Основы религиозных культур и светсткой этики 4 класс (ЗПР вариант 7.2)

УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 15
от 31.08.2023г. № 134-од

Приложение к Адаптированной основной
образовательной
программе
начального
общего образования для обучающихся с ЗПР
(вариант 7.2)

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с задержкой
психического развития (вариант 7.2)
«Основы религиозных культур и светской этики»
4 класс

Подписано цифровой
подписью: Директор
Комолова Полина
Владимировна
Дата: 2024.01.20
23:25:14 +05'00'
г. Серов

Содержание
Модуль «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Россия – наша Родина. Введение в православную традицию. Культура и религия. Во что верят
православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности.
Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание.
Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной
культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство),
православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального
народа России.
Модуль «ОСНОВЫ ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
Россия – наша Родина. Введение в исламскую традицию. Культура и религия. Пророк
Мухаммад – образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Во что верят
правоверные мусульмане. Добро и зло в исламкой традиции. Золотое правило нравственности.
Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание.
Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена
мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные
ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности
проведения. Искусство ислама.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального
народа России.
Модуль «ОСНОВЫ БУДДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
Россия – наша Родина. Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия.
Будда и его учение. Буддийские святыни. Будды и бодхисатвы. Семья в буддийской культуре и её
ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские
ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский
календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального
народа России.
Модуль «ОСНОВЫ ИУДЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
Россия – наша Родина. Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора –
главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и
праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство.
Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной
жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Еврейский календарь: его
устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни
в иудейской традиции.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального
народа России.
Модуль «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ»
Россия – наша Родина. Культура и религия. Религии мира и их основатели. Священные книги
религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Добро
и зло. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Искусство в религиозной
культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Обычаи и
обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Праздники и календари в религиях мира. Семья,
семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, труд. Милосердие, забота о слабых,
взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального
народа России.
Модуль «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Россия – наша Родина. Культура и религия. Этика и её значение в жизни человека. Праздники
как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов.
Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль.
Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время.
Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса
в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного
самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального
народа России.

Планируемые результаты
Личностные результаты освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР включают
индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, социально значимые
ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования ―
введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР личностные результаты освоения АООП НОО должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление
гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Метапредметные результаты отражают:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные
способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных
задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными
задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью
клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать
изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим
сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с

задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии
с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного
учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе
универсальных учебных действий.
Предметные результаты обучения по модулю «Основы православной культуры» должны
обеспечивать следующие достижения обучающегося:
•
выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития
как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей
действительности;
•
выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и
роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
•
выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и
нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества
как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
•
рассказывать о нравственных заповедях, нормах христианской морали, их значении в
выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности;
•
раскрывать основное содержание нравственных категорий в православной культуре,
традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание, ответственность,
послушание, грех как нарушение заповедей, борьба с грехом, спасение), основное содержание и
соотношение ветхозаветных Десяти заповедей и Евангельских заповедей Блаженств, христианского
нравственного идеала; объяснять «золотое правило нравственности» в православной христианской
традиции;
•
первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих
и других людей) с позиций православной этики;
•
раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине
мира) в православии, вероучении о Боге-Троице, Творении, человеке, Богочеловеке Иисусе Христе
как Спасителе, Церкви;
•
рассказывать о Священном Писании Церкви – Библии (Ветхий Завет, Новый Завет,
Евангелия и евангелисты), апостолах, святых и житиях святых, священнослужителях,
богослужениях, молитвах, Таинствах (общее число Таинств, смысл Таинств Крещения, Причастия,
Венчания, Исповеди), монашестве и монастырях в православной традиции;
•
рассказывать о назначении и устройстве православного храма (собственно храм,
притвор, алтарь, иконы, иконостас), нормах поведения в храме, общения с мирянами и
священнослужителями;
•
рассказывать о православных праздниках (не менее трёх, включая Воскресение
Христово и Рождество Христово), православных постах, назначении поста;

