Ритмика (ЗПР вариант 7.2)

УТВЕРЖДЕНА
приказом МАОУ СОШ № 15
от 31.08.2023г. № 134-од

Приложение к Адаптированной основной
образовательной программе начального
общего образования для обучающихся с
ЗПР (вариант 7.2)

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Ритмика»
1-4 класс

Подписано цифровой
подписью: Директор
Комолова Полина
Владимировна
Дата: 2024.01.20 23:16:39
+05'00'

г. Серов

СОДЕРЖАНИЕ
Ритмико-гимнастические упражнения
Ритмико-гимнастические упражнения проводятся обычно в начале урока,
являясь организующим моментом. Они включают гимнастическую ходьбу, бег,
подскоки с хлопками и без них, переноску предметов и служат для укрепления
мышц шеи, плечевого пояса, рук и ног, мышц туловища, для выработки осанки,
исправления таких недостатков, как косолапость, шаркающая походка и т. п. В этот
же раздел входят упражнения на развитие ловкости, равновесия, на развитие
динамической и статической координации. К ним относятся шаги и прыжки через
обруч, палку или качающийся канат, повороты на пальцах, бег между кеглями.
Упражнения на развитие статической координации, которые можно выполнять,
стоя на обеих или на одной ноге, с открытыми, а затем с закрытыми глазами,
используют в заключительной фазе урока, так как они содействуют успокоению,
развивают способность управлять своим телом, ориентироваться в пространстве,
закалять волю. Упражнения и сопровождающие их музыкальные ритмы
используются в порядке постепенного усложнения, так что дети постепенно
осваивают их, испытывая радость от достижения успеха.
Упражнения строятся на чередовании различных музыкальных сигналов, например:
громкое и тихое звучание (громкое топанье и мягкий «кошачий шаг»); чередование
темпа (быстрое и медленное хлопанье или подскоки); различение по высоте тона
(движения в противоположных направлениях) и т. п. В таких упражнениях у детей
вместе с воспитанием наблюдательности и внимания развиваются быстрота
реакции, совершенствуются способности дифференцировок.
В этом разделе работы полезно использовать мячи, шары, флажки и тому
подобные предметы, а также гимнастическую скамью (широкую и узкую),
шведскую стенку и др.
Детей надо приучать к организованному и бережному обращению со
снарядами, добиваясь дисциплинированности при использовании названных выше
предметов, предохранять детей от переутомления при возрастающей нагрузке, в
случае необходимости (например, при соскоках со шведской стенки) обеспечивать
страховку.
Ритмические упражнения с детскими звучащими инструментами
Для этого раздела работы используются детские музыкальные инструменты:
металлофоны, барабаны, бубны и др., а также любые другие звучащие предметы:
погремушки, дудки, колокольчики, треугольники, ложки, хлопушки, самодельные
коробки с горохом и т. п. Игрушечные пианино, гармошки не рекомендуются из-за
их различной звуковысотной настройки и невозможности в связи с этим
использования их в детском оркестре. Большинство упражнений со звучащими
инструментами проводится в сопровождении фортепиано.
Упражнения на детских звучащих инструментах развивают чувство ритма,
повышают внимание детей, скорость реакции, развивают способность
дифференцировок на слух. Вначале дети знакомятся с каждым инструментом в
отдельности и с его возможностями, учатся обращению с ним. Их упражняют в
реакции на музыку (совместное начало и окончание звучания, передача
динамических оттенков, чередование длительности звучания и пауз, чередование
темпов и т. п.). Такие упражнения многократно 3 повторяются, их сложность
постепенно нарастает, развивается навык обращения с инструментами и чувство
ритма. Упражнения с инструментами можно выполнять сидя на полу или на стуле,
стоя, в движении —поодиночке, парами, группами, целым классом. Сначала все
упражняются на одном и том же инструменте, воспроизводят ритмы хорошо

