УТВЕРЖДЕНА приказом МАОУ СОШ № 15 от 31.08.2023г. № 134-од Приложение к Адаптированной основной образовательной программе начального общего образования для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) Адаптированная рабочая программа для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс Подписано цифровой подписью: Директор Комолова Полина Владимировна Дата: 2024.01.20 23:25:14 +05'00' г. Серов Содержание Модуль «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» Россия – наша Родина. Введение в православную традицию. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Модуль «ОСНОВЫ ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ» Россия – наша Родина. Введение в исламскую традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Во что верят правоверные мусульмане. Добро и зло в исламкой традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Модуль «ОСНОВЫ БУДДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ» Россия – наша Родина. Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святыни. Будды и бодхисатвы. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Модуль «ОСНОВЫ ИУДЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ» Россия – наша Родина. Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора – главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Еврейский календарь: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Модуль «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ» Россия – наша Родина. Культура и религия. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Добро и зло. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Праздники и календари в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Модуль «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» Россия – наша Родина. Культура и религия. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Планируемые результаты Личностные результаты освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими социо-культурным опытом. С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР личностные результаты освоения АООП НОО должны отражать: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты отражают: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий. Предметные результаты обучения по модулю «Основы православной культуры» должны обеспечивать следующие достижения обучающегося: • выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности; • выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры; • выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования; • рассказывать о нравственных заповедях, нормах христианской морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности; • раскрывать основное содержание нравственных категорий в православной культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание, ответственность, послушание, грех как нарушение заповедей, борьба с грехом, спасение), основное содержание и соотношение ветхозаветных Десяти заповедей и Евангельских заповедей Блаженств, христианского нравственного идеала; объяснять «золотое правило нравственности» в православной христианской традиции; • первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций православной этики; • раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в православии, вероучении о Боге-Троице, Творении, человеке, Богочеловеке Иисусе Христе как Спасителе, Церкви; • рассказывать о Священном Писании Церкви – Библии (Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелия и евангелисты), апостолах, святых и житиях святых, священнослужителях, богослужениях, молитвах, Таинствах (общее число Таинств, смысл Таинств Крещения, Причастия, Венчания, Исповеди), монашестве и монастырях в православной традиции; • рассказывать о назначении и устройстве православного храма (собственно храм, притвор, алтарь, иконы, иконостас), нормах поведения в храме, общения с мирянами и священнослужителями; • рассказывать о православных праздниках (не менее трёх, включая Воскресение Христово и Рождество Христово), православных постах, назначении поста; • раскрывать основное содержание норм отношений в православной семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей к отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; православных семейных ценностей; • распознавать христианскую символику, объяснять своими словами её смысл (православный крест) и значение в православной культуре; • рассказывать о художественной культуре в православной традиции, об иконописи; выделять и объяснять особенности икон в сравнении с картинами; • излагать основные исторические сведения о возникновении православной религиозной традиции в России (Крещение Руси), своими словами объяснять роль православия в становлении культуры народов России, российской культуры и государственности; • первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению православного исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов; • приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности, поступать согласно своей совести; • выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Оте-честву, нашей общей Родине – России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий; • называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм; • выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в православной духовно-нравственной культуре, традиции. Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы исламской культуры» должны отражать сформированность умений: • выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности; • выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры; • выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования; • рассказывать о нравственных заповедях, нормах исламской религиозной морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности; • раскрывать основное содержание нравственных категорий в исламской культуре, традиции (вера, искренность, милосердие, ответственность, справедливость, честность, великодушие, скромность, верность, терпение, выдержка, достойное поведение, стремление к знаниям); • первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций исламской этики; • раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в исламской культуре, единобожии, вере и её основах; • рассказывать о Священном Коране и сунне – примерах из жизни пророка Мухаммада; о праведных предках, о ритуальной практике в исламе (намаз, хадж, пост, закят, дуа, зикр); • рассказывать о назначении и устройстве мечети (минбар, михраб), нормах поведения в мечети, общения с верующими и служителями ислама; • рассказывать о праздниках в исламе (Ураза-байрам, Курбан-байрам, Маулид); • раскрывать основное содержание норм отношений в исламской семье, обязанностей и ответственности членов семьи; норм отношений детей к отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; норм отношений с дальними родственниками, соседями; исламских семейных ценностей; • распознавать исламскую символику, объяснять своими словами её смысл и охарактеризовать назначение исламского орнамента; • рассказывать о художественной культуре в исламской традиции, религиозных напевах, каллиграфии, архитектуре, книжной миниатюре, религиозной атрибутике, одежде; • излагать основные исторические сведения о возникновении исламской религиозной традиции в России, своими словами объяснять роль ислама в становлении культуры народов России, российской культуры и государственности; • первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исламского исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (мечети, медресе, памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов; • приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести; • выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Оте-честву, нашей общей Родине – России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий; • называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм; • выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в исламской духовно-нравственной культуре, традиции. Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы буддийской культуры» должны отражать сформированность умений: • выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности; • выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры; • выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования; • рассказывать о нравственных заповедях, нормах буддийской религиозной морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности; • раскрывать основное содержание нравственных категорий в буддийской культуре, традиции (сострадание, милосердие, любовь, ответственность, благие и неблагие деяния, освобождение, борьба с неведением, уверенность в себе, постоянство перемен, внимательность); основных идей (учения) Будды о сущности человеческой жизни, цикличности и значения сансары; понимание личности как совокупности всех поступков; значение понятий «правильное воззрение» и «правильное действие»; • первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций буддийской этики; • раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в буддийской культуре, учении о Будде (буддах), бодхисаттвах, Вселенной, человеке, обществе, сангхе, сансаре и нирване; понимание ценности любой формы жизни как связанной с ценностью человеческой жизни и бытия; • рассказывать о буддийских писаниях, ламах, службах; смысле принятия, восьмеричном пути и карме; • рассказывать о назначении и устройстве буддийского храма, нормах поведения в храме, общения с мирскими последователями и ламами; • рассказывать о праздниках в буддизме, аскезе; • раскрывать основное содержание норм отношений в буддийской семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей к отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; буддийских семейных ценностей; • распознавать буддийскую символику, объяснять своими словами её смысл и значение в буддийской культуре; • рассказывать о художественной культуре в буддийской традиции; • излагать основные исторические сведения о возникновении буддийской религиозной традиции в истории и в России, своими словами объяснять роль буддизма в становлении культуры народов России, российской культуры и государственности; • первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению буддийского исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов; • приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности, поступать согласно своей совести; • выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий; • называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм; • выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в буддийской духовно-нравственной культуре, традиции. Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы иудейской культуры» должны отражать сформированность умений: • выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности; • выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры; • выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования; • рассказывать о нравственных заповедях, нормах иудейской морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности; • раскрывать основное содержание нравственных категорий в иудейской культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание, ответственность, послушание, исполнение заповедей, борьба с грехом и спасение), основное содержание и место заповедей (прежде всего, Десяти заповедей) в жизни человека; объяснять «золотое правило нравственности» в иудейской религиозной традиции; • первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций иудейской этики; • раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в иудаизме, учение о единобожии, об основных принципах иудаизма; • рассказывать о священных текстах иудаизма – Торе и Танахе, о Талмуде, произведениях выдающихся деятелей иудаизма, богослужениях, молитвах; • рассказывать о назначении и устройстве синагоги, о раввинах, нормах поведения в синагоге, общения с мирянами и раввинами; • рассказывать об иудейских праздниках (не менее четырёх, включая Рош-а-Шана, ЙомКиппур, Суккот, Песах), постах, назначении поста; • раскрывать основное содержание норм отношений в еврейской семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношений детей к отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; иудейских традиционных семейных ценностей; • распознавать иудейскую символику, объяснять своими словами её смысл (магендовид) и значение в еврейской культуре; • рассказывать о художественной культуре в иудейской традиции, каллиграфии, религиозных напевах, архитектуре, книжной миниатюре, религиозной атрибутике, одежде; • излагать основные исторические сведения о появлении иудаизма на территории России, своими словами объяснять роль иудаизма в становлении культуры народов России, российской культуры и государственности; • первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению иудейского исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (синагоги, кладбища, памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов; • приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности, поступать согласно своей совести; • выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Оте-честву, нашей общей Родине – России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий; • называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм; • выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в иудейской духовно-нравственной культуре, традиции. Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы религиозных культур народов России» должны отражать сформированность умений: • выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности; • выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры; • выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования; • рассказывать о нравственных заповедях, нормах морали в традиционных религиях России (православие, ислам, буддизм, иудаизм), их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми; • раскрывать основное содержание нравственных категорий (долг, свобода, ответственность, милосердие, забота о слабых, взаимопомощь) в религиозной культуре народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме); объяснять «золотое правило нравственности» в религиозных традициях; • соотносить нравственные формы поведения с нравственными нормами, заповедями в традиционных религиях народов России; • раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в вероучении православия, ислама, буддизма, иудаизма; об основателях религий; • рассказывать о священных писаниях традиционных религий народов России (Библия, Коран, Трипитака (Ганджур), Танах), хранителях предания и служителях религиозного культа (священники, муллы, ламы, раввины), религиозных обрядах, ритуалах, обычаях (1–2 примера); • рассказывать о назначении и устройстве священных сооружений (храмов) традиционных религий народов России, основных нормах поведения в храмах, общения с верующими; • рассказывать о религиозных календарях и праздниках традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма, не менее одного религиозного праздника каждой традиции); • раскрывать основное содержание норм отношений в религиозной семье (православие, ислам, буддизм, иудаизм), общее представление о семейных ценностях в традиционных религиях народов России; понимание отношения к труду, учению в традиционных религиях народов России; • распознавать религиозную символику традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма минимально по одному символу), объяснять своими словами её значение в религиозной культуре; • рассказывать о художественной культуре традиционных религий народов России (православные иконы, исламская каллиграфия, буддийская танкопись); главных особенностях религиозного искусства православия, ислама, буддизма, иудаизма (архитектура, изобразительное искусство, язык и поэтика религиозных текстов, музыки или звуковой среды); • излагать основные исторические сведения о роли традиционных религий в становлении культуры народов России, российского общества, российской государственности; • первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и культурного наследия традиционных религий народов России в своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов; • приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести; • выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий; • называть традиционные религии в России, народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм; • выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в традиционных религиях народов России. Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы светской этики» должны отражать сформированность умений: • выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности; • выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры; • выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования; • рассказывать о российской светской (гражданской) этике как общепринятых в российском обществе нормах морали, отношений и поведения людей, основанных на российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в России; • раскрывать основное содержание нравственных категорий российской светской этики (справедливость, совесть, ответственность, сострадание, ценность и достоинство человеческой жизни, взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие, милосердие, добродетели, патриотизм, труд) в отношениях между людьми в российском обществе; объяснять «золотое правило нравственности»; • высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни человека, семьи, народа, общества и государства; умение различать нравственные нормы и нормы этикета, приводить примеры; • первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций российской светской (гражданской) этики; • раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах российской светской (гражданской) этики: любовь к Родине, российский патриотизм и гражданственность, защита Отечества; уважение памяти предков, исторического и культурного наследия и особенностей народов России, российского общества; уважение чести, достоинства, доброго имени любого человека; любовь к природе, забота о животных, охрана окружающей среды; • рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народа, общества; российских праздниках (государственные, народные, религиозные, семейные праздники); российских государственных праздниках, их истории и традициях (не менее трёх), религиозных праздниках (не менее двух разных традиционных религий народов России), праздниках в своём регионе (не менее одного), о роли семейных праздников в жизни человека, семьи; • раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на основе российских традиционных духовных ценностей (семья – союз мужчины и женщины на основе взаимной любви для совместной жизни, рождения и воспитания