•
раскрывать основное содержание норм отношений в православной семье, обязанностей
и ответственности членов семьи, отношении детей к отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по
возрасту, предкам; православных семейных ценностей;
•
распознавать христианскую символику, объяснять своими словами её смысл
(православный крест) и значение в православной культуре;
•
рассказывать о художественной культуре в православной традиции, об иконописи;
выделять и объяснять особенности икон в сравнении с картинами;
•
излагать основные исторические сведения о возникновении православной религиозной
традиции в России (Крещение Руси), своими словами объяснять роль православия в становлении
культуры народов России, российской культуры и государственности;
•
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению православного
исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни,
памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов;
•
приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические
нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности, поступать согласно своей совести;
•
выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения
человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества
как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского
общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Оте-честву, нашей общей
Родине – России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий;
•
называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы
России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм,
иудаизм;
•
выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности
человеческой жизни в православной духовно-нравственной культуре, традиции.
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы исламской
культуры» должны отражать сформированность умений:
•
выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития
как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей
действительности;
•
выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и
роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
•
выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и
нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества
как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
•
рассказывать о нравственных заповедях, нормах исламской религиозной морали, их
значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности;
•
раскрывать основное содержание нравственных категорий в исламской культуре,
традиции (вера, искренность, милосердие, ответственность, справедливость, честность, великодушие,
скромность, верность, терпение, выдержка, достойное поведение, стремление к знаниям);
•
первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих
и других людей) с позиций исламской этики;
•
раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине
мира) в исламской культуре, единобожии, вере и её основах;
•
рассказывать о Священном Коране и сунне – примерах из жизни пророка Мухаммада; о
праведных предках, о ритуальной практике в исламе (намаз, хадж, пост, закят, дуа, зикр);
•
рассказывать о назначении и устройстве мечети (минбар, михраб), нормах поведения в
мечети, общения с верующими и служителями ислама;
•
рассказывать о праздниках в исламе (Ураза-байрам, Курбан-байрам, Маулид);

•
раскрывать основное содержание норм отношений в исламской семье, обязанностей и
ответственности членов семьи; норм отношений детей к отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим
по возрасту, предкам; норм отношений с дальними родственниками, соседями; исламских семейных
ценностей;
•
распознавать исламскую символику, объяснять своими словами её смысл и
охарактеризовать назначение исламского орнамента;
•
рассказывать о художественной культуре в исламской традиции, религиозных напевах,
каллиграфии, архитектуре, книжной миниатюре, религиозной атрибутике, одежде;
•
излагать основные исторические сведения о возникновении исламской религиозной
традиции в России, своими словами объяснять роль ислама в становлении культуры народов России,
российской культуры и государственности;
•
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исламского
исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (мечети, медресе, памятные и
святые места), оформлению и представлению её результатов;
•
приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические
нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;
•
выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения
человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества
как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского
общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Оте-честву, нашей общей
Родине – России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий;
•
называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы
России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм,
иудаизм;
•
выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности
человеческой жизни в исламской духовно-нравственной культуре, традиции.
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы буддийской
культуры» должны отражать сформированность умений:
•
выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития
как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей
действительности;
•
выражать
своими
словами
понимание
значимости
нравственного
самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
•
выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и
нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества
как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
•
рассказывать о нравственных заповедях, нормах буддийской религиозной морали, их
значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности;
•
раскрывать основное содержание нравственных категорий в буддийской культуре,
традиции (сострадание, милосердие, любовь, ответственность, благие и неблагие деяния,
освобождение, борьба с неведением, уверенность в себе, постоянство перемен, внимательность);
основных идей (учения) Будды о сущности человеческой жизни, цикличности и значения сансары;
понимание личности как совокупности всех поступков; значение понятий «правильное воззрение» и
«правильное действие»;
•
первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих
и других людей) с позиций буддийской этики;
•
раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине
мира) в буддийской культуре, учении о Будде (буддах), бодхисаттвах, Вселенной, человеке,
обществе, сангхе, сансаре и нирване; понимание ценности любой формы жизни как связанной с
ценностью человеческой жизни и бытия;

•
рассказывать о буддийских писаниях, ламах, службах; смысле принятия, восьмеричном
пути и карме;
•
рассказывать о назначении и устройстве буддийского храма, нормах поведения в храме,
общения с мирскими последователями и ламами;
•
рассказывать о праздниках в буддизме, аскезе;
•
раскрывать основное содержание норм отношений в буддийской семье, обязанностей и
ответственности членов семьи, отношении детей к отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по
возрасту, предкам; буддийских семейных ценностей;
•
распознавать буддийскую символику, объяснять своими словами её смысл и значение в
буддийской культуре;
•
рассказывать о художественной культуре в буддийской традиции;
•
излагать основные исторические сведения о возникновении буддийской религиозной
традиции в истории и в России, своими словами объяснять роль буддизма в становлении культуры
народов России, российской культуры и государственности;
•
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению буддийского
исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни,
памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов;
•
приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические
нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности, поступать согласно своей совести;
•
выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения
человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества
как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского
общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей
Родине – России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий;
•
называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы
России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм,
иудаизм;
•
выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности
человеческой жизни в буддийской духовно-нравственной культуре, традиции.
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы иудейской
культуры» должны отражать сформированность умений:
•
выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития
как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей
действительности;
•
выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и
роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
•
выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и
нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества
как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
•
рассказывать о нравственных заповедях, нормах иудейской морали, их значении в
выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности;
•
раскрывать основное содержание нравственных категорий в иудейской культуре,
традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание, ответственность,
послушание, исполнение заповедей, борьба с грехом и спасение), основное содержание и место
заповедей (прежде всего, Десяти заповедей) в жизни человека; объяснять «золотое правило
нравственности» в иудейской религиозной традиции;
•
первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих
и других людей) с позиций иудейской этики;
•
раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине
мира) в иудаизме, учение о единобожии, об основных принципах иудаизма;

•
рассказывать о священных текстах иудаизма – Торе и Танахе, о Талмуде,
произведениях выдающихся деятелей иудаизма, богослужениях, молитвах;
•
рассказывать о назначении и устройстве синагоги, о раввинах, нормах поведения в
синагоге, общения с мирянами и раввинами;
•
рассказывать об иудейских праздниках (не менее четырёх, включая Рош-а-Шана, ЙомКиппур, Суккот, Песах), постах, назначении поста;
•
раскрывать основное содержание норм отношений в еврейской семье, обязанностей и
ответственности членов семьи, отношений детей к отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по
возрасту, предкам; иудейских традиционных семейных ценностей;
•
распознавать иудейскую символику, объяснять своими словами её смысл (магендовид)
и значение в еврейской культуре;
•
рассказывать о художественной культуре в иудейской традиции, каллиграфии,
религиозных напевах, архитектуре, книжной миниатюре, религиозной атрибутике, одежде;
•
излагать основные исторические сведения о появлении иудаизма на территории России,
своими словами объяснять роль иудаизма в становлении культуры народов России, российской
культуры и государственности;
•
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению иудейского
исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (синагоги, кладбища, памятные и
святые места), оформлению и представлению её результатов;
•
приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические
нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности, поступать согласно своей совести;
•
выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения
человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества
как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского
общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Оте-честву, нашей общей
Родине – России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий;
•
называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы
России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм,
иудаизм;
•
выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности
человеческой жизни в иудейской духовно-нравственной культуре, традиции.
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы религиозных
культур народов России» должны отражать сформированность умений:
•
выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития
как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей
действительности;
•
выражать
своими
словами
понимание
значимости
нравственного
самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
•
выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и
нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества
как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
•
рассказывать о нравственных заповедях, нормах морали в традиционных религиях
России (православие, ислам, буддизм, иудаизм), их значении в выстраивании отношений в семье,
между людьми;
•
раскрывать основное содержание нравственных категорий (долг, свобода,
ответственность, милосердие, забота о слабых, взаимопомощь) в религиозной культуре народов
России (православии, исламе, буддизме, иудаизме); объяснять «золотое правило нравственности» в
религиозных традициях;
•
соотносить нравственные формы поведения с нравственными нормами, заповедями в
традиционных религиях народов России;

•
раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине
мира) в вероучении православия, ислама, буддизма, иудаизма; об основателях религий;
•
рассказывать о священных писаниях традиционных религий народов России (Библия,
Коран, Трипитака (Ганджур), Танах), хранителях предания и служителях религиозного культа
(священники, муллы, ламы, раввины), религиозных обрядах, ритуалах, обычаях (1–2 примера);
•
рассказывать о назначении и устройстве священных сооружений (храмов)
традиционных религий народов России, основных нормах поведения в храмах, общения с
верующими;
•
рассказывать о религиозных календарях и праздниках традиционных религий народов
России (православия, ислама, буддизма, иудаизма, не менее одного религиозного праздника каждой
традиции);
•
раскрывать основное содержание норм отношений в религиозной семье (православие,
ислам, буддизм, иудаизм), общее представление о семейных ценностях в традиционных религиях
народов России; понимание отношения к труду, учению в традиционных религиях народов России;
•
распознавать религиозную символику традиционных религий народов России
(православия, ислама, буддизма, иудаизма минимально по одному символу), объяснять своими
словами её значение в религиозной культуре;
•
рассказывать о художественной культуре традиционных религий народов России
(православные иконы, исламская каллиграфия, буддийская танкопись); главных особенностях
религиозного искусства православия, ислама, буддизма, иудаизма (архитектура, изобразительное
искусство, язык и поэтика религиозных текстов, музыки или звуковой среды);
•
излагать основные исторические сведения о роли традиционных религий в становлении
культуры народов России, российского общества, российской государственности;
•
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического
и культурного наследия традиционных религий народов России в своей местности, регионе (храмы,
монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов;
•
приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические
нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;
•
выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения
человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества
как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского
общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей
Родине – России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий;
•
называть традиционные религии в России, народы России, для которых
традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
•
выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности
человеческой жизни в традиционных религиях народов России.
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы светской
этики» должны отражать сформированность умений:
•
выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития
как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей
действительности;
•
выражать
своими
словами
понимание
значимости
нравственного
самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
•
выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и
нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества
как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
•
рассказывать о российской светской (гражданской) этике как общепринятых в
российском обществе нормах морали, отношений и поведения людей, основанных на российских

традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях человека и
гражданина в России;
•
раскрывать основное содержание нравственных категорий российской светской этики
(справедливость, совесть, ответственность, сострадание, ценность и достоинство человеческой
жизни, взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие, милосердие, добродетели, патриотизм, труд) в
отношениях между людьми в российском обществе; объяснять «золотое правило нравственности»;
•
высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни
человека, семьи, народа, общества и государства; умение различать нравственные нормы и нормы
этикета, приводить примеры;
•
первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих
и других людей) с позиций российской светской (гражданской) этики;
•
раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах
российской светской (гражданской) этики: любовь к Родине, российский патриотизм и
гражданственность, защита Отечества; уважение памяти предков, исторического и культурного
наследия и особенностей народов России, российского общества; уважение чести, достоинства,
доброго имени любого человека; любовь к природе, забота о животных, охрана окружающей среды;
•
рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народа, общества;
российских праздниках (государственные, народные, религиозные, семейные праздники); российских
государственных праздниках, их истории и традициях (не менее трёх), религиозных праздниках (не
менее двух разных традиционных религий народов России), праздниках в своём регионе (не менее
одного), о роли семейных праздников в жизни человека, семьи;
•
раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на основе
российских традиционных духовных ценностей (семья – союз мужчины и женщины на основе
взаимной любви для совместной жизни, рождения и воспитания детей; любовь и забота родителей о
детях; любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях; уважение старших по возрасту,
предков); российских традиционных семейных ценностей;
•
распознавать российскую государственную символику, символику своего региона,
объяснять её значение; выражать уважение российской государственности, законов в рос-сийском
обществе, законных интересов и прав людей, сограждан;
•
рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой деятельности,
предпринимательства в России; выражать нравственную ориентацию на трудолюбие, честный труд,
уважение к труду, трудящимся, результатам труда;
•
рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о культурных и
природных достопримечательностях своего региона;
•
раскрывать основное содержание российской светской (гражданской) этики на
примерах образцов нравственности, российской гражданственности и патриотизма в истории России;
•
объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в становлении
российской государственности;
•
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического
и культурного наследия народов России, российского общества в своей местности, регионе,
оформлению и представлению её результатов;
•
приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические
нормы российской светской (гражданской) этики и внутреннюю установку личности поступать
согласно своей совести;
•
выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения
человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества
как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского
общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей
Родине – России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий;

•
называть традиционные религии в России, народы России, для которых
традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
•
выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности
человеческой жизни в российской светской (гражданской) этике.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МОДУЛЬ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество
часов

1

Россия — наша Родина

1

2

Культура и религия. Введение в
православную духовную традицию

2

3

Во что верят православные христиане

4

4

Добро и зло в православной традиции.
Золотое правило нравственности.
Любовь к ближнему

4

5

Отношение к труду. Долг и
ответственность

2

6

Милосердие и сострадание

2

7

Православие в России

5

8

Православный храм и другие святыни

3

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Деятельность учителя с учетом
рабочей программы воспитания

Установление доврительных
отношений между учителем и
обучающимися, способствующих
позитивному восприятию учащимися
требований и просьб учителя
Побуждение обучающихся соблюдать
на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со
старшими (учителями) и сверстниками
(обучающимися)
Поддержание в детском коллективе
деловой дружелюбной атмосферы
Иницииирование обучающихся к
обсуждению, высказыванию своего
мнения,выработке своего отношения по
поводу получаемой на уроке социально
значимой информации
Построение воспитательной
деятельности с учётом культурных
различий детей, половозрастных и
индивидуальных особенностей
Привлечение внимания обучающихся к
ценностному аспекту изучаемых на
уроке явлений, понятий, приёмов
Анализ реального состояния дел в
учебном классе/группе
Нахождение ценностного аспекта
учебного знанияи информации,

9

Символический язык православной
культуры: христианское искусство
(иконы, фрески, церковное пение,
прикладное искусство), православный
календарь. Праздники

6

10

Христианская семья и её ценности

3

11

Любовь и уважение к Отечеству.
Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

обеспечение его понимания и
пережвания обучающимися
Привлечение внимания обучающихся к
обсуждаемой на уроке информации,
активизвция познавательной
деятельности обучающихся
Установление доврительных
отношений между учителем и
обучающимися, способствующих
позитивному восприятию учащимися
требований и просьб учителя
Побуждение обучающихся соблюдать
на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со
старшими (учителями) и сверстниками
(обучающимися)

34

МОДУЛЬ «ОСНОВЫ ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

№ п/п

1

Наименование разделов и тем
программы

Россия — наша Родина

Количество
часов

1

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Деятельность учителя с учетом
рабочей программы воспитания

Установление доврительных
отношений между учителем и
обучающимися, способствующих
позитивному восприятию учащимися
требований и просьб учителя
Побуждение обучающихся соблюдать
на уроке общепринятые нормы

2

Культура и религия. Введение в
исламскую духовную традицию

3

Пророк Мухаммад — образец человека и
учитель нравственности в исламской
традиции

2

4

Коран и Сунна

2

5

6

Во что верят правоверные мусульмане
(вера в Аллаха, в ангелов и посланников
Бога, в Божественные Писания, в Судный
день, в предопределение)
Пять столпов исламской веры
Обязанности мусульман

3

поведения, правила общения со
старшими (учителями) и сверстниками
(обучающимися)
Поддержание в детском коллективе
деловой дружелюбной атмосферы

4

Иницииирование обучающихся к
обсуждению, высказыванию своего
мнения,выработке своего отношения
по поводу получаемой на уроке
социально значимой информации
Построение воспитательной
деятельности с учётом культурных
различий детей, половозрастных и
индивидуальных особенностей
Привлечение внимания обучающихся к
ценностному аспекту изучаемых на
уроке явлений, понятий, приёмов

5

Анализ реального состояния дел в
учебном классе/группе

7

Творческие работы учащихся. Доработка
творческих работ учащихся при участии
взрослых и друзей

2

8

История ислама в России

1

9

Нравственные основы ислама

9

10

Наука, искусство — достижения

3

Нахождение ценностного аспекта
учебного знанияи информации,
обеспечение его понимания и
пережвания обучающимися
Привлечение внимания обучающихся к
обсуждаемой на уроке информации,
активизвция познавательной
деятельности обучающихся
Установление доврительных
отношений между учителем и
обучающимися, способствующих
позитивному восприятию учащимися
требований и просьб учителя
Побуждение обучающихся соблюдать

на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со
старшими (учителями) и сверстниками
(обучающимися)
Поддержание в детском коллективе
деловой дружелюбной атмосферы

исламской культуры. Мечеть

11

12

Мусумальнское летоисчисление.
Праздники ислама
Любовь и уважение к Отечеству

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

Установление доврительных
отношений между учителем и
обучающимися, способствующих
позитивному восприятию учащимися
требований и просьб учителя

1
34

МОДУЛЬ «ОСНОВЫ БУДДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество
часов

1

Россия — наша Родина

1

2

Культура и религия. Введение в
буддийскую духовную традицию

2

3

Основатель буддизма — Сиддхартха
Гаутама. Будда и его учение

4

4

Буддийский священный канон Трипитака

2

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Деятельность учителя с учетом
рабочей программы воспитания

Установление доврительных
отношений между учителем и
обучающимися, способствующих
позитивному восприятию учащимися
требований и просьб учителя
Побуждение обучающихся соблюдать
на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со
старшими (учителями) и сверстниками
(обучающимися)
Поддержание в детском коллективе
деловой дружелюбной атмосферы
Иницииирование обучающихся к
обсуждению, высказыванию своего

5

Буддийская картина мира

2

6

Добро и зло. Принцип ненасилия

2

7

Человек в буддийской картине мира

1

8

Сострадание и милосердие

1

9

Отношение к природе

1

10

Буддийские учители Будды и бодхисаттвы

1

11

Семья в буддийской культуре и её
ценности

1

12

Творческие работы учащихся

1

13

Обобщающий урок

1

мнения,выработке своего отношения
по поводу получаемой на уроке
социально значимой информации
Построение воспитательной
деятельности с учётом культурных
различий детей, половозрастных и
индивидуальных особенностей
Привлечение внимания обучающихся к
ценностному аспекту изучаемых на
уроке явлений, понятий, приёмов
Анализ реального состояния дел в
учебном классе/группе
Нахождение ценностного аспекта
учебного знанияи информации,
обеспечение его понимания и
пережвания обучающимися
Привлечение внимания обучающихся к
обсуждаемой на уроке информации,
активизвция познавательной
деятельности обучающихся
Установление доврительных
отношений между учителем и
обучающимися, способствующих
позитивному восприятию учащимися
требований и просьб учителя
Побуждение обучающихся соблюдать
на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со
старшими (учителями) и сверстниками
(обучающимися)
Поддержание в детском коллективе
деловой дружелюбной атмосферы
Иницииирование обучающихся к
обсуждению, высказыванию своего
мнения,выработке своего отношения