знакомых музыкальных произведений, при этом должны обнаружить понимание
сильной доли такта, слабых долей, простых мелких долей.
Пониманию сильных долей способствует освоение такого, например,
инструмента, как барабан. Дети учатся правильно держать палочки, мягко ударять
ими по звучащей поверхности. С палочками выполняют различные упражнения:
ударяют их друг о друга, об пол, о другой предмет, вслушиваясь в звучание.
Барабан используют и для развития мелкой моторики путем таких упражнений, как
щелчки разными пальцами, удары кончиками или косточками пальцев, свободные
удары тыльной стороной ладони. Все упражнения надо учиться выполнять и
правой и левой рукой.
Возможны такие упражнения, когда при исполнении одного произведения
каждый ученик использует несколько инструментов. Темп исполнения в таких
случаях сначала должен быть замедлен, при смене инструментов возможны
остановки. Постепенно дети привыкают к тому, в какой последовательности
включаются в исполнение инструменты, как они расположены вокруг них на полу,
какой рукой и как их надо вовремя взять. Тогда произведение может звучать в
нормальном темпе. Трудности возрастают, если затем использовать инструменты в
другой последовательности.
В некоторых упражнениях дети повторяют на инструменте ритмический
рисунок, воспроизведенный учителем или одноклассниками, сами создают
ритмические рисунки. Совместное прослушивание и передача ритма повышает
внимание учащихся и чувство ответственности перед товарищами за свое участие в
общем исполнении.
В упражнениях со звучащими инструментами дети активно приобщаются к
искусству, учатся выражать себя в нем, участвуют в совместном исполнении
произведений. Это является мощным средством эстетического воспитания
школьников и формирования способности активной творческой совместной
деятельности.
Импровизация движений на музыкальные темы, игры под музыку
В этот раздел входят разнообразные упражнения, включающие движения
подражательного характера, либо раскрывающие содержание музыкальной пьесы
или песни. Сюда же относятся свободные формы движения, самостоятельно
выбранные детьми, чтобы передать собственное эмоциональное восприятие
музыкального образа.
Прежде чем дети начинают двигаться, учитель знакомит их с музыкой, в
краткой беседе помогает понять содержание песни, характер произведения в целом
и отдельных его частей, тем, т. е. направляет воображение детей, оживляет их
эмоциональную память, однако движения им не подсказывает. В противном случае
у детей вырабатываются двигательные шаблоны, они теряют возможность
двигаться, как хотят. При необходимости учитель может оказать помощь в такой
примерно форме: «Двигаться так, чтобы было видно, что ты маршируешь, как
солдат», или: «..., что ты тренируешься на спортплощадке», или: «..., что ты
играешь роль клоуна». Подобные упражнения повышают творческую активность и
фантазию школьников, побуждают их включаться в коллективную деятельность,
прилагать совместные усилия к решению задачи и доставляют им особую радость.
В этих упражнениях преодолевается скованность учащихся, повышается
способность приспосабливать свои действия к имеющимся условиям и ситуациям,
возрастает осознание ответственности за свои действия перед товарищами.

Музыка, используемая в данном разделе работы, должна быть доступна
детям, ярко ритмична, мелодична. Целесообразно для этого привлекать песни и
произведения, указанные в программе по музыке для пения и слушания, полезно
чаще прослушивать одни и те же пьесы, тогда глубже понимается их содержание.
Тексты песен должны быть хорошо знакомы ученикам, чтобы их можно было при
желании напевать или петь хором, сопровождая движения. Это способствует
созданию радостной атмосферы на уроке. Для успешной работы чрезвычайно
важно тщательно подбирать музыку, чтобы дети смогли выполнять такие
подражательные движения, как, например, «маятник», «деревья под ветерком и
ветром»,
«полет птиц» и т. п.; или участвовать в играх «Колыбельная кукле», «За работу,
лесорубы» и т.п.; или свободно изображать действия на темы «Мы бегаем по
лужам», «Мы собираем цветы для букета», «Игра в снежки», «На параде» и т. п.
Ученики могут полнее воплотить свои замыслы с помощью мимики и жестов.
С возрастом дети приобретают способность к сценическому действию под
музыку. Сначала учитель делит их на 2—3 группы, знакомит их с произведениями
двух-трех частной формы
или с
произведением,
содержащим
несколько контрастных, разнохарактерных тем, и выясняет, как они понимают
характер каждой части, каждой темы. Как правило, учитель выслушивает мнение
двух или трех учеников о том, как они представляют себе темы, предлагает
остальным высказать свои критические замечания, следя за тем, чтобы фантазия
детей содержала доступные для воплощения образы. После этого каждая группа
учащихся выполняет под музыку различные действия, раскрывающие ту или иную
сценическую ситуацию (например, «Гуси и волки»). Наследующем этапе можно
распределить роли среди учеников. Исполнение той или иной роли заставляет
ребенка вживаться в образ, управлять своим поведением, подчинять себя правилам
игры, что чрезвычайно важно в воспитательном отношении. В качестве примера
можно назвать инсценирование песни Л.Книппера (сл. А. Коваленкова) «Почему
медведь зимой спит». Дети, исполняющие роли главных действующих лиц:
медведя, лисы, дятла, и все остальные ученики, изображающие деревья в лесу,
поют известную школьникам песню и своими движениями стараются передать ее
содержание. Учитель объединяет усилия учеников, разбирает с ними ролевое
участие каждого в отдельности и всех вместе. Так же обстоит дело и со
сценическим изображением хорошо знакомых детям сказок в сопровождении
подобранной учителем музыки.
Отработанные сценические музыкальные постановки можно исполнять на
детских утренниках с использованием элементов костюма и реквизита.
В этот же раздел входит исполнение отсроченных движений (аналогичное
понятие в музыке — каноны). Несколько групп учеников выполняют одни и те же
простые движения (например, ходьба вдоль стен, змейкой, по кругу и т. п.), однако
группы вступают в действие через определенные интервалы и строго ведут свою
«партию». Исполнение отсроченных движений повышает чувствительность к
ритму, способность своевременно включиться в деятельность, развивает внимание.
Дети легче овладевают этими упражнениями, если вместе с движением поют.
Народные пляски и современные танцевальные движения
Подготовка к работе по этому разделу проводится в любой части урока. В
занятия включаются и отрабатываются отдельные танцевальные движения (не
более четырех-пяти наименований за учебный год). Народные пляски и танцы
приобщают детей к народной культуре, заражают их оптимизмом, порождают