детей; любовь и забота родителей о детях; любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях; уважение старших по возрасту, предков); российских традиционных семейных ценностей; • распознавать российскую государственную символику, символику своего региона, объяснять её значение; выражать уважение российской государственности, законов в рос-сийском обществе, законных интересов и прав людей, сограждан; • рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой деятельности, предпринимательства в России; выражать нравственную ориентацию на трудолюбие, честный труд, уважение к труду, трудящимся, результатам труда; • рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о культурных и природных достопримечательностях своего региона; • раскрывать основное содержание российской светской (гражданской) этики на примерах образцов нравственности, российской гражданственности и патриотизма в истории России; • объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в становлении российской государственности; • первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и культурного наследия народов России, российского общества в своей местности, регионе, оформлению и представлению её результатов; • приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы российской светской (гражданской) этики и внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести; • выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине – России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий; • называть традиционные религии в России, народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм; • выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в российской светской (гражданской) этике. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЬ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов 1 Россия — наша Родина 1 2 Культура и религия. Введение в православную духовную традицию 2 3 Во что верят православные христиане 4 4 Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему 4 5 Отношение к труду. Долг и ответственность 2 6 Милосердие и сострадание 2 7 Православие в России 5 8 Православный храм и другие святыни 3 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания Установление доврительных отношений между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися) Поддержание в детском коллективе деловой дружелюбной атмосферы Иницииирование обучающихся к обсуждению, высказыванию своего мнения,выработке своего отношения по поводу получаемой на уроке социально значимой информации Построение воспитательной деятельности с учётом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, понятий, приёмов Анализ реального состояния дел в учебном классе/группе Нахождение ценностного аспекта учебного знанияи информации, 9 Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники 6 10 Христианская семья и её ценности 3 11 Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России 2 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ обеспечение его понимания и пережвания обучающимися Привлечение внимания обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизвция познавательной деятельности обучающихся Установление доврительных отношений между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися) 34 МОДУЛЬ «ОСНОВЫ ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ» № п/п 1 Наименование разделов и тем программы Россия — наша Родина Количество часов 1 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания Установление доврительных отношений между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы 2 Культура и религия. Введение в исламскую духовную традицию 3 Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции 2 4 Коран и Сунна 2 5 6 Во что верят правоверные мусульмане (вера в Аллаха, в ангелов и посланников Бога, в Божественные Писания, в Судный день, в предопределение) Пять столпов исламской веры Обязанности мусульман 3 поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися) Поддержание в детском коллективе деловой дружелюбной атмосферы 4 Иницииирование обучающихся к обсуждению, высказыванию своего мнения,выработке своего отношения по поводу получаемой на уроке социально значимой информации Построение воспитательной деятельности с учётом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, понятий, приёмов 5 Анализ реального состояния дел в учебном классе/группе 7 Творческие работы учащихся. Доработка творческих работ учащихся при участии взрослых и друзей 2 8 История ислама в России 1 9 Нравственные основы ислама 9 10 Наука, искусство — достижения 3 Нахождение ценностного аспекта учебного знанияи информации, обеспечение его понимания и пережвания обучающимися Привлечение внимания обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизвция познавательной деятельности обучающихся Установление доврительных отношений между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися) Поддержание в детском коллективе деловой дружелюбной атмосферы исламской культуры. Мечеть 11 12 Мусумальнское летоисчисление. Праздники ислама Любовь и уважение к Отечеству ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 Установление доврительных отношений между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя 1 34 МОДУЛЬ «ОСНОВЫ БУДДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ» № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов 1 Россия — наша Родина 1 2 Культура и религия. Введение в буддийскую духовную традицию 2 3 Основатель буддизма — Сиддхартха Гаутама. Будда и его учение 4 4 Буддийский священный канон Трипитака 2 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания Установление доврительных отношений между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися) Поддержание в детском коллективе деловой дружелюбной атмосферы Иницииирование обучающихся к обсуждению, высказыванию своего 5 Буддийская картина мира 2 6 Добро и зло. Принцип ненасилия 2 7 Человек в буддийской картине мира 1 8 Сострадание и милосердие 1 9 Отношение к природе 1 10 Буддийские учители Будды и бодхисаттвы 1 11 Семья в буддийской культуре и её ценности 1 12 Творческие работы учащихся 1 13 Обобщающий урок 1 мнения,выработке своего отношения по поводу получаемой на уроке социально значимой информации Построение