14

Буддизм в России

1

15

Путь духовного совершенствования

2

16

Буддийское учение о добродетелях

2

17

Буддийские символы

1

18

Буддийские ритуалы и обряды

1

19

Буддийские святыни

1

20

Буддийские священные сооружения

1

21

Буддийский храм

1

22

Буддийский календарь

1

23

Буддийские праздники

1

по поводу получаемой на уроке
социально значимой информации
Построение воспитательной
деятельности с учётом культурных
различий детей, половозрастных и
индивидуальных особенностей
Привлечение внимания обучающихся к
ценностному аспекту изучаемых на
уроке явлений, понятий, приёмов
Анализ реального состояния дел в
учебном классе/группе
Нахождение ценностного аспекта
учебного знанияи информации,
обеспечение его понимания и
пережвания обучающимися
Привлечение внимания обучающихся к
обсуждаемой на уроке информации,
активизвция познавательной
деятельности обучающихся
Привлечение внимания обучающихся к
ценностному аспекту изучаемых на
уроке явлений, понятий, приёмов
Анализ реального состояния дел в
учебном классе/группе
Нахождение ценностного аспекта
учебного знанияи информации,
обеспечение его понимания и
пережвания обучающимися
Привлечение внимания обучающихся к
обсуждаемой на уроке информации,
активизвция познавательной
деятельности обучающихся
Установление доврительных
отношений между учителем и
обучающимися, способствующих

24

Искусство в буддийской культуре

1

25

Любовь и уважение к Отечеству

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

позитивному восприятию учащимися
требований и просьб учителя
Побуждение обучающихся соблюдать
на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со
старшими (учителями) и сверстниками
(обучающимися)
Поддержание в детском коллективе
деловой дружелюбной атмосферы

МОДУЛЬ «ОСНОВЫ ИУДЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество
часов

1

Россия — наша Родина

1

2

Введение в иудейскую духовную
традицию. Культура и религия

2

3

Тора — главная книга иудаизма.
Сущность Торы. «Золотое правило
Гилеля»

2

4

Письменная и Устная Тора. Классические
тексты иудаизма

1

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Деятельность учителя с учетом
рабочей программы воспитания

Установление доврительных
отношений между учителем и
обучающимися, способствующих
позитивному восприятию учащимися
требований и просьб учителя
Побуждение обучающихся соблюдать
на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со
старшими (учителями) и сверстниками
(обучающимися)
Поддержание в детском коллективе
деловой дружелюбной атмосферы
Иницииирование обучающихся к
обсуждению, высказыванию своего
мнения,выработке своего отношения

5

Патриархи еврейского народа: от Авраама
до Моше. Дарование Торы на горе Синай

4

6

Пророки и праведники в иудейской
культуре

2

7

Храм в жизни иудеев

1

8

Назначение синагоги и её устройство

1

9

Суббота (Шабат) в иудейской традиции.
Субботний ритуал

1

10

Молитвы и благословения в иудаизме

1

11

Добро и зло

1

12

Творческие работы учащихся

2

13

Иудаизм в России

1

по поводу получаемой на уроке
социально значимой информации
Построение воспитательной
деятельности с учётом культурных
различий детей, половозрастных и
индивидуальных особенностей
Привлечение внимания обучающихся к
ценностному аспекту изучаемых на
уроке явлений, понятий, приёмов
Анализ реального состояния дел в
учебном классе/группе
Нахождение ценностного аспекта
учебного знанияи информации,
обеспечение его понимания и
пережвания обучающимися
Привлечение внимания обучающихся к
обсуждаемой на уроке информации,
активизвция познавательной
деятельности обучающихся
Установление доврительных
отношений между учителем и
обучающимися, способствующих
позитивному восприятию учащимися
требований и просьб учителя
Побуждение обучающихся соблюдать
на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со
старшими (учителями) и сверстниками
(обучающимися)
Поддержание в детском коллективе
деловой дружелюбной атмосферы
Иницииирование обучающихся к
обсуждению, высказыванию своего
мнения,выработке своего отношения
по поводу получаемой на уроке