положительные эмоции. Работа по этому разделу программы всегда вызывает
радость у детей, помогает развитию у них эстетического чувства, способствует
формированию коллективистских начал во взаимоотношениях, повышает культуру
поведения. Все народные танцы предназначены для совместного исполнения и
совершенствуют навыки общения детей между собой. В работе используют
хороводы, общие (массовые) пляски, парные танцы. В них дети учатся внимательно
относиться к партнеру, находить с ним общий ритм движения, терпеливо
обращаться при смене и передвижке партнеров к тем ученикам, у которых имеются
какие- либо индивидуальные затруднения.
Овладевая простыми танцевальными движениями, воспроизводя их, дети
приучаются различать разнохарактерные части музыкального произведения,
передавать пластикой их содержание, точно начинать и заканчивать движение.
Следует добиваться, чтобы дети так овладевали движениями, что могли двигаться в
танце свободно и непринужденно. Вместе с двигательными навыками они должны
усвоить термины: шаг польки, шаг галопа и др. Использование грамзаписи
возможно лишь на некоторых этапах урока — при сопровождении отработанного
танца, разученных игр и инсценировок. В остальных случаях учитель должен иметь
возможность
произвольно
изменять
темп,
динамические
оттенки,
продолжительность звучания музыки и т. п. в соответствии с задачами и целями,
педагогической целесообразностью каждого этапа урока. Ученикам необходимо
для урока ритмики иметь тапочки и гимнастическую форму, которую можно
заменять костюмом, используемым для занятий в хореографических кружках.
Уроки должны проводиться в специальном или приспособленном просторном
помещении, отвечающем по санитарногигиеническим характеристикам тем
требованиям, которые предъявляются к помещениям для подобных занятий. В
помещении должны находиться музыкальный инструмент, гимнастические
скамейки, шведская стенка, стулья для отдыха детей и для сидячих упражнений,
желательно ковер или индивидуальные коврики- подстилки (многие задания
полезно выполнять сидя на полу). Оборудование, необходимое для проведения
уроков ритмики: мячи, шары разных размеров и цвета, флажки, ленты, косынки,
обручи, булавы, кегли, скакалки, гимнастические палки, погремушки, дудки,
колокольчики, барабанчики, металлофоны, бубны, треугольники, трещотки, ложки,
хлопушки и т. п.— в количестве по 12 предметов или инструментов, т. е. для
каждого ученика.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР включают
индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, социально значимые
ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования ―
введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей
обучающихся с ЗПР личностные результаты освоения АООП НОО должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление
гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и

развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Метапредметные результаты отражают:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные
способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных
задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными
задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью
клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать
изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим
сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с
задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии
с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного

учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе
универсальных учебных действий
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
• различать музыку разных жанров: песни, танцы и марши;
• выражать свое отношение к музыкальным произведениям, его содержанию;
• воплощать характер, средства музыкальной выразительности, форму музыкального
произведения в движении;
• отличать русские народные песни и пляски от музыки других народов;
• воплощать образное содержание музыки в играх, движениях, импровизациях,
творческих заданиях;
• слушать музыкальное произведение, выделяя в нем основное настроение, разные
части, выразительные особенности; наблюдать за изменениями темпа, динамики,
настроения;
• находить сходство и различие тем и образов, доступных пониманию детей;
• различать более короткие и более длинные звуки, различать условные обозначения
(форте– пиано и др.);
• выразительно исполнять музыкально-ритмические задания, упражнения, композиции,
игры;
• воспринимать темповые (медленно, умеренно, быстро), динамические (громко, тихо)
особенности музыки;
• развивать у детей пространственное мышление и пространственное воображение в
творческих заданиях по созданию музыкально-ритмических игр, этюдов,
танцевальных композиций.
2-й класс
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
• формирование музыкальной культуры, активизации музыкального восприятия,
мышления, воображения и других психических процессов учащихся;
• формирование ощущения свободы движений в передаче музыкально-образного
содержания и характерных особенностей музыки.
• развитие инициативы и самостоятельности в выполнении творческих заданий по
созданию музыкальных этюдов на основе сформированных движений.
• развитие у детей пространственного воображения в творческих заданиях по созданию
музыкально ритмических игр, этюдов, танцевальных композиций
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные учебные регулятивные действия:
• принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
• планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией
учителя;
• эмоционально откликаться на
музыкальную
характеристику
образов
героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок;
• выполнять действия в устной форме;
• осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкально-ритмической
деятельности;
• понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в музыкальноритмических упражнениях, композициях, танцах, играх, импровизациях;
• выполнять действия в опоре на заданный ориентир;

• выразительно выполнять музыкально-ритмические движения.
Универсальные познавательные действия:
• осуществлять поиск нужной информации, используя материал и сведения,
полученные от
•
взрослых (музыкальный словарик, справочники, задания «Вспомни, что ты знаешь о
хороводе»);
•
расширять свои представления о музыке и средствах
музыкальной
выразительности, теоретических знаниях;
•
пространственные ориентации в способах решения исполнительской задачи;
•
использовать простые символические варианты музыкальной записи, в том числе
карточки ритма;
•
читать простое схематическое изображение рисунка танца;
•
различать условные обозначения сравнивать разные части музыкального текста; 7.
осуществлять поиск дополнительной информации о танцах, эпохе и т.д.
• работать с музыкальными текстами: анализировать их, слышать ритмические
особенности, темп, форму произведения;
• соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам
музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, мелодия).
Универсальные коммуникативные действия:
• использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;
• исполнять музыкально-ритмические движения, танцы со сверстниками;
• учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;
• принимать участие в коллективных импровизациях, инсценировках;
• следить за действиями других участников в процессе коллективной музыкальноритмической деятельности;
• контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их
правильного выполнения (от каждого в группе зависит общий результат).
• выражать свое мнение о музыке и танцах в процессе работы над исполнением
музыкально-ритмических движений.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
• эмоциональное
восприятие музыки разнообразного содержания, различных
жанров;
• умение различать и эмоционально откликаться на музыку разных жанров: песню,
танец, марш; воспринимать их характерные особенности;
• умение эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям
доступного содержания;
• различать жанры народной музыки и основные ее особенности;
• размышлять и рассуждать о характере музыкальных произведений, о разнообразии
чувств, передаваемых в музыке;
• передавать содержание музыки, ее образа и характерные особенности танцев,
упражнений в движении;
• выражать свои эмоции в музыкально-ритмической деятельности;
• передавать характерные особенности танцев в коллективном исполнении;
• воспринимать темповые, динамические особенности музыки; различать простые
ритмические группы;
• сопоставлять музыкальные особенности народной и профессиональной музыки;
• выразительно и ритмично двигаться под музыку разного характера, передавая смену
настроения в движении.

3-й класс
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
• эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению
музыкальные произведения;
• умение исполнять музыкально-ритмические композиции в различных стилях:
народном, классическом, бальном, современном, стилизованно-народном.
• умение подбирать манеру, пластику, жесты, элементы этикета для исполнения танцев
в соответствии с эпохой создания музыкального произведения.
• умение создавать танцевальные композиции, инсценировки, выполнять творческие
задания.
• развитие у детей пространственного мышления и пространственного воображения в
творческих заданиях по созданию танцевальных композиций, творческих этюдов, игр.
• интерес к различным видам музыкально-ритмической и творческой деятельности;
• первоначальные
представления
о
художественно-эстетическом,
образном,
нравственном содержании музыкально-ритмических композиций и танцев;
• этические и эстетические чувства, первоначальное осознание роли прекрасного в
жизни человека;
• выражение в
музыкально-ритмическом исполнительстве
(в
том
числе импровизациях) своих чувств и настроений; понимание настроения других
людей.
• нравственно-эстетических переживаний музыки;
• позиции слушателя и исполнителя музыкально-ритмических композиций, танцев;
• первоначальной ориентации на оценку результатов коллективной музыкальноритмической деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные учебные регулятивные действия:
• принимать и сохранять учебную, в том числе музыкально-исполнительскую задачу,
понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;
• планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и
результат собственных действий;
• выполнять музыкально-ритмические движения в опоре на заданный учителем или
сверстниками ориентир;
• осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальноритмической деятельности.
• понимать
смысл предложенных
конструктивных и творческих заданий в
музыкально-ритмической деятельности;
• воспринимать мнение о музыкальном произведении сверстников и взрослых.
Универсальные познавательные действия:
• осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных
источников, расширять свои представления о музыке, танцах, эпохе создания;
• самостоятельно работать с музыкальными текстами, анализировать их строение,
характерные особенности, уметь сравнивать с ранее изученными произведениями;
• передавать свои впечатления о музыкально-ритмических композициях, танцах;
• выбирать способы решения музыкально-ритмических задач;
• соотносить содержание рисунков и схематических изображений перестроений танца с
выполнением рисунка танца в движении;
• обобщать учебный материал;
• устанавливать аналогии;

