детском
рассуждение.
Тема

7

8

9
10

11
12

коллективе деловой
Работа со сплошным
дружелюбной атмосферы;
текстом.
2
Промежуточный
мониторинг.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
Иницииирование
обучающихся к
обсуждению,
Изучение природы.
1
высказыванию своего
мнения,выработке своего
Условия, в которых
отношения по поводу
мы живем. Кто и
получаемой на уроке
как живет рядом
социально значимой
с нами.
информации;
1
Привлечение внимания
обучающихся к
Почему надо беречь и
ценностному аспекту
1
охранять растения.
изучаемых на уроке
явлений, понятий, приёмов;
Привлечение внимания
Грибы - удивительное
обучающихся к
1
царство.
обсуждаемой на уроке
информации, активизвция
Где растут лишайники,
1
познавательной
о чем они могут
рассказать.
деятельности
обучающихся;

13

Многообразие
животных родного
края.

14

Что охраняют в
заповедниках и
заказниках Самарской
области.

15

16

17

Выясняем, что такое
экология.

1

1

Модуль «Основы математической грамотности»
Организация работы
обучающихся с социально
значимой информацией по
поводу получаемой на
уроке социально значимой
информации – обсуждать,
Удивительный мир
высказывать мнение;
2
чисел.
Побуждение обучающихся
к соблюдению на уроке
принципов учебной
дициплины и
Решение
самоорганизации;
1
математических
Сотрудничество с другими
ребусов.
педагогическими
работниками и другими
специалистами в решении

воспитательных задач

4 класс
№ п/п

1

2

3

4

5
6

7

Кол-во
часов

Электронные(
Деятельность учителя с
цифровые)
учетом рабочей
образовательные
программы воспитания
ресурсы
Модуль «Основы читательской грамотности»
Как понимать
Установление
информацию,
доврительных отношений
содержащуюся в
между учителем и
тексте, как
обучающимися,
преобразовывать
способствующих
текстовую
позитивному восприятию
информацию с учётом
учащимися требований и
цели дальнейшего
просьб учителя;
использования.
Побуждение обучающихся
соблюдать на уроке
Работа с текстом.
общепринятые нормы
Типы текстов:
поведения, правила
повествование,
общения со старшими
описание,
рассуждение
(учителями) и
сверстниками
Составление плана на
(обучающимися);
основе исходного
Поддержание в детском
текста.
коллективе деловой
Создавать
дружелюбной атмосферы;
собственные тексты,
применять
информацию из
текста при решении
учебно-практических
задач.
Модуль «Основы математической грамотности»
Применение чисел и
Иницииирование
действий над ними.
1
обучающихся к
Вводный мониторинг.
обсуждению,
высказыванию своего
Сюжетные задачи,
решаемые с конца.
мнения,выработке своего
1
Задачи на
отношения по поводу
получаемой на уроке
взвешивание.
социально значимой
Логические задачи:
информации;
задачи о «мудрецах»,
Привлечение внимания
о лжецах и тех, кто
обучающихся к
1
всегда говорит
ценностному аспекту
правду.
изучаемых на уроке
Промежуточный
явлений, понятий, приёмов
мониторинг.
Тема

8
9
10
11

12

13.

14.

15

16
17

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
Привлечение внимания
Воздух и его
1
обучающихся к
свойства.
обсуждаемой на уроке
информации, активизвция
Углекислый газ в
познавательной
природе и его
1
значение.
деятельности
обучающихся;
Вода. Уникальность
1
воды.
Почвы и их свойства.
Промежуточный
1
мониторинг.
Земля, внутреннее
строение Земли.
Знакомство с
1
минералами, горной
породой и рудой.
Модуль «Основы финансовой грамотности»
Как появились
Организация работы
деньги? Деньги в
обучающихся с социально
1
разных
значимой информацией по
поводу получаемой на
странах.
уроке социально значимой
информации – обсуждать,
Деньги настоящие и
1
высказывать мнение;
ненастоящие.
Побуждение обучающихся
к соблюдению на уроке
Как разумно делать
принципов учебной
покупки?
1
дициплины и
Промежуточный
самоорганизации;
мониторинг.
Сотрудничество с другими
педагогическими
Кто такие
работниками и другими
1
мошенники? Личные
специалистами в решении
деньги.
воспитательных задач
Сколько стоит «своё
1
дело»?


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».