14

Основные принципы иудаизма

2

15

Милосердие, забота о слабых,
взаимопомощь

1

16

Традиции иудаизма в повседневной
жизни евреев

1

17

Совершеннолетие в иудаизме.
Ответственное принятие заповедей

1

18

Еврейский дом — еврейский мир:
знакомство с историей и традицией

1

19

Еврейский календарь

1

20

Еврейские праздники: их история и
традиции

2

21

Ценности семейной жизни в иудейской
традиции. Праматери еврейского народа

2

22

Любовь и уважение к Отечеству

1

социально значимой информации
Построение воспитательной
деятельности с учётом культурных
различий детей, половозрастных и
индивидуальных особенностей
Установление доврительных
отношений между учителем и
обучающимися, способствующих
позитивному восприятию учащимися
требований и просьб учителя
Побуждение обучающихся соблюдать
на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со
старшими (учителями) и сверстниками
(обучающимися)
Поддержание в детском коллективе
деловой дружелюбной атмосферы
Иницииирование обучающихся к
обсуждению, высказыванию своего
мнения,выработке своего отношения
по поводу получаемой на уроке
социально значимой информации
Построение воспитательной
деятельности с учётом культурных
различий детей, половозрастных и
индивидуальных особенностей
Привлечение внимания обучающихся к
ценностному аспекту изучаемых на
уроке явлений, понятий, приёмов
Анализ реального состояния дел в
учебном классе/группе
Нахождение ценностного аспекта
учебного знанияи информации,
обеспечение его понимания и
пережвания обучающимися

23

Творческие работы учащихся

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

Привлечение внимания обучающихся к
обсуждаемой на уроке информации,
активизвция познавательной
деятельности обучающихся

МОДУЛЬ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИИ»
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество
часов

1

Россия — наша Родина

1

2

Культура и религия. Возникновение
религий. Мировые религии и иудаизм.
Основатели религий мира

4

3

Священные книги христианства, ислама,
иудаизма и буддизма

2

4

Хранители предания в религиях мира

2

5

Добро и зло

2

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Деятельность учителя с учетом
рабочей программы воспитания
Установление доврительных
отношений между учителем и
обучающимися, способствующих
позитивному восприятию учащимися
требований и просьб учителя
Побуждение обучающихся соблюдать
на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со
старшими (учителями) и сверстниками
(обучающимися)
Поддержание в детском коллективе
деловой дружелюбной атмосферы
Иницииирование обучающихся к
обсуждению, высказыванию своего
мнения,выработке своего отношения
по поводу получаемой на уроке
социально значимой информации
Построение воспитательной
деятельности с учётом культурных
различий детей, половозрастных и
индивидуальных особенностей

6

Человек в религиозных традициях
народов России

2

7

Священные сооружения

2

8

Искусство в религиозной культуре

2

9

Творческие работы учащихся

2

10

Религиозная культура народов России

2

11

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды

4

12

Праздники и календари

2

13

Религия и мораль. Нравственные заповеди
в христианстве, исламе, буддизме и
иудаизме

2

14

Милосердие, забота о слабых,
взаимопомощь

1

Привлечение внимания обучающихся к
ценностному аспекту изучаемых на
уроке явлений, понятий, приёмов
Анализ реального состояния дел в
учебном классе/группе
Нахождение ценностного аспекта
учебного знанияи информации,
обеспечение его понимания и
пережвания обучающимися
Привлечение внимания обучающихся к
обсуждаемой на уроке информации,
активизвция познавательной
деятельности обучающихся
Нахождение ценностного аспекта
учебного знанияи информации,
обеспечение его понимания и
пережвания обучающимися
Привлечение внимания обучающихся к
обсуждаемой на уроке информации,
активизвция познавательной
деятельности обучающихся
Организация работы обучающихся с
социально значимой информацией по
поводу получаемой на уроке социально
значимой информации – обсуждать,
высказывать мнение;
Побуждение обучающихся к
соблюдению на уроке принципов
учебной дициплины и
самоорганизации
Установление доврительных
отношений между учителем и
обучающимися, способствующих
позитивному восприятию учащимися
требований и просьб учителя

15

Семья и семейные ценности

1

16

Долг, свобода, ответственность, труд

1

17

Любовь и уважение к Отечеству

1

18

Обобщающий урок. Подведение итогов

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Побуждение обучающихся соблюдать
на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со
старшими (учителями) и сверстниками
(обучающимися)
Поддержание в детском коллективе
деловой дружелюбной атмосферы
Иницииирование обучающихся к
обсуждению, высказыванию своего
мнения,выработке своего отношения
по поводу получаемой на уроке
социально значимой информации
Построение воспитательной
деятельности с учётом культурных
различий детей, половозрастных и
индивидуальных особенностей

34

МОДУЛЬ «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
№
п/п

Наименование разделов и тем программы

Электронные
(цифровые)
Количество
образовательные
часов
ресурсы

1

Россия — наша Родина

1

2

Этика и её значение в жизни человека.
Нормы морали. Нравственные ценности,
идеалы, принципы

8

Деятельность учителя с учетом
рабочей программы воспитания

Установление доврительных
отношений между учителем и
обучающимися, способствующих
позитивному восприятию учащимися
требований и просьб учителя
Побуждение обучающихся соблюдать
на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со
старшими (учителями) и сверстниками
(обучающимися)