• сравнивать средства музыкальной выразительности в танцевальной музыке и других
видах искусства (литература, живопись)
Универсальные коммуникативные действия:
• осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных
источников, расширять свои представления о музыке и танцах;
• самостоятельно работать с музыкальными текстами и заданиями, анализировать их
строение, характер, особенности музыкального образа;
• передавать свои впечатления о музыкально-ритмической композиции;
• выбирать способы решения музыкально-ритмической задачи;
• соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального
произведения;
• соотносить содержание рисунков и схематических изображений с перестроениями в
танце;
• проводить сравнение и классификацию
изученных объектов по заданным
критериям;
• обобщать учебный материал;
• устанавливать аналогии.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
• эмоционально выражать свое отношение к музыкально-ритмической деятельности;
• ориентироваться в жанрах и основных особенностях музыки танцев;
• понимать возможности музыки передавать чувства и мысли человека;
• передавать в
различных видах музыкально-ритмической деятельности
художественно-образное содержание и основные особенности сочинений
разных композиторов и народного творчества, представлениями о композиторском и
исполнительском творчестве;
• владеть музыкальными понятиями: мажорная и минорная гаммы, фермата, паузы
различных длительностей, диез, бемоль, ария, канон;
• выразительно двигаться под музыку, передавая средства музыкальной
выразительности, форму произведения в движении;
• различать мелодию и аккомпанемент; передавать различный ритмический рисунок в
движении;
• сопоставлять музыкальные образы в звучании разных музыкально-ритмических
движений;
• 9. различать язык танца и выразительно передавать его характерные особенности в
движении.
4-й класс
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
• эмоциональная отзывчивость на музыку, осознание содержания музыкальных произведений,
его драматургии;
• эстетические и ценностно-смысловые ориентации учащихся, создающие основу для
формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма;
• умение исполнять музыкально-ритмические композиции в различных стилях: народнохарактерном, классическом, бальном, современном, стилизованно- народном. Учить подбирать
манеру, пластику, жесты, элементы этикета для исполнения танцев в соответствии с эпохой
создания музыкального произведения.
• умение детей выполнять различные творческие задания по созданию танцевальных
композиций, инсценировок песен на основе сформированных движений и добиваться свободы в
исполнении и передаче характерных особенностей музыки танца.

• умения и навыки в выполнении задач на пространственные ориентировки в творческих
заданиях, составлении танцевальных композиций.
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, устойчивая мотивация к
различным видам музыкально-ритмической деятельности;
• навыки оценки и самооценки результатов музыкально-ритмической деятельности;
• основа для формирования культуры здорового образа жизни и организации культурного
досуга.
• способности видеть в людях лучшие качества;
• способности реализовывать собственный творческий потенциал, применяя знания и
представления о музыке.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные учебные регулятивные действия:
• понимать смысл исполнительских и творческих заданий, вносить в них свои
коррективы;
• планировать свои действия в соответствии с поставленными художественноисполнительскими и учебными задачами;
• различать способ и результат собственных и коллективных действий;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, родителей, сверстников и
других людей;
• вносить необходимые коррективы в действие после его оценки и самооценки;
• осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкально-ритмической
деятельности;
• выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;
• воспринимать мнение сверстников и взрослых о музыкальном произведении,
особенностях его исполнения;
• высказывать собственное мнение о явлениях музыкального искусства; принимать
инициативу в
музыкально-ритмических импровизациях
и инсценировках.
Универсальные познавательные действия:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и творческих
заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, в том числе в
открытом информационном пространстве (контролируемом пространстве Интернета);
• использовать знаково-символические средства, в том числе схемы, для решения
учебных (музыкальноритмических) задач;
• воспринимать и анализировать музыкальные тексты, в том числе нотные;
• строить
сообщения в устной и письменной форме, используя примеры
музыкальной записи;
• проводить сравнение и классификацию
изученных объектов по заданным
критериям;
• обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
• устанавливать аналогии;
• представлять информацию в виде сообщения с иллюстрациями (презентация
проектов).
• соотносить различные произведения по настроению, форме, по различным средствам
музыкальной выразительности (темп, ритм, динамика, мелодия);
• строить
свои рассуждения о характере, жанре, средствах художественномузыкальной выразительности.
Универсальные коммуникативные действия:

• выражать свое мнение о музыке, используя разные речевые средства (монолог, диалог,
сочинения), в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
• выразительно исполнять музыкально-ритмические движения, воспринимать их как средство
общения между людьми;
• контролировать свои музыкально-ритмические движения в коллективной работе
(импровизациях, инсценировках), соотносить их с действиями других участников и понимать
важность совместной работы; 4. продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми, в
том числе в проектной деятельности; 5. задавать вопросы;
• использовать речь для регуляции своего действия, и действий партнера;
• стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; вставать на позицию
другого человека, используя опыт эмпатийного восприятия чувств и мыслей персонажа
музыкального произведения.
• участвовать в диалоге, в обсуждении различных явлений жизни и искусства;
• продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций
всех участников;
• продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций
всех участников.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
• эмоционально и осознанно воспринимать музыку различных жанров, включая фрагменты
крупных музыкальных жанров; (в упражнениях, композициях, танцах, играх, и др.).
• эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражать свое отношение к музыке в
различных видах музыкально-ритмической деятельности;
• размышлять о музыке как способе выражения чувств и мыслей человека и анализировать
музыкальные произведения;
• соотносить музыкально-ритмические движения с жизненными впечатлениями;
• умение сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки,
• ценить отечественные народные музыкальные традиции, понимая, что музыка разных народов
выражает общие для всех людей мысли и чувства;
• умение воплощать художественно-образное содержание и интонационно- мелодические
особенности профессионального и народного творчества в музыкально-ритмической
деятельности;
• соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты
музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки, средства
музыкальной выразительности в движении;
• наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий
интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения
музыки и передавать их в движении;
• наблюдать за процессом и результатом музыкально-ритмической деятельности;
• общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных
художественных образов в движении;
• узнавать звучание различных певческих голосов, хоров, музыкальных инструментов и
оркестров
• выразительно исполнять музыкально-ритмические движения разных форм и жанров;
• определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных
музыкальных инструментов;
• оценивать
и
соотносить содержание и музыкальный язык народного и
профессионального музыкального творчества разных стран мира.

Тематическое планирование 1 класс
№ п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
15
16

Раздел, тема занятия

Количес
тво
часов

Ритмико-гимнастические упражнения

9
1
1
1
1
1

Вводный.
Ходьба и бег. Разновидности ходьбы.
Танцевальный шаг на полупальцах.
Ритмико-гимнастические упражнения.
Подбрасывание, перекатывание
малого мяча, обруча в
заданном ритме под музыку.
Упражнение с препятствиями и на координацию движений.
Строевые упражнения. Перестроения.
Упражнение с обручем, скакалкой, гимнастической палкой.
Итоговое занятие.
Ритмические
упражнения
с
детскими
звучащими
инструментами
Вводный.
Упражнения на внимание.
Упражнение на расслабление мышц.
Упражнение на координацию движений.
Импровизация движений с колокольчиками на музыкальные
темы.
Упражнение на передачу в движении характера музыки, на
развитие двигательной активности.
Итоговое занятие.
Импровизация движений на музыкальные темы, игры под
музыку

1
1
1
1
7
1
2
1
1
1
1
1
9

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Деятельность учителя с учетом
рабочей программы воспитания
Установление доверительных
отношений между
педагогическим работником
и его обучающимися,
способствующих позитивному
восприятию обучающимися
требований и просьб
педагогического работника,
привлечению их внимания
к обсуждаемой на уроке
информации, активизации их
познавательной деятельности.
Побуждение обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими
(педагогическими работниками)
и сверстниками (обучающимися),
принципы учебной дисциплины
и самоорганизации.
Привлечение внимания
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых

17

Импровизация движений на музыкальные темы.

1

18

Упражнения, развивающие темп и ритм.

1

19
20
21
22

Индивидуальное творчество.
Подвижные игры с пением и речевым сопровождением.
Упражнения в передаче игровых образов под музыку.
Русские народные игры.

1
1
1

23

Упражнения на передачу в движении характера музыки.

1

24

Упражнения на умение сочетать движение с музыкой,
упражнения на внимание.
Итоговое занятие.

1

Народные пляски и современные танцевальные движения

8

26

Танцевальные упражнения и движения.

1

27

Соединение движения с музыкой.

1

28

Танцевальные упражнения и движения с предметами.

1

29

Элементы русских народных плясок.

1

30

Элементы русских народных плясок.

1

31

Упражнения на развитие танцевального творчества.

1

32

Упражнения на развитие танцевального творчества.

1

33

Итоговое занятие.

1

25

1

на уроках явлений, организация
их работы с получаемой на уроке
социально значимой
информацией – инициирование
ее обсуждения, высказывания
обучающимися своего мнения по
ее поводу, выработки своего к
ней отношения.
Применение на уроке
интерактивных форм работы с
обучающимися:
интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную
мотивацию обучающихся;
дискуссий, которые дают
обучающимся возможность
приобрести опыт ведения
конструктивного диалога;
групповой работы или работы
в парах, которые учат
обучающихся командной работе
и взаимодействию с другими
обучающимися.

Тематическое планирование 2 класс
№ п/п

Раздел, тема занятия

Количес
тво
часов

Ритмико-гимнастические упражнения

9
1
1
1
1
1
1

1
2
3
4
5
6

Вводный.
Разновидности ходьбы.
Танцевальный шаг на полупальцах.
Перестроения.
Подбрасывание малого мяча, обруча в малом ритме.
Перекатывание, катание, бросание малого мяча под музыку.