воспитательной деятельности с учётом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, понятий, приёмов Анализ реального состояния дел в учебном классе/группе Нахождение ценностного аспекта учебного знанияи информации, обеспечение его понимания и пережвания обучающимися Привлечение внимания обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизвция познавательной деятельности обучающихся Установление доврительных отношений между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися) Поддержание в детском коллективе деловой дружелюбной атмосферы Иницииирование обучающихся к обсуждению, высказыванию своего мнения,выработке своего отношения 14 Буддизм в России 1 15 Путь духовного совершенствования 2 16 Буддийское учение о добродетелях 2 17 Буддийские символы 1 18 Буддийские ритуалы и обряды 1 19 Буддийские святыни 1 20 Буддийские священные сооружения 1 21 Буддийский храм 1 22 Буддийский календарь 1 23 Буддийские праздники 1 по поводу получаемой на уроке социально значимой информации Построение воспитательной деятельности с учётом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, понятий, приёмов Анализ реального состояния дел в учебном классе/группе Нахождение ценностного аспекта учебного знанияи информации, обеспечение его понимания и пережвания обучающимися Привлечение внимания обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизвция познавательной деятельности обучающихся Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, понятий, приёмов Анализ реального состояния дел в учебном классе/группе Нахождение ценностного аспекта учебного знанияи информации, обеспечение его понимания и пережвания обучающимися Привлечение внимания обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизвция познавательной деятельности обучающихся Установление доврительных отношений между учителем и обучающимися, способствующих 24 Искусство в буддийской культуре 1 25 Любовь и уважение к Отечеству 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися) Поддержание в детском коллективе деловой дружелюбной атмосферы МОДУЛЬ «ОСНОВЫ ИУДЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ» № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов 1 Россия — наша Родина 1 2 Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия 2 3 Тора — главная книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило Гилеля» 2 4 Письменная и Устная Тора. Классические тексты иудаизма 1 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания Установление доврительных отношений между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися) Поддержание в детском коллективе деловой дружелюбной атмосферы Иницииирование обучающихся к обсуждению, высказыванию своего мнения,выработке своего отношения 5 Патриархи еврейского народа: от Авраама до Моше. Дарование Торы на горе Синай 4 6 Пророки и праведники в иудейской культуре 2 7 Храм в жизни иудеев 1 8 Назначение синагоги и её устройство 1 9 Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Субботний ритуал 1 10 Молитвы и благословения в иудаизме 1 11 Добро и зло 1 12 Творческие работы учащихся 2 13 Иудаизм в России 1 по поводу получаемой на уроке социально значимой информации Построение воспитательной деятельности с учётом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, понятий, приёмов Анализ реального состояния дел в учебном классе/группе Нахождение ценностного аспекта учебного знанияи информации, обеспечение его понимания и пережвания обучающимися Привлечение внимания обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизвция познавательной деятельности обучающихся Установление доврительных отношений между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися) Поддержание в детском коллективе деловой дружелюбной атмосферы Иницииирование обучающихся к обсуждению, высказыванию своего мнения,выработке своего отношения по поводу получаемой на уроке 14 Основные принципы иудаизма 2 15 Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь 1 16 Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев 1 17 Совершеннолетие в иудаизме. Ответственное принятие заповедей 1 18 Еврейский дом — еврейский мир: знакомство с историей и традицией 1 19 Еврейский календарь 1 20 Еврейские праздники: их история и традиции 2 21 Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматери еврейского народа 2 22 Любовь и уважение к Отечеству 1 социально значимой информации Построение воспитательной деятельности с учётом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей Установление доврительных отношений между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися) Поддержание в детском коллективе деловой дружелюбной атмосферы Иницииирование обучающихся к обсуждению, высказыванию своего мнения,выработке своего отношения по поводу получаемой на уроке социально значимой информации Построение воспитательной деятельности с учётом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, понятий, приёмов Анализ реального состояния дел в учебном классе/группе Нахождение ценностного аспекта учебного знанияи информации, обеспечение его понимания и пережвания обучающимися 23 Творческие работы учащихся 2 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 Привлечение внимания обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизвция познавательной деятельности обучающихся МОДУЛЬ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ» № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов 1 Россия — наша Родина 1 2 Культура и религия. Возникновение религий. Мировые религии и иудаизм. Основатели религий мира 4 3 Священные книги христианства, ислама, иудаизма и буддизма 2 4 Хранители предания в религиях мира 2 5 Добро и зло 2 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания Установление доврительных отношений между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися) Поддержание в детском коллективе деловой дружелюбной атмосферы Иницииирование обучающихся к обсуждению, высказыванию своего мнения,выработке своего отношения по поводу получаемой на уроке социально значимой информации Построение воспитательной деятельности с учётом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей 6 Человек в религиозных традициях народов России 2 7 Священные сооружения 2 8 Искусство в