3

Государство и мораль гражданина. Основной
Закон (Конституция) в государстве как
источник российской гражданской этики

4

Образцы нравственности в культуре
Отечества, народов России. Природа и
человек

8

5

Праздники как одна из форм исторической
памяти

2

6

Семейные ценности. Этика семейных
отношений

1

7

Трудовая мораль. Нравственные традиции
предпринимательства

3

8

Что значит быть нравственным в наше
время. Методы нравственного
самосовершенствования

6

9

Этикет

2

10

Любовь и уважение к Отечеству.
Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

34

Поддержание в детском коллективе
деловой дружелюбной атмосферы
Иницииирование обучающихся к
обсуждению, высказыванию своего
мнения,выработке своего отношения
по поводу получаемой на уроке
социально значимой информации
Построение воспитательной
деятельности с учётом культурных
различий детей, половозрастных и
индивидуальных особенностей
Привлечение внимания обучающихся к
ценностному аспекту изучаемых на
уроке явлений, понятий, приёмов
Анализ реального состояния дел в
учебном классе/группе
Нахождение ценностного аспекта
учебного знанияи информации,
обеспечение его понимания и
пережвания обучающимися
Привлечение внимания обучающихся к
обсуждаемой на уроке информации,
активизвция познавательной
деятельности обучающихся
Побуждение обучающихся к
соблюдению на уроке принципов
учебной дициплины и
самоорганизации

Основы светской этики 4 кл.
№
п/
п

Раздел, тема урока

Количеств
о часов
2

1
2

I Духовные ценности и нравственные идеалы в
жизни человека и общества
Россия - наша Родина
Этика – наука о нравственной жизни человека

3
4
5
6

II Этика общения
Добрым жить на свете веселей
Правила общения для всех
От добрых правил – добрые слова и поступки
Каждый интересен

4
1
1
1
1

7
8

III Этикет
Премудрости этикета
Красота этикета

4
1
1

9.

Простые школьные и домашние правила этикета

1

10
11
12
13
14

Чистый ручеёк нашей речи
IV Этика человеческих отношений
В развитии добрых чувств – творение души
Природа – волшебные двери к добру и доверию
Чувство Родины
Жизнь протекает среди людей

4
1
1
1
1

15
16
17
18

V Этика отношений в коллективе
Чтобы быть коллективом
Коллектив начинается с меня
Мой класс – мои друзья
Ежели душевны вы и к этике не глухи

4
1
1
1
1

1
1

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Деятельность учителя с учетом
рабочей программы воспитания
Установление доврительных
отношений между учителем и
обучающимися, способствующих
позитивному восприятию учащимися
требований и просьб учителя;
Побуждение обучающихся
соблюдать на уроке общепринятые
нормы поведения, правила общения
со старшими (учителями) и
сверстниками (обучающимися)
Поддержание в детском коллективе
деловой дружелюбной атмосферы

Иницииирование обучающихся к
обсуждению, высказыванию своего
мнения,выработке своего отношения
по поводу получаемой на уроке
социально значимой информации
Построение воспитательной
деятельности с учётом культурных
различий детей, половозрастны и
ндивидуальных особенностей

19
20
21
22

VI Простые нравственные истины
Жизнь священна
Человек рождён для добра
Милосердие – закон жизни
Жить во благо себе и другим

4
1
1
1
1

23
24
25
26

VII Душа обязана трудиться
Следовать нравственной установке
Достойно жить среди людей
Уметь понять и простить
Простая этика поступков

4
1
1
1
1

27
28
29
30

VIII Посеешь поступок – пожнёшь характер
Общение и источники преодоления обид
Ростки нравственного опыта поведения
Доброте сопутствует терпение
Действия с приставкой «СО»

4
1
1
1
1

31

IX Судьба и Родина едины
С чего начинается Родина.

4
1

Привлечение внимания
обучающихся к ценностному аспекту
изучаемых на уроке явлений,
понятий, приёмов;
анализ реального состояния дел в
учебном классе/группе
Нахождение ценностного аспекта
учебного знанияи информации,
обеспечение его понимания и
пережвания обучающимися;
побуждение обучающихся к
соблюдению на уроке принципов
учебной дициплины и
самоорганизации
Привлечение внимания
обучающихся к обсуждаемой на
уроке информации, активизвция
познавательной деятельности
обучающихся;
организация работы обучающихся с
социально значимой информацией по
поводу получаемой на уроке
социально значимой информации –
обсуждать, высказывать мнение
Защита достоинства и интересов
обучающихся, помощь детям,
оказавшимся в конфликтной
ситуации и/или неблагоприятных
условиях


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».