7
8
9

Упражнение с препятствиями и на координацию движений.
Упражнение с обручем, скакалкой, гимнастической палкой.
Итоговое занятие.
Ритмические
упражнения
с
детскими
звучащими
инструментами
Вводный.
Упражнения на внимание.
Упражнение на расслабление мышц.
Упражнение на координацию движений.
Импровизация движений с колокольчиками на музыкальные
темы.
Упражнение на передачу в движении характера музыки, на
развитие двигательной активности.
Итоговое занятие.
Импровизация движений на музыкальные темы, игры под
музыку

10
11
12
13
14
15
16

1
1
1
7
1
2
1
1
1
1
1
9

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Деятельность учителя с учетом
рабочей программы воспитания
Установление доверительных
отношений между
педагогическим работником
и его обучающимися,
способствующих позитивному
восприятию обучающимися
требований и просьб
педагогического работника,
привлечению их внимания
к обсуждаемой на уроке
информации, активизации их
познавательной деятельности.
Побуждение обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими
(педагогическими работниками)
и сверстниками (обучающимися),
принципы учебной дисциплины
и самоорганизации.
Привлечение внимания
обучающихся к ценностному

17

Импровизация движений.

1

18
19
20
21
22

Упражнение в равновесии.
Индивидуальное творчество.
Упражнения с гимнастическими палками.
Упражнения с обручем.
Упражнения для развития ритма.

1
1
1
1

23

Упражнение на передачу в движении характера музыки.

1

24

Упражнение на умение сочетать движение с музыкой,
упражнения на внимание.
Итоговое занятие.

1

Народные пляски и современные танцевальные движения

8

26

Танцевальные упражнения и движения.

1

27

Соединение движения с музыкой.

1

28

Русские народные игры.

1

29

Русские народные игры.

30

Упражнение на развитие танцевального творчества.

1

31

Упражнение на развитие танцевального творчества.

1

32

Элементы русских народных плясок.

1

33

Элементы русских народных плясок.

1

34

Итоговое занятие.

1

25

1

аспекту изучаемых
на уроках явлений, организация
их работы с получаемой на уроке
социально значимой
информацией – инициирование
ее обсуждения, высказывания
обучающимися своего мнения по
ее поводу, выработки своего к
ней отношения.
Применение на уроке
интерактивных форм работы с
обучающимися:
интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную
мотивацию обучающихся;
дискуссий, которые дают
обучающимся возможность
приобрести опыт ведения
конструктивного диалога;
групповой работы или работы
в парах, которые учат
обучающихся командной работе
и взаимодействию с другими
обучающимися.

Тематическое планирование 3 класс
№ п/п

1
2
3
4
5
6
7

8
9
10

11

Раздел, тема занятия

Количес
тво
часов

Ритмико-гимнастические упражнения
Основные движения под музыку 3/4. Ходьба, прыжки,
подскоки.
Изменение темпа и характера движения.
Координация движений рук и ног на внимание.
Ходьба и бег с перестроениями на ходу, с изменением темпа
движения.
Выполнение под музыку общеразвивающих упражнений с
предметами и без них.
Выполнение упражнений с мячом под музыку: бросание,
катание, передача.
Выполнение упражнений со скакалкой под музыку.
Ритмические
упражнения
с
детскими
звучащими
инструментами
Повторение заданного ритмического рисунка на погремушках,
ложках, бубне.
Передача сильных и слабых долей в произведениях с
использованием
Исполнение простых произведений на ложках, погремушках,
металлофоне.
Импровизация движений на музыкальные темы, игры под
музыку
Свободные движения под музыку различного характера.

7
1
1
1
1
1
1
1
3
1
2
1
7
1

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Деятельность учителя с учетом
рабочей программы воспитания
Установление доверительных
отношений между
педагогическим работником
и его обучающимися,
способствующих позитивному
восприятию обучающимися
требований и просьб
педагогического работника,
привлечению их внимания
к обсуждаемой на уроке
информации, активизации их
познавательной деятельности.
Побуждение обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими
(педагогическими работниками)
и сверстниками (обучающимися),
принципы учебной дисциплины
и самоорганизации.
Привлечение внимания
обучающихся к ценностному

12

Акценты и паузы в движении и их использование.

1

13
14
15
16

Игры под музыку, игры с пением.
Инсценирование русских народных песен.
Подражательные движения.
Упражнения в отсроченном движении под музыку
двухголосного канона.
Упражнения в отсроченном движении под музыку
трёхголосного канона.
Народные пляски и современные танцевальные движения

1
1
1

17

18

Танцевальные движения, изученные во 2 классе.

1

19

Закрепление танцевальных движений, изученных во 2 классе.

1

20

1

21

Простые танцевальные движения: простой шаг, бег на
полупальцах, притопы.
Танцевальные движения: подскоки, кружения.

22

Приставной и переменный шаг вперёд, в сторону, назад.

1

23

Шаг вальса прямой и с поворотом.

1

24

Выполнение танцевальных движений парами.

1

25

1

26

Выполнение движений с выставлением ноги на пятку вперед -в
сторону.
Поочерёдное выставление ноги на носок и на пятку.

27

Разучивание элементов русских народных танцев.

1

28

Знакомство с новыми элементами танца и движениями:
присядка и полуприсядка на месте и с продвижением.
Знакомство с новыми элементами танца и движениями:
ковырялочка.
Разнообразные сочетания отработанных шагов с движениями
рук и хлопков.

1

17

29
30

1

1

1

1
1

аспекту изучаемых
на уроках явлений, организация
их работы с получаемой на уроке
социально значимой
информацией – инициирование
ее обсуждения, высказывания
обучающимися своего мнения по
ее поводу, выработки своего к
ней отношения.
Применение на уроке
интерактивных форм работы с
обучающимися:
интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную
мотивацию обучающихся;
дискуссий, которые дают
обучающимся возможность
приобрести опыт ведения
конструктивного диалога;
групповой работы или работы
в парах, которые учат
обучающихся командной работе
и взаимодействию с другими
обучающимися.

31

Основные шаги танца «Кадриль».

1

32

Разучивание танца «Кадриль».

1

33

Отработка танца «Кадриль».

1

34

Показательный урок по изученному в 3 классе. Защита проекта.

1

Тематическое планирование 4 класс
№ п/п

1
2
3
4
5
6
7

Раздел, тема занятия

Количес
тво
часов

Ритмико-гимнастические упражнения
Совершенствование навыка основных движений под музыку
2/4, 4/4, 3/4.Ходьба, прыжки, подскоки.
Совершенствование движений под музыку со сменой
метроритма.
Ходьба и бег под музыку с перестроениями на ходу, с
изменением темпа движения.
Отражение хлопками и притопами ритмического рисунка и
мелодии.
Исполнение в беге, при ходьбе или поскоках несложных
ритмических рисунков.
Выполнение упражнений с мячом под музыку: бросание,
катание, передача.
Выполнение упражнений со скакалкой под музыку на месте и с
продвижением.
Ритмические
упражнения
с
детскими
звучащими
инструментами

7
1
1
1
1
1
1
1
3

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Деятельность учителя с учетом
рабочей программы воспитания
Установление доверительных
отношений между
педагогическим работником
и его обучающимися,
способствующих позитивному
восприятию обучающимися
требований и просьб
педагогического работника,
привлечению их внимания
к обсуждаемой на уроке
информации, активизации их
познавательной деятельности.
Побуждение обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые нормы поведения,

8

1

Повторение заданного ритмического рисунка на инструментах.
Передача ритмов знакомых песен.
Передача сильных и слабых долей в произведениях с
использованием инструментов.
Исполнение простых произведений на ложках, погремушках,
металлофоне.
Импровизация движений на музыкальные темы, игры под
музыку
Совершенствование свободных и естественных движений под
музыку разного характера.
Акценты в движении и их использование.
Игры под музыку, игры с пением.
Инсценирование русских народных песен.
Сценическое изображение сказки.
Упражнения в отсроченном движении под музыку
двухголосного канона.
Упражнения в отсроченном движении под музыку
трёхголосного канона.
Народные пляски и современные танцевальные движения

17

18

Танцевальные движения, изученные в 3 классе.

1

19

Закрепление танцевальных движений, изученных в 3 классе.

1

20

1

21

Простые танцевальные движения: простой шаг, бег на
полупальцах, притопы.
Танцевальные движения: подскоки, кружения.

22

Приставной и переменный шаг вперёд, в сторону, назад.

1

23

Разучивание элементов вальса. Шаг вальса прямой.

1

24

Разучивание элементов вальса. Шаг вальса с поворотом.

1

9
10

11
12
13
14
15
16
17

2
1
7
1
1
1
1
1

1

1

правила общения со старшими
(педагогическими работниками)
и сверстниками (обучающимися),
принципы учебной дисциплины
и самоорганизации.
Привлечение внимания
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых
на уроках явлений, организация
их работы с получаемой на уроке
социально значимой
информацией – инициирование
ее обсуждения, высказывания
обучающимися своего мнения по
ее поводу, выработки своего к
ней отношения.
Применение на уроке
интерактивных форм работы с
обучающимися:
интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную
мотивацию обучающихся;
дискуссий, которые дают
обучающимся возможность
приобрести опыт ведения
конструктивного диалога;
групповой работы или работы
в парах, которые учат

25

Шаг вальса прямой и с поворотом.

1

26

Выполнение изученных танцевальных движений парами.

1

27

Разучивание танца «Вальс».

1

28

Отработка танца «Вальс».

1

29

Разучивание элементов танца «Диско».

1

30

Шаги с хлопками и поворотами под музыку и счёт.

1

31

Закрепление изученных элементов танцевальных движений.

1

32

Разучивание танца «Диско».

1

33

Отработка танца «Диско».

1

34

Показательный урок по изученному в 4 классе. Защита проекта.

1

обучающихся командной работе
и взаимодействию с другими
обучающимися.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».