религиозной культуре 2 9 Творческие работы учащихся 2 10 Религиозная культура народов России 2 11 Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды 4 12 Праздники и календари 2 13 Религия и мораль. Нравственные заповеди в христианстве, исламе, буддизме и иудаизме 2 14 Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь 1 Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, понятий, приёмов Анализ реального состояния дел в учебном классе/группе Нахождение ценностного аспекта учебного знанияи информации, обеспечение его понимания и пережвания обучающимися Привлечение внимания обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизвция познавательной деятельности обучающихся Нахождение ценностного аспекта учебного знанияи информации, обеспечение его понимания и пережвания обучающимися Привлечение внимания обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизвция познавательной деятельности обучающихся Организация работы обучающихся с социально значимой информацией по поводу получаемой на уроке социально значимой информации – обсуждать, высказывать мнение; Побуждение обучающихся к соблюдению на уроке принципов учебной дициплины и самоорганизации Установление доврительных отношений между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя 15 Семья и семейные ценности 1 16 Долг, свобода, ответственность, труд 1 17 Любовь и уважение к Отечеству 1 18 Обобщающий урок. Подведение итогов 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися) Поддержание в детском коллективе деловой дружелюбной атмосферы Иницииирование обучающихся к обсуждению, высказыванию своего мнения,выработке своего отношения по поводу получаемой на уроке социально значимой информации Построение воспитательной деятельности с учётом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей 34 МОДУЛЬ «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» № п/п Наименование разделов и тем программы Электронные (цифровые) Количество образовательные часов ресурсы 1 Россия — наша Родина 1 2 Этика и её значение в жизни человека. Нормы морали. Нравственные ценности, идеалы, принципы 8 Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания Установление доврительных отношений между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися) 3 Государство и мораль гражданина. Основной Закон (Конституция) в государстве как источник российской гражданской этики 4 Образцы нравственности в культуре Отечества, народов России. Природа и человек 8 5 Праздники как одна из форм исторической памяти 2 6 Семейные ценности. Этика семейных отношений 1 7 Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства 3 8 Что значит быть нравственным в наше время. Методы нравственного самосовершенствования 6 9 Этикет 2 10 Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России 2 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 34 Поддержание в детском коллективе деловой дружелюбной атмосферы Иницииирование обучающихся к обсуждению, высказыванию своего мнения,выработке своего отношения по поводу получаемой на уроке социально значимой информации Построение воспитательной деятельности с учётом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, понятий, приёмов Анализ реального состояния дел в учебном классе/группе Нахождение ценностного аспекта учебного знанияи информации, обеспечение его понимания и пережвания обучающимися Привлечение внимания обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизвция познавательной деятельности обучающихся Побуждение обучающихся к соблюдению на уроке принципов учебной дициплины и самоорганизации Основы светской этики 4 кл. № п/ п Раздел, тема урока Количеств о часов 2 1 2 I Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества Россия - наша Родина Этика – наука о нравственной жизни человека 3 4 5 6 II Этика общения Добрым жить на свете веселей Правила общения для всех От добрых правил – добрые слова и поступки Каждый интересен 4 1 1 1 1 7 8 III Этикет Премудрости этикета Красота этикета 4 1 1 9. Простые школьные и домашние правила этикета 1 10 11 12 13 14 Чистый ручеёк нашей речи IV Этика человеческих отношений В развитии добрых чувств – творение души Природа – волшебные двери к добру и доверию Чувство Родины Жизнь протекает среди людей 4 1 1 1 1 15 16 17 18 V Этика отношений в коллективе Чтобы быть коллективом Коллектив начинается с меня Мой класс – мои друзья Ежели душевны вы и к этике не глухи 4 1 1 1 1 1 1 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания Установление доврительных отношений между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя; Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися) Поддержание в детском коллективе деловой дружелюбной атмосферы Иницииирование обучающихся к обсуждению, высказыванию своего мнения,выработке своего отношения по поводу получаемой на уроке социально значимой информации Построение воспитательной деятельности с учётом культурных различий детей, половозрастны и ндивидуальных особенностей 19 20 21 22 VI Простые нравственные истины Жизнь священна Человек рождён для добра Милосердие – закон жизни Жить во благо себе и другим 4 1 1 1 1 23 24 25 26 VII Душа обязана трудиться Следовать нравственной установке Достойно жить среди людей Уметь понять и простить Простая этика поступков 4 1 1 1 1 27 28 29 30 VIII Посеешь поступок – пожнёшь характер Общение и источники преодоления обид Ростки нравственного опыта поведения Доброте сопутствует терпение Действия с приставкой «СО» 4 1 1 1 1 31 IX Судьба и Родина едины С чего начинается Родина. 4 1 Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, понятий, приёмов; анализ реального состояния дел в учебном классе/группе Нахождение ценностного аспекта учебного знанияи информации, обеспечение его понимания и пережвания обучающимися; побуждение обучающихся к соблюдению на уроке принципов учебной дициплины и самоорганизации Привлечение внимания обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизвция познавательной деятельности обучающихся; организация работы обучающихся с социально значимой информацией по поводу получаемой на уроке социально значимой информации – обсуждать, высказывать мнение Защита достоинства и интересов обучающихся, помощь детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях